Классный час "Вы сказали: "Здравствуйте"

Разделы: Классное руководство


Ежедневное приветствие – естественная форма поведения культурного человека. Ведь дорого внимание и расположение тех, кого мы уважаем. Учащиеся 5-7 классов требуют к себе особого внимания. Их духовность, состояние души, эмоционально-эстетическая восприимчивость на всё, что он видит и слышит. В формировании культуры поведения и эстетики общения неоценимую помощь окажут тематические классные часы. Я предлагаю один из таких тематических классных часов.

Тема: «Вы сказали: «Здравствуйте!»

Цель: познакомить учащихся с различными формами приветствия и их значимостью в установлении человеческих контактов, показать роль жестов, мимики, интонации, манеры обращения в создании хорошего самочувствия и настроения людей.

Ход подготовки.

  1. Подготовить выступление учащихся на тему: «Как здороваются народы мира?»
  2. Предложить учащимся следующие задания:
  • подумайте над вопросами: нужно ли здороваться с людьми, занимая очередь на прием к врачу, покупая каждый день хлеб в булочной рядом с вашим домом? Следует ли здороваться с человеком, которого вы встречаете во второй раз? Приведите другие примеры, когда приветствие уместно и необходимо;
  • понаблюдайте за тем, какие слова вы употребляете, приветствуя друзей, соседей, учителей, родных, знакомых и других людей. Обратите внимание на манеру приветствия (жесты, мимику, интонацию и т. п.) у ваших одноклассников, у окружающих людей. Какая из них вам кажется уместной и красивой? Какую роль играет форма приветствия в создании хорошего настроения и установления доброжелательных контактов между людьми?

План-конспект

I. Вступительное слово учителя.

Встречаясь со своими знакомыми, товарищами или просто соседями, мы говорим: «Здравствуйте». Это приветствие может звучать дружелюбно, приветливо, радостно или безразлично, недоброжелательно, а то и просто быть невежливым по форме. Например, ученик протягивает руку для приветствия учителю или любому другому взрослому человеку, юноша протягивает первым руку девушке и т. п.

II. Выступления учащихся.

«Как здороваются народы мира»

1. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени масон рассказывают, что перед тем, как поприветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами, а в Англии, как правило, первой приветствует мужчину женщина. То, что подходит англичанке, не подходит для других. У нас в стране приветствуют, придерживаясь таких правил: «Мужчина приветствует женщину, младший по возрасту старшего, младшая по возрасту женщина – старшую и мужчину, который намного старше ее».

Само приветствие.

2. На улице мужчина с легким поклоном на высоте плеча. При этом выражение его лица должно быть по возможности приветливым. Не следует здороваться с человеком за двадцать метров. Три-четыре шага – вот правильная дистанция. Шляпу снимают рукой, находящейся подальше от того, кого приветствуешь: так удобно, приветствуя друг друга, обмениваться взглядом. Если же без головного убора или спортивная шапка, надо приветствовать лёгким поклоном. При этом во рту не должно быть сигареты, жвачки и нельзя держать руку в кармане. Девушкам значительно легче. Им не надо думать, есть ли на голове шляпа. В любом случае они слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, степень дружелюбия которой зависит от того, насколько близко знакомство.

3. При всём многообразии приветствия, оно никогда не должно быть развязным. Не следует размахивать руками или кричать через всю улицу: «Привет, старик!», даже когда вы повстречали своего лучшего друга. С такими громкими проявлениями радости можно, в крайнем случае, примириться во время воскресной прогулки, но ни в коем случае не на улице и не в школе. Дружеского кивка или легкого поклона вполне достаточно для приветствия не очень близких знакомых.

4. С давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Кроме того, в железной рукавице не так легко было дружески пожать протянутую руку.

Сейчас снимается перчатка из внимания к товарищу. Ведь надевают ее для того, чтобы предохранить пальцы и ладонь от пыли, грязи и холода. Зачем же заставлять приятеля ее касаться? Лучше дать ему пожать теплую дружескую руку.

Вопросы учащимся: В каких случаях люди приветствуют друг друга? Всегда ли слова приветствия, произнесенные человеком, вызывают у окружающих людей состояние удовлетворенности и радости от встречи? Какое приветствие можно считать достойным эстетически воспитанного человека?

Учитель: Куда бы ни пришёл человек, он должен поздороваться, не дожидаясь приветствия в его адрес. Приветливая улыбка и небольшой наклон головы подчеркивает ваше расположение к людям. Владимир Солоухин пишет об улыбке следующее: «Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, находить, рот – поглощать пищу, всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет».

Если вам встретился человек, с которым вы уже здоровались, не делайте вид, что вы его не замечаете. Поздоровайтесь еще раз, изменив форму приветствия, или просто приветливо улыбнитесь.

- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
«Здравствуйте». В. Солоухин.

Вопросы учащимся: Как бы вы ответили на вопросы поэта В. Солоухина? Что нужно развивать, чтобы приносить людям радость (пусть даже приветствием)?

III. Проигрывание ситуаций.

Задание: Группе учащихся предлагается войти в класс и обратиться к одноклассникам, к учителю, употребляя различные варианты приветствия: «Здравствуйте», «Салют», «Привет», «Как поживаете?», «Здорово» и т. п. приветствия могут сопровождаться разнообразными жестами: рукопожатием, помахиванием руки, кивком головы и другие ( неправильные, неуместные и некрасивые приветствия, сопровождаемые высокомерным кивком головы, пренебрежительной улыбкой, подобострастным выражением лица и т. п.).

Учащиеся-зрители должны оценить форму приветствия.

Вопросы: Чьё приветствие понравилось больше всего и почему? Что хотел сказать своим приветствием человек, что хотел выразить? Что собой представляет человек, который поздоровался с нами? Как относится к нам? В чём красота приветствия, и какие ошибки были допущены при выборе формы приветствия?

IV. Подведение итогов.

- Каким должно быть приветствие?