Данный урок рассчитан на два академических часа (желательно спаренные).
Цель урока: Отработать теоретические и практические навыки, закрепить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках по темам «Предельные и непредельные углеводороды», «Создание проектов с использованием Microsoft Office»; уметь самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником и дополнительной литературой, соблюдать правила работы в коллективе. Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы в сравнительном анализе свойств веществ, строении молекул; применять знания в нестандартных ситуациях (при оформлении анимированных презентаций, веб-страниц и газетных полос); закрепить навыки работы с реактивами и приборами, соблюдать технику безопасности.
Метод урока: проектная деятельность учащихся.
Оборудование: проектор, компьютеры, сканер, химические реактивы, ватман, маркеры, дополнительная литература.
Ход урока
I. Актуализация. Постановка целей и задач проектов. (5 минут)
Методические комментарии.
Выполнение проектов рассчитано на многократное повторение знаний полученных на предыдущих уроках, а также углублении их и умении представить изученный материал в виде готового продукта.
Учащимся предлагается поделиться на три рабочие группы. Каждая группа получает алгоритм выполнения работы в виде рабочих карт. Собрав нужную информацию (теоретический материал), каждая группа выделяет человека для выполнения практической части с использованием компьютера. Остальная часть группы выполняет лабораторно-практическую работу по определению химических свойств углеводородов, составляет отчет на листе ватмана.
Первая группа выполняет работу по поиску определений к терминам: химическая связь, энергия и длина связи. Оформляет таблицу: качественные и количественные характеристики связи, используя дополнительную литературу. Создает в программе Word газетную полосу и оформляет ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта. Готовит стендовый отчет по лабораторной работе «Свойства полиэтилена». Как итог, представляет устный отчет по выполненному проекту.
Вторая группа выполняет работу по сбору материала о пространственном строении молекул разных веществ, положения электронных облаков относительно плоскости молекул. Создает в программе Power Point презентацию и оформляет ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта. Готовит стендовый отчет по лабораторной работе «Получение этилена и опыты с ним». Как итог, представляет устный отчет по выполненному проекту.
Третья группа выполняет работу по сбору материала о свойствах разных классов углеводородов (алканы, алкены, алкины, алкадиены и циклоалканы). Представляет в виде сравнительной таблицы свойства этих классов, а так же виды изомерии и номенклатуры, характерные для этих классов; виды гибридизации и определения классов с общими формулами. В таблицу включает именные реакции, воспользовавшись дополнительным материалом. Готовит стендовый отчет по лабораторной работе «Получение ацетилена и опыты с ним».Как итог, представляет устный отчет по выполненному проекту.
II. Основная часть. (40 минут)
Сбор теоретического материала. Выполнение практических работ.
Методические комментарии.
В этой части урока учащиеся занимаются сбором и анализом информации из учебника и дополнительной литературы. Планированием действий команды (куда, кому, зачем, что делать).
Рабочая карта 1
Алгоритм выполнения работы для первой группы
Теория: Найти определения к терминам: химическая связь, энергия и длина связи. Записать в таблицу: качественные и количественные характеристики связи.
Дополнительная литература:
- «Репетитор по химии» под редакцией А.С. Егорова, ФЕНИКС, Ростов-на-Дону, 2004.
- Химия для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, Москва, «Высшая школа», 2002.
Практическая работа: создать в программе Word газетную полосу. Оформить ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта.
Указания к выполнению проекта.
- Это должен быть текстовый документ (формат листа А4 ), размер шрифта 10, межстрочный интервал – 1.
- Все заголовки в тексте – из коллекции WordArt.
- Обязательно включить в текст рисунок. Установить обтекание рисунка текстом (вокруг рамки или по контуру).
- Желательно расположить текст в 2-3 колонки.
- Включить в работу таблицы, списки.
- На листе должна быть рамка (прямоугольная или рисунок , в оттенках серого).
Примерный результат готового проекта
Рис. 1
Лабораторная работа: «Свойства полиэтилена»
- Образец полиэтилена нагреть не сильно над пламенем спиртовки с помощью щипцов. Наблюдайте постепенное его размягчение, стеклянной палочкой измените его форму. Можно ли изменить форму полиэтилена после остывания?
- Подожгите образец полиэтилена. Горит ли образец вне пламени? Какого цвета пламя? Образуется ли при этом копоть? Обладают ли продукты горения запахом?
- В пробирки с бромной водой и перманганатом калия поместите образцы полиэтилена. Происходит ли изменение окраски растворов?
- В пробирку с серной кислотой поместите кусочки полиэтилена. Действует ли кислота на полимер?
- Какие выводы можно сделать о свойствах полимера?
Алгоритм выполнения работы для второй группы.
Теория: собрать материал о пространственном строении молекул разных веществ, положения электронных облаков относительно плоскости молекулы.
Дополнительная литература
- Органическая химия А.А. Петров Москва, Высшая школа, 1985.
- Строение и свойства органических веществ В.М. Потапов, Москва Просвещение, 1974.
Практическая работа: создать в программе Power Point презентацию и оформить ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта.
Указания к выполнению проекта.
- Работа должна состоять не более чем из 3 слайдов;
- Обязательное использование автофигур. Выполнение действий: порядок, поворот;
- Использование эффектов анимации. В части анимирования перекрытия облаков, использовать эффект «пути перемещения»;
- Не допустимо использование графических объектов без сопроводительной информации;
- Оформление презентации должно быть корректным с точки зрения дизайна.
Примерный результат готового проекта
Рис. 2
Лабораторная работа: «Получение этилена и опыты с ним»
- Соберите прибор, как показано на рисунке 3, проверьте его герметичность. В пробирку поместите смесь спирта и серной кислоты в соотношении 1:3, положить в смесь прокаленный речной песок. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Нагревайте пробирку осторожно.
Рис. 3 - Конец газоотводной трубки поместите в раствор бромной воды, наблюдайте за происходящими изменениями.
- Затем проделайте те же манипуляции, но с раствором перманганата калия. Наблюдайте за происходящими изменениями.
- Выну газоотводную трубку, подожгите выделяющийся газ. Каким пламенем он горит?
- Объясните происходящие явления. Составьте уравнения химических реакций.
Рабочая карта 3
Алгоритм выполнения работы для третьей группы.
Теория: собрать материал о свойствах разных классов углеводородов (алканы, алкены, алкины, алкадиены и циклоалканы). В виде сравнительной таблицы представить свойства этих классов, а так же виды изомерии и номенклатуры, характерные для этих классов; виды гибридизации и определения классов с общими формулами. Включить именные реакции, воспользоваться дополнительным материалом. Таблица поможет в разработке структуры будущего сайта.
Дополнительная литература:
- Химия О.С. Габриелян, Дрофа, 2006.
- Органическая химия А.А. Петров Москва, Высшая школа, 1985.
- Химия для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, Москва, «Высшая школа», 2002.
Дополнительный материал:
Практическая работа: создать сайт с прозрачной структурой, в котором разместить собранную информацию. Оформить ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта.
Указания к выполнению проекта.
Создать HTML-документ, используя дополнительный материал к данному заданию (разбить страницу на фреймы, сделать ссылки).
Алканы | Циклоалканы | Алкены | Алкины | Алкадиены | |
Общая формула,вид гибридизации | |||||
Виды изомерии | |||||
Характерные химические свойства | |||||
Реакция Семенова | |||||
Реакция Вюрца | |||||
Реакция Кучерова | |||||
Реакция Лебедева | |||||
Правило Марковникова | |||||
Правило Зайцева |
Примерный результат готового проекта
Рис.4
Лабораторная работа: «Получение ацетилена и опыты с ним»
- Соберите прибор, как показано на рисунке 3, проверьте его герметичность. В пробирку поместите немного воды и кусочек карбида кальция. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
- Конец газоотводной трубки поместите в раствор бромной воды, наблюдайте за происходящими изменениями.
- Затем проделайте те же манипуляции, но с раствором перманганата калия. Наблюдайте за происходящими изменениями.
- Объясните происходящие явления. Составьте уравнения химических реакций.
III. Защита проектов. Рефлексия. (35 минут)
Группы представляют полученные результаты, обосновывают процесс проектирования, знакомят с содержанием проекта в виде устного отчета.
Методические рекомендации:
Основным результатом рефлексии является выявление и осознание основных компонентов деятельности, необходимых для дальнейшей работы или корректировки образовательного пути. Рефлексию можно проводить письменно или устно.
Схема рефлексии
- Появились ли у вас новые знания умения в процессе работы над своим проектом?
- Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях?
- Что в работе над проектом было наиболее интересным?
- Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
- Каковы ваши ощущения от выполненной работы?
- Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?
IV. Итоги урока. (8 минут)
V. Домашнее задание. (2 минуты)
Восполнить пробелы в знаниях, которые выявились при выполнении и защите проектов.