Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и в создании творческой атмосферы его важное значение имеет эмоциональное восприятие обучающимися учебного материала. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств (приложение), форм и методов обучения позволяет каждому создать систему работы.
Большое значение в активизации обучающихся при обучении информатики, на мой взгляд, имеет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных практических заданий. А руководить деятельностью – это одна из задач, которые встают перед учителем информатики в современной школе. Ее решение он ищет, когда разрабатывает обычный рабочий урок, составляет задания для обучающихся, организует внеклассные мероприятия, связанные с изучением предмета.
Сегодня эта задача наиболее актуальна. Ее значение неоднократно подчеркивается в основных нормативных документах Министерства образования, где основной аспект делается на необходимость шире практиковать активные формы обучения на уроках, придавая им большую практическую направленность, искореняя начетничество, схематизм. Поэтому темой самообразования я выбрала "Индивидуально-групповая работа на уроках информатики как средство активизации учебного процесса".
Выбор темы неслучаен, т.к. включение обучающихся на уроке информатики в деловое общение, соответствующее по характеру "ведущей деятельности" подросткового возраста обеспечивает высокую познавательную активность, что несомненно положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Я согласна с позицией известного русского дидакта Данилова М.А, который утверждал, что "… групповая форма организации труда … делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования".
При изучении литературы по теме самообразования я поставила перед собой ряд вопросов:
- из каких элементов складывается данная форма работы;
- как правильно организовать индивидуально-групповую работу на уроках информатики;
- какова степень самостоятельности при индивидуальной работе обучающихся.
Исходя из этого, я поставила цель: создать благоприятные условия для усвоения учебного материала через организацию индивидуально-групповой работы на уроках информатики. Достижение цели предусматриваю в выполнении следующих учебных задач:
- сформировать навыки коммуникативных отношений при работе в парах и группах;
- сформировать умения выполнять практические работы, грамотно выстраивать логические цепочки;
- научить обучающихся выполнять письменные работы;
- научить каждого обучающегося четко планировать свою учебную деятельность;
- развивать умения объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.
На основе анализа программы я составила тематическое планирование для каждого класса, в которое включила основные элементы индивидуально-групповой работы на уроках информатики, что позволяет вести систематический контроль за усвоением учебного материала, учитывая при этом возрастные особенности.
Ведущими моими принципами по данной теме являются:
- практическая направленность в изучении информатики;
- научности;
- гуманности;
- сотрудничества;
- коллективной помощи;
- связи уроков информатики с другими предметами (математики, истории, физики и др.).
Эти принципы я положила в основу своей работы по руководству учебной деятельностью обучающихся на уроках информатики. Активизация деятельности каждого обучающегося на уроке – это активизация разнообразных форм и методов обучения и стимуляция творческой самостоятельности обучающихся.
Добиться поставленной цели и задач позволяет использование наряду с традиционными, новых форм организации обучения – уроков-зачетов, семинарских занятий, включение в уроки коллективной и групповой деятельности обучающихся, применение игровых форм, а также формы индивидуально-групповой работы на уроках, призванные помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ, развить умения анализировать научные данные, способствовать дифференциации и индивидуализации обучающихся информатики в зависимости от подготовки обучающихся.
Разрабатывая методику организации индивидуально-групповой познавательной деятельности обучающихся, я познакомилась с работами ряда учителей информатики, а также экспериментально апробировала несколько вариантов организации групповой работы на уроках информатики и выявила определенные положения, которые оказали существенную помощь в дальнейшее работе:
- для успешной работы группы необходимо, чтобы каждый школьник обладал элементарными умениями самостоятельно познавательной деятельности;
- перед началом организации групповой работы учитель достаточно четко должен представлять уровень познавательной самостоятельности как отдельного обучающегося, так и класса в целом.
Необходимо:
- проведение учителем подробного инструктажа, раскрывающего последовательность действий обучающихся при выполнении работы;
- давать консультации отдельным группам;
- значительная часть успеха определяется составом группы.
Мой опыт показал, что на начальных этапах работы, особенно я это использую в 5-6-х классах, более эффективны гетерогенные группы, группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно. В таких группах очень быстро появляется свой лидер, и им может быть не обязательно сильный ученик. "Слабые" ученики, как правило, тоже проявляют активность, в результате чего у них формируется умение самостоятельного получения знаний. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.
Состав группы я изменяю и не один раз, чтобы добиться активной работы всех членов группы. Если работа в группе идет слаженно, то состав оставляю прежним.
При организации индивидуально-групповой работы я стараюсь придерживаться определенных требований:
- нейтрализовать негативные явления;
- группы не должны знать о разделении;
- распределять по группам, сообщая, что это необходимо для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнить задания;
- чтобы не развить индивидуалистические качества, стараюсь чаще переключать с дифференцированной работы на совместную, коллективную;
- создаю ситуацию для самостоятельного выбора заданий обучающимися в соответствии с их учебными возможностями.
Индивидуально-групповую деятельность на уроке информатики складываю из следующих элементов:
- Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.
- Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей.
- Работа по выполнению учебного задания.
- Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
- Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
- Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, добавление и исправление, дополнительная информация учителя и формирование окончательных выводов.
- Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное время. По истечении отведенного времени группы отчитываются о своей деятельности.
Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.
Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.
Групповая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде помощи сильных учеников более слабым.
Индивидуально-групповая форма учебной работы – не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одаренных. Данную форму работы применяю в классах, где четко проявляются индивидуальные различия обучающихся.
В разных звеньях процесса обучения применяю:
- Формирование знаний:
- объяснение всем учебного материала;
- самостоятельная работа по заданиям (высокие, средние, низкие учебные возможности);
- работа учителя с каждым учеником по теме урока индивидуально;
- итоги.
- Закрепление и совершенствование знаний.
Весь класс решает познавательные задачи. Два-три обучающихся с высокими учебными возможностями подбирают по теме дополнительный материал из других источников. - Проверка знаний
- Если классу давалось несложное задание, то проверяю выполнение задания только у слабых.
- Обучающимся с высокими учебными возможностями даю общее задание.
Я организовываю работу класса с помощью наиболее активных учеников, которые подают личный пример, способствуют более широкому анализу учебного материала (каждый в соответствии со своими способностями, интересами, фондом действенных знаний может вносить свой вклад в общее дело обучения). Совместная деятельность разрешается усилиями всего коллектива. При затруднении, более слабые обучающиеся могут прибегнуть к помощи товарищей.
При выборе формы учебной работы учитываю:
- наличие разнообразного дидактического материла
- содержание материала (новизна, трудность)
трудный материал:
- 1 этап – фронтальная работа
- 2 этап – дифференцированно групповая работа
- как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика (защита своего мнения, умения доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма, помогать в затруднениях, планировать работу, способность к самоконтролю).
- организация деятельности должна способствовать формированию положительных мотивов, формированию познавательного интереса, познавательных потребностей.
- следует искать пути создания хороших условий для проявления активности всех групп обучающихся.
Группы динамичны, их состав определяется характером учебных задач и изменяется на основе анализа контрольных и творческих работ, опроса, зачетов, наблюдений.
Наличие в классе разных по уровню подготовленности обучающихся предполагает различные по сложности, объему и содержанию задания.
На уроках информатики я использую карточки для индивидуально-групповой работы. Они призваны помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ.
Карточки для индивидуально-групповой работы включают в себя задания для самостоятельной работы обучающихся на уроке и вне урока («Карточки-задания») и карточки, несущие дополнительную информацию, призванную помочь облегчить понимание теоретических вопросов.
Индивидуально-групповая работа завершается фронтальной, когда обучающиеся отчитываются о проделанной работе.
Иной вариант – деление обучающихся на три группы, каждая из которых включает только сильных, средних или слабых обучающихся (по успеваемости).
Успеху индивидуальности обучения способствует групповые и индивидуальные консультации и зачеты.
Опыт работы позволяет говорить о том, что эта форма дает результаты.
Групповая форма работы не является универсальной и может быть применима на каждом уроке, но плодотворность ее для меня несомненна.