Я работаю в школе №8 “МУЗЫКА” Фрунзенского района. Наша школа – общеобразовательная, с углубленным изучением предметов цикла “Музыка”, т.е. по существу это две школы “под одной крышей” (общеобразовательная и музыкальная). Кроме включенных в учебный план общеобразовательной школы предметов, дети изучают основной музыкальный инструмент, сольфеджио, теорию, гармонию, музыкальную литературу, занимаются в оркестре, поют в хоре, занимаются вокалом. Я преподаю предмет “Слушание музыки” детям третьих и четвертых классов, один урок в неделю. Этот предмет является подготовительным к курсу “Музыкальная литература”, который у ребят начинается с пятого класса.
Необходимость и важность предмета “Слушание музыки” для меня, как для педагога, очевидна, и увеличивается из года в год. Специализация нашей школы определяет раннюю профессиональную ориентацию детей. Мы целенаправленно готовим наших учеников стать на профессиональный путь музыканта. Читая биографии великих музыкантов – композиторов, исполнителей-инструменталистов – я обнаружила одну интересную деталь: все биографы говорят одну и ту же фразу: “…будущий композитор рос в атмосфере музыки…”, “…мальчик рос в доме, где постоянно звучала музыка…”, и т.д. Я прекрасно понимаю, что далеко не все ученики школы – будущие гении и не все изберут музыку своей профессией. Но тот факт, что для воспитания музыканта нужно некое музыкальное “поле”, иначе говоря, хорошая, качественная музыка в доме должна звучать если не постоянно, то очень часто, не подвергается сомнению. К сожалению, сейчас мы живем в такое время, когда очень сильно ощущается нехватка этой самой “музыкальной атмосферы”, в которой, в идеале, должен воспитываться будущий музыкант.
Уровень постоянного техногенного шума, а также сомнительное качество музыкальной продукции, которая “вопит” буквально со всех углов, не делают нашу жизнь лучше и красивее. Подобная, не совсем нормальная для детей звуковая атмосфера, притупляет порог слухового восприятия, делает мало восприимчивыми органы чувств. Скорость нашей жизни не дает ребенку возможности нормально, в своем темпе, эмоционально отреагировать на явление или событие.
Как педагогу, мне необходимо дать детям определенный набор знаний. Ведь школьные программы – это, в первую очередь, учебные программы. Но у любой программы обучения есть развивающие задачи, и именно они, на мой взгляд, в подобной программе должны стать главными.
Итак, своей основной целью на уроках “Слушания музыки” я считаю развитие эмоциональной отзывчивости детей. Хотелось бы, чтобы дети развивали не только свое слуховое восприятие, но и учили бы работать свою душу: стали бы более чуткими, восприимчивыми, лучше чувствовали нюансы, оттенки эмоций и чувств; чтобы в результате, приблизились к пониманию себя, своих чувств, переживаний, эмоций.
Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на уроках “Слушания музыки”.
В работе по развитию эмоциональной отзывчивости детей я использую полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.
Мне кажется, что такой подход удобен в работе потому, что
- дети изначально не разделяют произведений искусства на виды
Теперь о том, каким образом используется соотношение этих трех видов искусства на уроках.
- Музыка – это предмет изучения
- Изобразительное искусство – как иллюстративный материал и способ самовыражения
- Литература – только как иллюстративный материал.
Структура программы по предмету “Слушание музыки”, ее тематизм, построены таким образом, что признаков присутствия синтеза искусств в названиях разделов мы не увидим, они сугубо музыкальные (кроме раздела “Музыка и другие виды искусства”)
3 класс
Учебно-тематический план
Темы разделов |
Количество часов |
||
всего |
теоретич. занятий |
практич. занятий |
|
1. Многообразие звуков |
5 |
1 |
4 |
2. Средства музыкальной выразительности |
6 |
2 |
4 |
3. Изобразительность в музыке |
9 |
2 |
7 |
4. Музыка и другие виды искусства |
4 |
1 |
3 |
5. Музыкальный спектакль |
3 |
1 |
2 |
6. Вокруг музыки |
4 |
1 |
3 |
7. Контрольные уроки |
3 |
- |
3 |
ВСЕГО: |
34 |
8 |
26 |
Содержание программы
- Многообразие звуков: звуки живой и неживой природы, техногенные звуки, звучание различных оркестров и музыкальных ансамблей, хора, инструменты симфонического оркестра и группы инструментов.
- Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, мелодия, гармония, темп, ритм, лад.
- Изобразительность в музыке: музыкальные игрушки, музыкальный зоопарк, музыкальный портрет, музыкальный пейзаж
- Музыка и другие виды искусства: цветная музыка, рисуем музыку, музыка и слово художественный образ
- Музыкальный спектакль: музыкальные адреса Санкт-Петербурга, идем в театр, балет, опера.
- Вокруг музыки: что такое “музыкальные способности”? что значит “учиться музыке”? кто такие “виртуозы”? музыкальные профессии.
- Контрольные уроки: проводятся один раз в триместр с выставлением оценки.
Можно сразу отметить те темы, в которых использование примеров из разных видов искусств будет полезным: например, в темах 3 класса это “Изобразительность в музыке”, “Музыка и другие виды искусства”.
В разделах программы 4 класса собраны темы, требующие более высокого уровня развития ассоциативного мышления.
4 класс
Учебно-тематический план
Темы разделов |
Количество часов |
||
всего |
теоретич. занятий |
практич. занятий |
|
1. Музыкальный язык |
5 |
2 |
3 |
2. Жанры музыки |
20 |
4 |
16 |
3. Простые музыкальные формы |
5 |
2 |
3 |
4. Контрольные уроки |
3 |
- |
3 |
ВСЕГО: |
34 |
8 |
26 |
Содержание программы
- Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности – пути взаимодействия
- Жанры музыки: вокальные (песня, романс, вокализ, серенада и т.п.), танцевальные, марши, программная музыка, сюиты для фортепиано.
- Простые музыкальные формы: одно-, двух-, трехчастная формы, рондо, вариации.
- Контрольные уроки: проводятся один раз в триместр с выставлением оценки.
Методы активизации зрительного и слухового восприятия детей
Упражнение “В мире загадочных звуков”
Цель: Развитие слухового восприятия, концентрации внимания, памяти, быстроты реакции.
Задачи: Учиться грамотно использовать обозначения динамических оттенков, темповых обозначений, выстраивать динамическую фразу после 1-2 прослушиваний
Сейчас существует множество коллекций различных шумов, которые очень интересно можно использовать на занятиях не только по слушанию музыки, но и на сольфеджио.
Например, дети слушают звуковой фрагмент – отъезд электрички. С помощью обозначений темпов и динамики они должны изобразить схему этого фрагмента.
Задание можно усложнить. В следующем фрагменте (звуки улицы) дети должны выделить звучание башенных часов и проезжающей мимо машины. Записать одновременное их звучание, правильно их соотнести. Дети могут выполнять задание парами – один пишет обозначения темпов, другой - динамики, один пишет одну дорожку, другой – вторую, можно записывать одновременно 3 дорожки. Это задание детям очень нравится, оно украшает и оживляет урок.
Упражнение “Эксперимент”
Работая по разделу программы “Изобразительность в музыке”, учителю необходимо заострить внимание детей на том, что основным в музыке является ее способность вызывать у слушателя определенные чувства, которые, в свою очередь, рождают зрительные образы, а не наоборот. Часто, дети, узнав название музыкального произведения, слушают его не особенно внимательно. А чего там слушать? Название “Дождь и радуга”. Понятно, что композитор изображал дождь и радугу. Поэтому перед тем, как начать изучать тему “изобразительность в музыке”, мы с детьми проводим такой “эксперимент” (ещё один метод активизации слухового восприятия, который отчасти можно назвать “поисковым”)
- Пред слушанием музыки не сообщать название пьесы
- После слушания необходимо записать несколько слов, наиболее точно передающих настроение пьесы
- Придумать название
Этот метод можно использовать далеко не со всей программной музыкой. Но с пьесой М.Равеля “Игра воды” или отрывком из симфонической сюиты Н.А.Римского – Корсакова “Шехеразада” - “Море и Синдбадов корабль” - получается почти всегда. Этому способствует их яркая образность. Учителю совершенно необходимо по окончании задания еще раз напомнить ребятам цепочку действий и рассуждений, сделать обобщение. Именно испытываемые чувства позволяют нам представить зрительный образ, а не наоборот. Такой способ слушания музыки позволяет существенно активизировать слуховое восприятие детей, сделать его осмысленным.
А какой восторг вызывает у детей тот факт, что они в буквальном смысле УГАДАЛИ название пьесы – говорить не приходится.
Сделать работу по активизации зрительного восприятия более глубокой, эмоциональной, поможет задание, которое называется “Палитра чувств”. Оно выполняется дома. Ребятам предлагается сделать свою индивидуальную палитру цветов, найти ассоциации, возникающие между цветом и чувством, определить то чувство, которое вызывает в них каждый отдельный цвет. Это задание поможет ребятам начать воспринимать индивидуально эмоциональную основу цвета.
Следующие упражнения – дети рисуют “добро и зло” (только цветом). Аналогичное упражнение – нарисовать радость и грусть. После такого ряда подготовительных упражнений можно переходить к рисованию музыки.
Чтобы детей ничего не отвлекало, чтобы степень их самовыражения была максимальной, я не сообщаю им названия пьесы. Дети рисуют по мокрой бумаге акварельными красками. После рисования ребята пишут несколько слов, наиболее точно передающих настроение и характер пьесы. Потом мы рассматриваем все рисунки, читаем все, что было написано. Придумываем свои названия, узнаем название, которое дал этому произведению композитор.
В 4 классе дети вспоминают тему “Средства музыкальной выразительности”, только она начинает затрагивать не только область музыки, но окружающую жизнь, природу, искусство. И здесь можно обнаружить множество параллелей, которые детям будет интересно и полезно узнать. Например, такое понятие, как “динамика” и “статика”. Можно найти похожие по тематике произведения изобразительного искусства, я в своей работе использую репродукции картин И.Грабаря “Сентябрьский снег” и Ф.Васильева “Перед дождем”. Это осенние пейзажи. Дальше можно изобразить на отдельном листе (в таком же масштабе) основные линии - вертикаль, горизонталь - и тогда детям будет легче увидеть присутствие или отсутствие движения в картине. Затем ребята знакомятся с понятиями “динамика” и “статика”, сравнивают настроение этих картин с музыкальными произведениями, находят общее в эмоциональном наполнении этих произведений разных видов искусств (П.И.Чайковский – “Октябрь”, А.Вивальди – Концерт для скрипки с оркестром № 2 ор.8 (3 часть). В качестве иллюстрации из области литературы можно использовать стихи, тем более что их очень много - чудесных стихов о временах года, стихов, в которых ясно отражено состояние природы.
Полихудожественный подход как основной способ ознакомления с новым материалом на уроке
Далеко не всегда полихудожественный подход может быть основным средством подачи нового материала на уроке, это и не всегда нужно. Но иногда, в силу специфики темы урока, такой подход является единственно возможным.
Очень интересной в плане соединения на уроке произведений различных видов искусств, является урок по теме “Художественный образ”. Это понятие возможно только почувствовать, а потом уже понять. Мне кажется, что для того, чтобы дети усвоили эту тему, им необходимо дать ее прочувствовать, обыграть со всех возможных сторон, всеми доступными способами.
Я представляю для себя схему, к которой можно добавлять различные дополнительные упражнения в зависимости от состава группы, от возраста детей, от того, как идет процесс обучения.
- Дети рассматривают репродукции картин с изображением сказочных персонажей– их три: “Богатыри”, “Алёнушка”, “Баба-Яга” В.Васнецова. Рассматриваем и описываем героев картин. Записываем слова, характеризующие этих персонажей (на доске в три столбика).
- Рассматривают картины с изображением природы – они подбираются в соответствии с тремя первыми образами: И.Шишкин – “Дубы”, “Еловый лес”, художественные фотографии картин природы. Рассматривают, подбирают слова для характеристики образа, пытаются “оживить” в своем представлении деревья, представить, о чем они задумались, о чем они могут рассказать и т.д. Записываем характеристики этих образов точно так же, в три столбика (добавляем к первоначальным записям).
- Дети слушают литературные отрывки с описаниями картин природы (можно использовать самые различные по жанрам литературные произведения)
- Слушание музыки. В музыкальной литературе существует множество произведений, способных совпасть по настроению и образу со сказочными персонажами, изображенными на картинах. Например: М.П.Мусоргский “Избушка на курьих ножках” (из сюиты “Картинки с выставки”), А. Бородин. Симфония №2 – “Богатырская” – фрагмент, К. Дебюсси. “Девушка с волосами цвета льна”.
- Можно попробовать выразительно двигаться под музыку, соответствующую этим трем образам. Вариант усложнения задания: поставить музыкальные отрывки, которые не подходят ни к одному из трех образов. Добавляем слова – характеристику образов.
- Последний этап. У детей перед глазами должны быть все названия (музыкальных и литературных произведений), репродукции картин, и, конечно, записи характеристики образов. Как правило, вывод дети уже делают сами. Они чувствуют, схожее эмоциональное наполнение и у картины, и у музыкального произведения, и у стихотворения, и у двигательной импровизации, и у рисунка. Словесная характеристика, которую собирали, рассматривая и слушая несколько произведений разных видов искусств, подходит к любому из одного ряда. Мы обозначаем названия этих художественных образов: лирический, героический, сказочный или фантастический.
Вывод
Таким образом, использование полихудожественного подхода, основанного на синтезе искусств, помогает учащимся:
- получить дополнительные способы усвоения учебного материала;
- существенно активизировать слуховое восприятие;
- формировать стремление показать свою индивидуальность (для будущего музыканта это немаловажно);
- находиться в активной позиции, в состоянии поиска.
Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько “плюсов”:
- приобретенные детьми знания становятся более “живыми” (не “сухими” и академичными);
- на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка;
- появляются доверительные отношения между учителем и детьми;
- у учащихся формируется интерес к уроку, к музыке, к искусству.
Список используемой литературы:
- Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., Советский композитор, 1991.
- Вершинина Г.Б. “…Вольна о музыке глаголить”. Музыка на уроках развития речи. – М., 1996.
- Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М., 1987.
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. – М., 1997.
- Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение (курс художественного воспитания). – М., 1981.
- Московская С. Педагогика будущего – синтез искусств. – СПб, 1995.
- Музыка и поэзия / автор-составитель Домрина Е.Н., СПб, 2004.