Внеклассное занятие "Глаз – орган зрения"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели занятия.

  1. Способствовать валелогически грамотной личности.
  2. Доступно познакомить учащихся с органом зрения.
  3. Познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Оборудование: презентация, памятки с изображениями для глаз, листочки с текстами разного размера шрифта.

Ход занятия

I. Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть?

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

    

    

- С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту?

Тема нашего занятия: Глаз – орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает – смотреть, видеть.

Сегодня мы будем говорить о том, как сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

II. С помощью глаз мы можем различать предметы по … (форме, размеру и цвету).

    

III. Посмотрите на следующее изображение.

Как вы думаете, что здесь изображено? (изображение глаза и фотоаппарата).

Они рядом, значит, у них есть что-то общее. Что? (рассуждения детей).

- У фотоаппарата есть маленькое круглое отверстие, через которое проходят лучи света и попадают внутрь фотоаппарата на пленку. На пленке рисуется то, на что был направлен фотоаппарат.

Примерно также устроен и наш глаз.

- Посмотрите на него в зеркальце. Вы видите цветное круглое пятнышко. У людей оно разного цвета. Какого цвета у вас?

В центре этого пятнышка черная точка. Но это не просто точка, это маленькое круглое отверстие, называется зрачок. Через него проходят лучи света и попадают внутрь на дно глаза. И там получается рисунок предмета, который мы рассматриваем.

IV. Наш глаз двигается или нет? Подвигайте в разные стороны. А с помощью чего двигается глаз? (мышц – 6).

От того, как работают эти мышцы, зависит наше зрение.

Здесь вы видите изображения глаз с разным настроением. Почему? Первый глазик видит прекрасно и у него прекрасное настроение. Второй глазик печален, он видит плохо, часть мышц у него ослаблены и изображение не попадает на дно глаза. Следующий то же удивлен, он тоже не видит изображения, т.к. некоторые мышцы у него не работают. Последнему глазику очень плохо. Вместо одного изображения он видит два.

А почему не работают мышцы? (они устали).

Конечно, устали. Если на уроках русского языка мы долго пишем, что происходит с рукой? Что мы делаем? (отдыхаем). Если много бегаем, то устаем, что делаем? (отдыхаем).

Вот так и мышцы глаз. Они устают, если долго читать, смотреть.

Значит, что нужно делать, чтобы мышцы стали хорошо работать?

V. Какие упражнения вы уже знаете, чтобы глазки отдыхали?

Физминутка по офтальмологическому тренажеру Базарного.

Сейчас я покажу вам еще несколько упражнений, которые можно делать, чтобы сохранить зрение.

  1. Посмотреть близко, а затем вдаль. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А затем посмотрите на доску. Повторить несколько раз.
  2. Когда глазки устанут, можно закрыть их и сделать глубокий медленный вдох, и глубокий медленный выдох. Все вместе. А зачем мы так дышим? (обогащаем кислородом все клеточки нашего организма, а значит и клетки глаз).
    Сделаем дыхательную гимнастику. (По системе Нарбекова).
  3. Крепко-крепко зажмурить глаза и открыть их.
  4. Поморгать глазками, как бабочка машет своими крылышками. Быстро-быстро.

Для чего я познакомила вас с этими упражнениями?

VI. Если мы не будем заботиться о наших глазах, то что может произойти? (потерять зрение). Придется носить очки.

Прочитайте фразу вверху.

- Что такое костыли, вы знаете?

- Лечат ли костыли ногу?

- Вот и очки не лечат глаза, а только помогают видеть.

Значит, какой вывод мы должны сделать? (беречь глаза).

Я приготовила вам памятки, где записаны упражнения для глаз. Не забывайте о них. Познакомьте с ними своих родственников.

VII. Чтобы сохранить зрение, надо не только выполнять специальные упражнения, но и знать правила. Их вы знаете с первого класса. Давайте вспомним.

  1. Свет падает с левой стороны.
  2. Расстояние от книги до глаз равно длине руки от локтя до пальчиков.
  3. Книгу надо держать на подставке.
  4. Не читать лежа.
  5. Не смотреть долго телевизор и не играть долго на компьютере.
  6. Расстояние до телевизора рано 2 – 2,5 метра.

Есть еще одно правило, которое вы должны знать. У вас на столе листочек с двумя текстами. Прочитайте их. Какой текст читать легче? (крупный шрифт и мелкий шрифт).

VIII. Все упражнения для вас по силам?

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица!