Воспитательная система класса

Разделы: Классное руководство


Ребёнок – чистый лист, и от мудрости и желания воспитателя зависит, что появится на листе: яркие светлые узоры  или разрозненные бессвязные картинки.

Всем нам хорошо известно, что ребёнок не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, что личность ребёнка формируется под влиянием семьи, школы, социума. Ещё А.С. Макаренко говорил, что “…воспитывает не только и не столько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом”. Вся человеческая жизнь - это поиск реальных путей к нравственному здоровью и полноценной жизни, стремление быть физически сильным, психически устойчивым, творчески активным, духовно нравственным. Всё это ставит перед современной школой и учителем ряд качественно новых требований и определяет особое внимание к решению задачи становления личности обучающегося.

Воспитательная работа гимназии направлена на гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта, интересов. Свою систему воспитательной работы строю с учётом создания условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей, возможностей и потребностей, обучающихся в рамках идей развивающего образования, по которому работаю более десяти лет. Переходя на развивающее образование, появилась необходимость спроектировать такую образовательную среду, которая способна обеспечивать возможности для саморазвития учащихся: удовлетворения их потребностей, усвоения социальных ценностей и последовательной трансформации их во внутренние духовные ценности каждой личности.

Я понимала, что роль учителя должна быть значительно расширена, так как он становится не только организатором познавательного взаимодействия с учеником, но и различных видов продуктивной деятельности учащегося по его личностному развитию, социализации. Мне необходимо было создать образовательную среду, организовать разнообразные взаимодействия между субъектами образовательного процесса (учащимися, учителями, родителями).

Я понимала, что должна поменяться и роль ученика. Он выступает как полноценный партнёр, сотрудничающий со всеми субъектами образовательной среды. Этот подход обеспечивает использование следующих способов общения: сотрудничество, признание и принятие другого, позитивное взаимодействие, поэтому основными принципами своей воспитательной деятельности считаю: принцип уважения индивидуальности личности; принцип коллективной деятельности; принцип разумной требовательности; принцип возрастного подхода; принцип диалога; принцип педагогической поддержки; принцип стимулирования самовоспитания; принцип связи с реальной жизнью; принцип согласования.

Я - учитель первой ступени образования, поэтому, переводя своих выпускников на вторую ступень, уверена, что, благодаря созданной системе воспитательной работы, у выпускников сформированы: основы культуры общения в коллективе; трудолюбие; понимание ценности личного здоровья; осознание природы как живого мира и бережное отношение к ней; уважение к книге, знаниям, гимназии; уважительное отношение к ценностям семьи; первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.

В системе воспитательной работы использую следующие функции: Организаторская (проведение работ по всем педагогическим аспектам); Воспитательная (формирование личности и коллектива); коррекционная (преобразование, изменение личности); административная (ведение личных дел учащихся, других официальных документов).

В рамках реализации системы воспитания младших школьников взяла за основу следующие основные направления воспитательной деятельности и задачи:

Направления воспитательной деятельности

Задачи

1. Наша страна и люди, которые в ней живут.

Знакомить с общественно – политической жизнью страны.

Развивать чувство патриотизма.

2. Учимся правильно общаться и жить с людьми.

Развивать коммуникативные отношения.

Продолжать формирование коллектива.

Знать и выполнять нормы нравственного поведения.

Уважать правила этики.

3. Чтение - вот лучшее учение.

Развивать интерес и любовь к книге.

Учить читать и пользоваться книгой.

4.Развиваем индивидуальные способности и таланты.

Развивать интеллектуальные задатки учащихся.

Способствовать формированию учебной мотивации.

Учить самовыражению.

5.Моя семья.

Учить сохранять семейные традиции.

Уважать старших членов семьи, помогать родителям.

6. Что такое хорошо и что такое плохо.

Учить отличать хорошее от плохого.

Развивать умение ориентироваться в трудных ситуациях.

7. Люби и охраняй наш общий дом – планету Земля.

Учить видеть красоту, сохранять и оберегать её.

Развивать чувство ответственности в отношении к природе.

8. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение личной гигиены.

Учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщаться к спорту.

9.Умелые руки не знают скуки.

Развитие творческих способностей в трудовой общественно полезной и социально значимой деятельности.

Воспитательный план на весь период обучения составляю по одним и тем же направлениям, которые основываются на претворении в жизнь трёх групп ценностей: общечеловеческие ценности; ценности, отражающие культурно – историческую память; личностные ценности. По мере перехода из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляю и расширяю.

Сложилась своя система работы с детьми, в основе которой опора на сменные органы самоуправления в классе, подведение итогов каждого дела, разнообразные и полезные для ребят и других дела, в любом деле только добровольное участие.

Для удобства работы при планировании мероприятий на каждый учебный год, составляю таблицу. Такой план удобно корректировать, добавлять общешкольные мероприятия. Удобно составлять текущее планирование на каждую неделю и подводить итоги в классном коллективе.

В плане представлены (Приложение 1) разнообразные формы и методы воспитательной работы, практические занятия, тренинги, экскурсии, встречи с интересными людьми, походы, конкурсы, презентации, викторины, рейды, акции, турниры.

Работая по такому плану, удобно анализировать результаты управления воспитанием и развитием детей.

В плане отражена индивидуальная и групповая работа с учащимися , родителями, которые наглядно представляют, как и по каким направлениям осуществляется воспитательно – развивающий процесс. Родители могут что – то подсказать или изменить, помочь в любом деле, сотрудничать с учителем и детьми.

В плане хорошо прослеживаются сроки проведения мероприятий в классе, их количество по направлениям, видны формы и методы проведения.

Учащиеся привыкают к порядку и тематике проведения мероприятий, поэтому многие самостоятельно начинают работу и вносят интересные предложения по их подготовке и проведению. Получается сотворчество учеников, родителей и учителя.

Из класса в класс сохраняется преемственность и появляются традиции жизни в начальных классах.

Оценка результативности воспитательной деятельности складывается из показателей внутренней и внешней экспертизы: общей активности школьников при проведении школьных дел; результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; уровня воспитанности; уровня развития коммуникативных навыков; осознанного отношения к своему здоровью; проявления гражданской позиции по отношению к природе и окружающей среде.

В воспитательный процесс успешно внедряю национально-региональный компонент, которым охвачены все дети. Музейные уроки в выставочном центре имени И. С. Шемановского помогают узнать историю страны и родного края. Экскурсии, встречи с интересными людьми, “Северные посиделки”, конкурсы стихов и рисунков способствуют расширению детского кругозора, творческой активности.

Традиционно ежегодно дети принимают участие в акции: “Посылка солдату”, “Доброе сердце”, “Веселые зубики” - это важная составляющая жизни класса.

Тесное сотрудничество с бывшими выпускниками помогает проводить совместные праздники, КВН, творческие отчеты. Учащиеся всегда рады гостям – старшеклассникам.

Все учащиеся охвачены дополнительным образованием. Посещая “Хобби-центр” центра детского творчества “Надежда”, дети имеют возможность достаточно рано определиться в своих интересах, получить разнообразный социальный опыт.

Умело организуемое самоуправление в классе, где каждый ученик активный организатор и участник проводимых мероприятий, помогает сделать школьную жизнь интересной и запоминающейся. Большую помощь в данной работе оказывает классный уголок, который с любовью оформлен совместными усилиями. В нём отражается вся жизнь класса: рейды, дежурство, выставка поделок, результаты побед в различных номинациях. Очень популярны у детей съёмные стенды: “Самый лучший читатель”, “Самый умный ученик”…, потому что такие соревнования проходят ежемесячно и всегда можно увидеть себя в качестве победителя в какой - либо номинации.

Красной линией в воспитательном плане выстроена система работы по развитию детской одаренности. Ведь каждый раз, заходя в первый класс, помню, что ребенок должен получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для его уровня развития и поэтому должна создать все условия для этого.

Ежегодно учащиеся принимают участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, становясь их победителями.

Гимназисты с удовольствием участвуют в риторических турнирах различных уровней (классного, гимназического, городского), поражая своим неординарным подходом к выступлению.

Широкое распространение в гимназии получило олимпиадное движение. Мы принимаем в нём самое активное участие. Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру в два тура: классный, гимназический – это хороший старт для победы на городских олимпиадах.

Взаимодействие учителя и родительской общественности способствует обеспечению прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитанию у школьников нравственных качеств, ответственности, организованности, дисциплины, культуры поведения, охране их здоровья.

Успешному достижению цели по формированию ценных мотивов учения способствует работа с родителями. Разнообразная тематика родительских собраний взята из анкет, которые родители заполняют в начале учебного года. Такое взаимопонимание позволяет решать проблемы, возникающие в период работы. Ежегодно расширяется доля участия родителей в воспитательном процессе. Проводя совместные мероприятия, дети радуются тесному сотрудничеству. Особенно детям запомнилась подготовка к спектаклю “Кошкин дом”. Дети и родители вместе готовили костюмы, рисовали декорации. Этот спектакль был хорошим подарком на новый год всем учащимся гимназии.

Традиционные праздники “Золотая осень”, “Новый год”, “Наши бабушки, наши дедушки” проводятся всегда с большой подготовительной работой: анкетирование, письмо сочинений, оформление стендов, изготовление пригласительных билетов и подарков. Интересно прошло “Посвящение в читатели” (совместно с выпускниками). Об этом мероприятии напечатана заметка в городской газете “Полярный круг”. Любимым праздником детей стал “День именинника”, который проводится осенью, зимой и весной. С каким наслаждением дети готовят друг другу сюрпризы и поздравления.

Ребята активные участники и победители спортивных соревнований “Веселые старты”, “Президентские состязания”, “Лыжные эстафеты”.

Результаты работы показывают, что система используемых методов воспитательного взаимодействия не только формирует у учащихся высокие жизненные ценности и смыслы, но и обеспечивает условия и возможности для непрерывного саморазвития.

Считаю, что результаты достигаются демократическим стилем общения, ориентированием на личностную модель взаимодействия с детьми, оказанием постоянной помощи родителям, формированием активной жизненной позиции учащихся, созданием ситуации успеха, самореализации, доверия, радости общения.

Вся система воспитательной работы позволила достичь следующих результатов:

Конкурс “Русский медвежонок” - 2005 год – Серкина София (III место в городе), Горева Юлия (II место в городе), Фролова Валерия (II место в гимназии); 2009 год – Бубенщиков Егор (III место в городе), Чумакова Светлана (II место в гимназии), Шницарь Нинель (III место в гимназии. Все победы подтверждены дипломами.

Конкурс “Кенгуру” - 2006 год – Серкина София (I место в регионе), Сергакова Вероника (II место в регионе); 2007 год – Солотных Александр (IV место в городе); 2008 год – Серкина София (II место в городе), Сергакова Вероника (II место в гимназии).

За три учебных года из 66 участников заочного курса программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” 55 учеников стали лауреатами. Дипломом III степени II этапа IV олимпиады УРФО по основам наук стала Антонова Виктория.

За три года победителями в олимпиадном движении на институциональном уровне стали 19 человек (I место – 8 человек, II место – 7 человек, III место – 4 человека). Вошли в четвёрку уверенных лидеров Бубенщиков Е., Бацман А., Шницарь Н., Чумакова С.

Мы - активные участники риторического турнира. На институциональном уровне 6 учеников стали победителями, а на городском – 2 ученика в разных номинациях: Орехов Николай – стихотворение собственного сочинения, Соломных Александр – рассказ о поездке в Египет.

В апреле 2009 года Шницарь Нинель стала лауреатом регионального конкурса детских исследовательских работ “Я – исследователь” по теме “Мир кукол”.

“В главном – единство! В споре – свобода! Во всём – любовь!” - под таким девизом строится работа в нашем классе.

Приложение