Рельеф дна Мирового океана

Разделы: География


Цели урока

Обучающая:

- сформировать представление о формах рельефа дна океана.

Развивающие:

- объяснять происхождение таких форм рельефа как шельф, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, происхождение островов;
- развитие логического мышления и памяти.

Воспитательные:

- формирование познавательного интереса к изучению географии и развитие любознательности;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Учебно-наглядный материал

Атласы, учебники, карточки с заданиями, физическая карта мира, профиль рельефа дна, презентация на тему «Рельеф дна океана» (Приложение).

План урока

I. Сообщение темы, целей урока.
II. Опрос домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала
V. Домашнее задание Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Сообщение темы, целей урока

Дно Мирового океана не менее разнообразно, чем суша. Поэтому сегодня мы с вами совершим незабываемое путешествие в подводный мир океана. Станем участниками океанографической экспедиции. Цель нашей работы: узнать основные формы рельефа дна океана, познакомиться и их основными особенностями. Научиться анализировать собранный материал и работать с картами. И бережно относится к окружающей нас природе. (2)

II. Опрос домашнего задания

Но прежде чем отправиться в путешествие вспомните, какие формы рельефа суши вы уже знеате? (Отвечают, используя наглядный материал) (3)

III. Изучение нового материала

Молодцы! Я так думаю все готовы к путешествию! Сегодня вам предстоит многое узнать,поэтому работайте внимательно, делайте аккуратные записи в исследовательских дневниках. (4) Давайте обратимся к истории изучения дна океана. (5) Впервые сведения об океаническом дне были получены Фернано Магелланом. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь, вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров. В 1872-1876 годах английские путешественники на судне «Челленджер» исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное. Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.

(6) Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника. Но позже этот прибор стал использоваться для промера глубин. А в конце 50- х годов XX столетия был изобретен батискаф, способный погружаться на большие глубины.

(7, 8) Сегодня ученые выделяют три основных части дна Мирового океана:

  1. Подводная окраина материков.
  2. Ложе океана.
  3. Переходная зона.

Чтобы подробнее изучить глубины отправляемся в путь! (9)

Профиль рельефа дна. (10) Рельеф дна состоит из трех частей, каждая из которых имеет своеобразные формы рельефа.

(11) (12) Подводная окраина материков. Эта часть океана называется материковой отмелью или шельфом. Глубина 100-200 м. Здесь можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Солнечного света здесь достаточно, поэтому эта часть океана полна жизнью.

Самая большая площадь шельфа в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах. Но спуск продолжается. Это материковый склон. Склон может опускаться до глубины 3000 м. Здесь расположены острова, которые образовались в результате затопления материка. Поэтому они называются материковыми островами. (13)

Внимание! На лодке объявлена готовность номер 1. Мы входим в сейсмически активную зону. Это переходная зона. Здесь очень сложный рельеф с особой формой – глубоководные желоба. (14)Это длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 метров. Самый глубокий океанический желоб – Марианский желоб в западной части Тихого океана. Его глубина 11 022 метра. И всегда для желобов характерны островные дуги или просто острова.

(15) (16) Ложе океана. На глубине 5000 метров уже темно, солнечный свет не попадает, обитают глубоководные обитатели, рельеф достаточно ровный это- подводные равнины или их называют котловинами. Найдите на карте крупнейшие подводные котловины.

 Важнейшим открытием стали срединно-океанические хребты. Они образуют горные системы высотой 3-4 км. (17) В центральной части хребтов находится разлом, который представляет собой ущелье с крутыми склонами. Здесь постоянно происходят землятресения и извержения вулканов. Температура воды у дна ущелья очень высокая, поэтому растворенные в воде вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя серную кислоту. Кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникают высокие конусообразные постройки. Над конусами образуются черные облака. Эти удивительные творения природы получили названия «черные курильщики».

 Есть на дне океанов и одиночные горы – это конусы вулканов. Вулканы, которые поднялись над водой (18) ,образовали вулканические острова. Ярким примером могут служить Курильские, Канарские, Азорские.

(19) Те же вулканы, которые потухли, начали разрушаться, они имеют плоские, выровненные течениями вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом – это атоллы.

IV. Закрепление изученного материала

(20) Теперь для закрепления изученного материала проверим, правильно ли вы заполнили схему?

Образцы кораллов. Ребята, как вы думаете, что это такое?

Эти остатки древних морских организмов я с ребятами нашла у нас в Башкирии. (21) Как вы думаете, как они могли здесь оказаться? (22) (23) (24) Вывод (25) Территория Башкортостана является дном древнего океана..

(26) В заключение урока проведем небольшую проверочную работу. Перед вами профиль рельефа дна. Я вам буду называть цифру, а вы определите, какой тип рельефа.

4 - желоб
1 - шельф
3 - островные дуги
6 - СОХ
2 - материковый склон
5 - котловины
7 - вулканические острова

(Подвожу итоги урока, объявляю оценки.)

V. Домашняя работа

§ 22, читать, отметить на контурной карте крупнейшие срединно-океанические хребты и котловины дна океана.

Рельеф дна мирового океана очеь разнообразный. Он на протяжении веков претерпел изменения, и продолжает изменяться, но уже из-за влияния человека. Природоохранные организации призывают беречь природу островов и их прибрежные воды, чтобы сохранить это подводное царство для путешественников и будущих поколений.

Спасибо за урок. До свидания!