Пресс-конференция в 7-м классе "Тропические пустыни Африки"

Разделы: География


Цели:

  • организовывать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Тропические Африки»;
  • содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания;
  • обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т. е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем;
  • формировать умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  • плакаты, карточки, аудиосредства, магнитофонные записи;
  • карты: «Климат Африки», «Географические пояса и зоны», «Полезные ископаемые Африки».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Повторение

«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?»

  • Конго
  • Васко да Гама
  • Эпифит
  • Килиманджаро
  • Баобаб
  • Ливингстон
  • Раффлезия
  • Танганьика
  • Аххагар

III. Проверка домашнего задания

IV. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: «Природные ресурсы Африки. Тропические пустыни».
Цель урока: изучить природные условия, растительный и животный мир африканских пустынь Сахара и Намиб. Урок наш пройдет в нетрадиционной форме. Это будет пресс-конференция, на которой выступят климатологи, метеоролог, геоморфолог, геологи, ботаники, зоологи, эколог.
Давайте вспомним профессии: кто такой климатолог? Метеоролог? Геоморфолог?  Ботаник? Зоолог? Геолог? Эколог?
Само слова «пустыня» вызывает ощущение жажды и представление о палящем зное в безжизненных просторах. 1/7 суши Земли занимают пустыни. Пустыни – это очень сухие территории, где мало выпадает осадков. В Северной Африки протянулся пустынный массив от берегов Атлантического океана на западе до Красного моря на востоке, имеющий выход к Средиземному морю на севере и получивший название «пустыня», «пустынная степь».
Таким образов, Сахара – это собирательное название группы пустынь, среди которых выделяется ряд самостоятельных: Ливийская, Нубийская. Крупнейший знаток пустынь французский ученый Мано сказал, Что Сахара – это наиболее прекрасная пустыня в мире. Сахара называют «королевой пустынь».  Вы узнаете много интересного в ходе конференции. затем мы заполним таблицу. Для этого вы должны внимательно слушать специалистов и задавать им вопросы.

ПУСТЫНЯ САХАРА

(Слово предоставляют климатологу.)

Климатолог: Важным фактором является расположение Сахары по обе стороны от Северного тропика в пределах тропического климатического пояса. Облака – редкое явление. Поэтому солнечные лучи особенно сильно нагревают земную поверхность. Средняя июльская температура + 35оС. При этом поверхность почвы нагревается до 70-80оС. Средняя температура января (самого холодного месяца) +10оС. Большие колебания суточных и годовых амплитуд. Днем в Сахаре жарко, а ночью Холодно. Суточные колебания температуры воздуха 30оС.

ВОПРОСЫ: (вопросы задают учащиеся).

Метеоролог: Сейчас прозвучит музыка. Как вы думаете, о каком явлении идёт речь?
Это ветер самум. Слышите: высокие, певучие, с металлическим оттенком звуки. Это поют пески. Звуки поющих песков, как и звучащих скал, издают тонны перемещающего песка. ТО веселые, то грустные, то резкие и крикливые, то нежные и мелодичные, они  кажутся говором живых существ, а не звуками мертвой пустыни. Рыжее месиво песчаной тропы клубится, вьется, рассыпается. А когда закрученный в тугие извивающиеся жгуты горячий песок бьет по лицу и по рукам, то кажется, что с тебя сдирают кожу.

Учитель: Не менее интересный рассказ нам представит геоморфолог.

Геоморфолог: Наибольшую часть занимают каменистые пустыни, также глинистые и песчаные. В песчаных пустынях дюны напоминают морские волны, отчего Сахару называют морем. Дюны – это пересекающиеся друг с другом гряды барханов. Барханы – это песчаные холмы серповидной формы. Барханы движутся со скоростью 7-10 метров в год и почти лишены растительности.

Учитель: Попади впервые в пустыню, возможно, она покажется ужасной. Люди чувствуют себя одинокими, беззащитными под ее высоким небом. Оно белесое, пустое, нет ни тучки, ни облачка. И солнце властвует на этой земле. От  него кричат даже камни : раскаленные скалы пересекаются с громким звуком ружейного выстрела. Огромные пространства пустыни Африки лишены почвенного покрова. Эти почвы называют почвами тропических пустынь. Верно ли это? Мы пугаемся в пустыне не солнца, а того, чего не увидишь сразу – нашего привычного друга, верного защитника и кормильца – растения.

Ботаник: Было бы печально, если совсем не встречались никакие растения. Однако в действительности это не так. Живут на Земле растения, для которых пустыни – родной дом. У растений пустыни длинные корни, чтобы доставать до спрятанной глубоко воды. Листья у растений либо в  виде колючек, либо покрыты  восковым налетом.
Саксаулы – низкорослые кустарники высотой 1.5 до 12 м. Вместо листьев – заостренные, прижатые к стеблю чешуйки или бугорки. Древесина  плотная, хрупкая тонет в воде. Живет 30-60 лет. Источники калорийного топлива.
Солеросы – растения, поселяются на песчаной или илистой кроме морского берега в числе первых 35 видов этого рода. Называемые солеросы сходны между собой и распространены по всему миру. Мелкие растения обычно растут вертикально, а крупные стелятся по земле.
Для всех видов характерны крошечные листья и облик суккулентов, что связанно с запасами воды по земле.
Манна небесная, леканора съедобная – лишайник. Даже в самой безжизненной пустыне можно, собрав в горсть этой манны и размочив ее утолить голод, хотя вкусным это блюдо не назовешь.

ВОПРОСЫ  (вопросы  задают учащиеся).

Учитель: Вы прослушали музыку и выяснили, из какой она телепередачи? Как вы думаете, кто перед вами выступит?

Зоолог: Животный мир небогат и представлен видами, приспособленными к крайней ограниченности кормов.
Животные пустынь способны длительное время находиться без  воды или пробегать большие расстояния в поисках ее. Большинство животных ведет ночной образ жизни. Крупных форм мало. Особое внимание заслуживает одногорбый верблюд, изображение которого символизирует пустыню Сахара. Жизнь населения в Сахаре невозможно представить без этого животного, чья приспособленность к жаркому и засушливому климату поразительна. Верблюд выдерживает длительное время иссушающее воздействия пустыни теряя до 25% веса. Добравшись до воды, верблюд через 10 минут восстанавливает нормальный вид. Он выпивает 123 литра за 10 минут, что составляет 2/3 полной ванны. Самое интересное, что одногорбый верблюд не является и никогда на являлся африканским животным. Сведений о его дикой предке нигде не обнаружено. В Африке, судя по наскальным изображениям, одногорбый верблюд появился уже в одомашненном виде лишь в 6 веке до н.э.
Из хищников встречаются шакалы.
Из грызунов – песчанки.
Эти грызуны живут колониями, они никогда не пьют, получают воду из пищи. Песчанки поедают семена, выкапывают корневища, луковицы, употребляют насекомых. На зиму делают запас пищи.
Они являются природными очагами чумы и кожных заболеваний.
Размножаются быстро: 2-3 выводка в год по 6-8 детёнышей.
Много ящериц и змей.

ВОПРОС: Как животные пустынь вынуждены переживать огромные изменения суточной температуры?

Учитель: Богата пустыня Сахара и полезными ископаемыми. О них нам расскажет геолог, а вы отметите их в рабочих тетрадях.

О ПУСТЫНЕ САХАРА

Зона

Климат

Почвы

Растительность

Животные

Полезные ископаемые

Учитель: Не менее интересна пустыня Намиб. Она занимает узкую, незначительную по площади полоску Атлантического океана. Её называют «Туманная».

Климатолог: Пустыня Намиб омывается холодным Бенгальским течением. А поверхность этой пустыни прогрета. И в результате соприкосновения холодного воздуха с более тёплым приводит к конденсации паров и их существованию в приземном слое в виде тумана или серым туманом. Отсюда и её название – «Туманная». Издавна местные жители приспособились «вылавливать» влагу из туманов. Специальное устройство – «туманоулавливатель» позволяет в сутки собирать до 28 литров воды. Среднегодовое количество осадков – 25 мм. Туманы называют ещё ледяными. Таким образом, это климат тропических пустынь.

ВОПРОС: Какова среднеиюльская температура? Среднеянварская? (Летом – 17-19оС, зимой – 12оС).

Зачитать: Здесь после захода солнца туман с океана стеной накатывается на берег. За несколько минут температура падает больше, чем на 20, сразу становится сыро и холодно. Ледяной туман в пустыне – это как прикосновение смерти.

Биолог: «В низинах между дюнами произростает вельвичия удивительная. Я расскажу вам, почему её так назвали. Фридрих Вельвич, известный ботаник, повидал много растений, но такого ещё не встречал. Эта находка, которую ботаники потом назовут открытием века, случилась  в середине прошлого столетия. У ног путешественника, едва возвышаясь над щебнем и песком, – не то обрубок, не то пень, более пулуметра. От него по обе стороны росло по широкому листу. Сильные и частые ветры разорвали, распороли эти листья на множество коричневато-зеленых лент.
Вельвич разглядывал невиданное чудо. Проводник-бушмен пояснил ему: «Отджи-тумбу», в переводе  –  «большой господин». Проводник раскопал тумбо, и он напомнил гигантскую свеклу. Влага конденсируется на листьях и погложается устьицами, их на 1 см – 22 тысячи. Листья не опадают, как это происходит у обычных растений. Когда Фридрих Вельвич привез его в Европу, ботаники дали ему латинское имя. Он назвали его в честь путешественника  «Вельвичия» и добавили ещё одно слово – «чудесная», по латински  «миралибис». Живет «Вельвичия» сотни лет, максимальная продолжительность – тысячи лет. Охраняется законом.

Литопсы. «Растения-камни», или «оконные растения», почти полностью погружены в грунт, на поверхность выходит только похожая на прозрачный камень водоносная часть мясистого листа.В засушливый период эти «растения-камни» кажутся безжизненными. Но после редких дождей выбрасывают вверх красивые цветы.

Учитель: Животные пустыни Намиб так же, как и животные Сахары, приспособлены к нелегким условиям существования. С животным миром нас познакомит зоолог.

Зоолог: Перепончатый  геккон. Пальцы соединены перепонкой, напоминающей плавательную, что позволяет ходить по сыпучему песку не проваливаясь. На пальцах находятся гребешки, облегчающие передвижение по песку. С наступлением темноты слышен его громкий голос «тех-тех».
Хищные млекопитающие представлены сурикатами или «земляными человечками». Они живут колониями. Эти животные роют норы на равнинах, либо селятся в расщелинах между скал. Около нор часто стоят столбиком, опустив по швам передние лапки, напоминая человечков. Питаются они всевозможными мелкими животными, а также луковицами растений.

Учитель: С полезными ископаемыми нас познакомит геолог.

Геолог: На территории пустыни Намиб, в окрестности Людерлу, найдено месторождение алмазов. Совсем недавно открыто месторождение урановых руд.

Учитель: Итак, свои знания закрепим в таблице.

Зона     Климат     Почвы Растительность Животный мир Полезные ископаемые

Учитель: С каждым годом пустыня отодвигается в глубь материка в среднем на 1 км(в квадрате) в год. Деятельность человека не прошла «мимо пустынь». Поэтому послушаем мнение специалиста-эколога.

Эколог: В начале я хочу задать вопрос аудитории: что такое оазис?
Цепь оазисов на севере Сахары длиной 1200 км. Известна как «Пальмовая дорога». Эти ландшафты существуют уже в течении многих тысячелетий, что, с одной стороны, является примером удачного сотворчества человека и природы. С другой стороны, оазисы – крайне неустойчивые системы, для поддержания которых требуются большие усилия. Интенсивная эксплуатация почв без внесения удобрений приводит к быстрому истощению. Обильное и постоянное искусственное орошение связано с засолением почв и иссяканием запасов персных вод. Незначительные площади пустынь служат скудной кормовой базой для скотоводства. В результате пустыни растут на 1 км(в квадрате) в год.

Учитель: Побывав на конференции, вы познакомились с пустынями, их природными условиями.
Объясните смысл пословиц:

  • В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем.
  • Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни.
  • В пустыне приятно встретить даже разбойника.

Произнося слово «пустыня» вслух: не слышится ли вам хрип человека, испытавшего жажду и палящий зной? Представьте, что вы провели сутки в пустыне. Какими ощущениями и впечатлениями вы могли бы поделиться? (Музыка). Работа в группах 5 минут.

V. Выставка книг

VI. Итог урока