Элективный курс для старшей школы "Проект преобразования общества и государства в сочинении А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?»"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Изучение сочинения А.И. Солженицына “Как нам обустроить Россию?”

в рамках отдельного элективного курса кажется мне вполне оправданным. На закате Перестройки это был самый масштабный, обсуждаемый и спорный план преобразований общества и государства на ближайшее время. Выдвижение такого проекта для всеобщего обсуждения могли взвалить на себя только великие умы из нашей прошлой истории, хотя проект Солженицына был не единственным в те смутные времена. Почти одновременно с ним вышла в свет экономическая программа “500 дней” Григория Явлинского, но, как признался популярный некогда политик, на масштабы солженицынского обустройства он и не думал замахиваться.

Место писателя среди выдающихся общественных деятелей нашей страны еще будет уточняться, но несомненно, что оно сравнимо с именами К.Д. Кавелина, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена и других знаменитых соотечественников, известных нам своей активной гражданской позицией. Они также в переломные моменты российской истории, движимые собственным пониманием справедливости, нравственности и народной пользы, критикуемые властью, составляли проекты общественного переустройства, может быть в чем – то наивные и несовершенные, но искренние, пронизанные большой любовью к своей стране и народу. И сам Солженицын чувствовал с периодом дореволюционной России неразрывную связь: неслучайно его сочинение изобилует цитатами общественных деятелей той поры.

Сегодня мы находимся накануне очередной круглой даты – 20 – летия первой публикации “Как нам обустроить Россию?” (1990 – 2010 гг.), что вызовет очередную волну ревизии взглядов Солженицына. Но актуальность работы заключается не только в этом. Пожалуй, лучше многих о современности “Посильных соображений” сказал Григорий Явлинский: “Насколько актуальна эта работа сегодня? А насколько актуальна сегодня проблема совести, справедливости, честного отношения к собственной стране, некорысти?”

Приняв решение составить методическую разработку по произведению А.И. Солженицына “Как нам обустроить Россию?”, я ещё раз внимательно перечитала сочинение и в целях лучшего усвоения сделала краткое его переложение. В интернете, на сайтах СМИ “Огонек”, “Вести недели”, “Комсомолки”, “Собеседника”, я прочитала комментарии по случаю 10 и 15 – летия первой публикации проекта, они дополнили мою работу. “Посильные соображения” представляются мне цельным сочинением, с огромным внутренним потенциалом для ученических исследований, это великолепный исторический источник и прекрасный текст, изучая который можно не только извлекать знания, но и вырабатывать определенные навыки и умения у учащихся в соответствии со стандартами профильной школы.

Программу моего элективного курса можно использовать целиком или применять разные темы и формы заданий из него в контексте соответствующих периодов по истории или разделов по обществознанию

Учебные предметы Тип учебного предмета Профиль Основная цель создания элективного курса
История
Обществознание
Профильный
Профильный
Социально-гуманитарный Углубление знаний на межпредметной основе.
Формирование общеучебных умений.

 Цель курса: формирование личности, её мировоззренческих взглядов и общеучебных способностей через активную деятельность самого школьника

Предлагаемый элективный курс
Развивает умения Позволяет организовать Предполагает
1. Реконструировать историческую реальность

2. Систематизировать знания по предмету

3. Участвовать в проблемном обсуждении

4. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения и знания из курса обществознания

5. Организовывать работу в группах, учитывать мнения других и интегрировать идеи

Проблемный и развивающий, деятельностный и компетентностный подходы в обучении;

активные и интерактивные виды обучения

1. Формирование личности и её способностей через активную деятельность самого школьника

2. Хорошую подготовленность учащихся, знание содержания произведения

3. Формы и методы работы. Преподавание данного курса предполагает разные виды деятельности, групповые и индивидуальные, использование современных эффективных методов и форм обучения: работа малых группах, работа с первоисточником, дискуссии, круглые столы, семинары, выполнение заданий исследовательского характера, а также применение информационно – компьютерных технологий.

Учебно-тематический план элективного курса

Курс рассчитан на 14 часов

№ п/п Тема занятия Всего часов Формы работы
1. Вводное занятие 1 Презентация краткой биографии
А.И. Солженицына. Вступительное слово учителя о многогранном творчестве писателя и истории появления “Посильных соображений”
2. Национальный вопрос в проекте Солженицына 2 Интерактивная лекция
Работа с текстом в группах. Круглый стол
3. Социально-экономическая политика: критика существующего и перспективы будущего 1 Интерактивная лекция
4. Форма государственного устройства и избирательное право 2 Работа с текстом в группах
Дискуссия
5. Партии 1 Индивидуальная работа с текстом
Круглый стол
6. Демократии малых пространств. Земства 2 Лекция. Работа с текстом в группах
Дискуссия
7. Президентская власть
Соборная Дума
2 Индивидуальная работа с текстом
Круглый стол
8. О нравственных, религиозных и политических ценностях в сочинении Солженицына 1 Интерактивная лекция
9. Итоговое занятие 2 Отчет о выполнении заданий исследовательского характера в группах

Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие.

Презентация краткой биографии А.И. Солженицына. Вступительное слово о многогранном творчестве писателя, его заслугах перед Отечеством, о значении сочинения “Как нам обустроить Россию?” для СССР и России начала 90 – х годов прошлого века: о масштабности проекта – невероятном охвате проблем и большом количестве задач, поставленных перед обществом. О структуре работы и об откликах, которые она вызвала в общественном мнении того времени и спустя 10, 15 лет после публикации.

Тема 2. Национальный вопрос в проекте Солженицына

Перечислив все беды “на последнем докате”, шаги по выздоровлению, устройству общества и государства Солженицын начинает с рассмотрения национального вопроса.

Писатель предсказывает распад СССР более чем за год до Беловежских соглашений, считает отделение 12 неславянских республик неизбежным и полезным – это “поможет освободиться от пространнодержавного мышления, от имперского дурмана и станет духовным и телесным спасением нашего же народа”. Используя сочинение Александра Исаевича и знания из истории, учащиеся работают над заполнением сравнительной таблицы.

Таблица 1

Вопросы для сравнения Национальный вопрос в проекте Солженицына Исторические реалии постсоветского пространства
Как называется государство, которое заменит СССР? Из каких бывших союзных республик оно состоит?    
Как должен происходить (и происходил) процесс размежевания республик? Какие проблемы разъединения были предсказаны и какие из них произошли в реальности (межнациональные конфликты, военные столкновения, геноцид народов, проблема беженцев)?    
Каково должно быть и оказалось на деле национально – территориальное устройство созданного государства (“парад суверенитетов”, изменение статусов субъектов РФ)    

Современный аспект отношений России с Украиной, Белоруссией, Грузией может быть вынесен на круглый стол отдельными вопросами.

Тема 3. Социально-экономическая политика: критика существующего и перспективы будущего

План обустройства России Солженицына – это не программа реформ действующего политика – прагматика, а идеальный проект писателя, в котором практические решения проблем порой подменяются упованием на торжество нравственных принципов как, например, в выводе по пункту 5: “XX век содрогается, развращается от политики, освободившей себя от всякой нравственности…. Пришел крайний час искать более высокие формы государственности, основанные не только на эгоизме, но и на сочувствии” или в другом фрагменте сочинения, где Александр Исаевич предостерегает политиков от национального эгоизма: “никому из нас не ждать добра, пока наша жестокая воля гонится лишь за нашими интересами, упуская не то что Божью справедливость, но самую умеренную нравственность”.

И тем не менее в его проекте указаны конкретные источники экономии средств для решения многочисленных социально – экономических задач, а также поднимаются вопросы о формах землепользования, о необходимости развития мелкого и среднего частного бизнеса, об угнетенном состоянии провинции, о многобедственном положении семьи и школы.

Тема 4. Форма государственного устройства и избирательное право

Великолепная тема для изучения и дискуссии, для углубления знаний по обществознанию. Во-первых, имеется большой простор для конструирования своего определения демократии на основе суждений философов, религиозных и политических деятелей, самого Солженицына. Уместно также привлечь хрестоматийные определения демократии из учебника по обществознанию, справочной литературы.

Во-вторых, интересна для рассмотрения критика писателя современных демократических выборов, его предложения по введению многоступенчатых выборов. Можно совершить исторический экскурс в избирательные законы земской реформы

1864 г. и Государственной Думы дореволюционной России, когда такие принципы выборов существовали.

В-третьих, характеристику избирательных систем, существующих на Западе, данную Александром Исаевичем, можно сопоставить с действующими в России после 1993 г. и со времен избрания ныне действующей Государственной Думы избирательными система.

Тема завершается перечислением издержек демократии.

Тема 5. Партии

Этот пункт работы Солженицына я рассматриваю как превосходный тренировочный текст для подготовки учащихся к выполнению заданий части С ЕГЭ по обществознанию. Объем этого пункта, его содержание, позиция автора – всё располагает к работе с текстом по заранее составленным вопросам, например таким:

  • Какое место занимают партии в политической жизни страны?
  • Какое определение партии созвучно убеждениям автора?
  • Почему автор критикует партии? Приведите не менее 3 аргументов.
  • Какие меры, по мнению писателя, должны ограничить всевластие партий?
  • С какими позициями автора Вы согласны, а какие считаете спорными?

Ответ объясните.

Тема 6. Демократии малых пространств. Земства

Здесь также, как и в теме №4, есть основа для дискуссии:

  • по предлагаемым цензам для избирателей и избираемых ( привлечь для сравнения соответствующие статьи Конституции РФ 1993г.)
  • по этапам передачи власти от советов к земствам и формированию всей вертикали земской власти.

Тема 7. Президентская власть. Соборная Дума

Вопрос о президентской власти хорошо укладывается в сравнительную таблицу.

Таблица 2

Вопросы для сравнения Президентская власть
По проекту Солженицына По Конституции РФ
1. Требования к кандидату в Президенты    
2. Порядок выдвижения кандидатур, избрания президента, переизбрания, отрешения от власти    
3. Срок полномочий    
4. Взаимодействие с исполнительной властью    

Деятельность Соборной Думы излагается по плану: цель создания, функции, порядок избрания, количественный и качественный состав, полномочия. Важно вовлечь учащихся в разговор о необходимости существования таких структур как Соборная дума, ныне существующая общественная палата, об эффективности их работы и о пределах власти.

Тема 8. О нравственных, религиозных и политических ценностях в сочинении Солженицына

Читая проект “Как нам обустроить Россию?”, понимаешь, что его автор – человек прочных нравственных устоев, верующий в Бога и в духовные силы российского народа. Есть в работе ссылки на священное Писание (“... Государственная структура должна непременно учитывать традиции народа. “Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему” (Иерем. 6, 16) или “ Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды” (Исход, 23,2)), предложения по обновлению церкви, требование прекращения атеистического вдалбливания и просто упование на Божью справедливость, и очень много нравственных суждений, идет ли речь о национальном вопросе, о земле, воспитании молодежи, государственных структурах. По мнению политолога, доктора философских наук Александра Ципко “общество не было готово воспринять именно моральную суть его послания. Все его моральные заветы и предложения оказались не реализованными”. Но сам Александр Исаевич оставался оптимистом и даже спустя 15 лет после выхода в свет “Посильных соображений” говорил: “Все еще не поздно. Еще не поздно помочь нашим отрезанным соотечественникам, научиться помогать. Еще не только не поздно, но абсолютно необходимо поступенчатое построение народного самоуправления – без этого нам жизни не будет. Не поздно школу спасать. То есть поздно для тех поколений, которые мы уже пропустили, но не поздно для тех, которые пришли сейчас. Не поздно землю дать хозяину. Очнуться только надо”. (8)

Тема 9. Итоговое занятие

В своей работе А.И. Солженицын “подпирает” свои мысли, убеждения большим количеством цитат и ссылок на взгляды российских и зарубежных философов. От этого сочинение писателя становится более глубоким, основательным. Упоминаемые в проекте имена отчасти знакомы учащимся по истории, но по большей части нет. Краткие сведения о цитируемых личностях могут существенно обогатить знания учащихся, помочь понять истоки убеждений писателя, освоить широкий круг разнообразных источников, совершенствуя при этом навыки по поиску и отбору информации. Задание выполняется в группах по разным разделам работы, например, по личностям, упоминаемым в части “Ближайшее” работает первая группа и по части “Подальше вперед” – вторая.

Таблица 3


п/п
Исторический деятель Краткая историческая справка о нем Глава работы Причина упоминания в работе, цитата
         

Имена, упоминаемые в проекте:

С.Е. Крыжановский, И.А. Ильин, М.П.Драгоманов, В.Соловьев, Г.Успенский, Ф.М. Достоевский, П.А. Столыпин, О.Шпенглер, Монтескье, Платон и Аристотель, Карл Поппер, А.Токвиль, Дж.С. Милль, Г.Федотов, И. Штумпетер, С.А.Левицкий, Р. Рейган, Папа Иоанн – Павел II, В.А. Маклаков, П.Н. Милюков, И.В. Гессен, В.И. Ленин, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Ганс Штауб, Б.Н. Чичерин, Л.Д. Троцкий, Тит Ливий, Р. Брогер, Д.Н.Шипов, С.Ю. Витте, Л. Тихомиров, В.В. Леонтович, М.Н. Катков, М.М. Сперанский, В.О.Ключевский, П.И. Новгородцев.

Другое задание касается ссылок писателя на опыт других стран.
Здесь тоже выполнение задания можно предложить в виде заполнения таблицы

Таблица 4


п/п
Страна К какому историческому периоду относится упоминание Причина упоминания данной страны в сочинении
       

Выполнение заданий возможно не только в виде заполнения таблиц, но и в составлении презентаций, буклетов.

Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Литература

  1. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? Посильные соображения. – Комсомольская правда, сентябрь 1990 г.
  2. Конституция РФ
  3. Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б. и др. Демократия: государство и общество: - Учебное пособие для сред. общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – М: Институт педагогических систем, 1995.
  4. Обществознание: профильный уровень: учебник в двух частях для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Обществознание. Глобальный мир в XX веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.В. Полякова. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2008.
  6. http://www.kp.ru/daily
  7. http://www.sobesednik.ru/archive
  8. http://www.vesti7.ru
  9. http://www.ogoniok.com/archive
  10. http://solzhnitsyn.ru