Цели:
Обучающая: Познакомить учащихся с типами
плодов и их биологической ролью.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята!
2. Проверка изученного материала
Учитель. Прежде чем перейти к изучению темы урока, нам нужно пройти светофор. Ботанический светофор. Верно-зеленый свет. Не верно – желтый свет. Я зачитываю утверждение если вы согласны с данным утверждением, поднимаете зеленый свет. Если не согласны поднимете желтый свет.
Утверждение. Простые соцветия – это кисть и щиток (зеленый цвет). Покрытосеменные растения имеют цветок и плод. (зеленый цвет). Главные части цветка – это лепестки (желтый), чашелистик (желтый), пестик и тычинка (зеленый).
В следующем задании нас ожидает ботанический ералаш. Читаем предложение.
Ученик.
1. Стебли, разветленное, это, на удлиненном,
кисть, соцветие.
2. Цветоножки, соцветие выходят, в котором, от
вершины зонтик.
Учитель. В предложениях все перепуталось, помогите вернуть смысл расставьте слова в нужном порядке.
Ученик. Зонтик-это соцветие, в котором цветоножки выходят от вершины оси.
Учитель. Ребята, мы знаем, что цветок-это орган семенного размножения. Теперь докажем, действительно ли, что цветок является органом семенного размножения.
Какую функция выполняют тычинки?
Какова функция пестика?
Что такое опыление? Что такое оплодотворение?
3. Объяснения нового материала
Учитель. А теперь мы продолжим изучение органов цветкового растения, изучим плоды и семена, их биологическое и практическое значение. Большинство растений человек выращивает ради их плодов и семян, которые употребляют в пищу яблони, груши и малина и т д. Все плоды разные, однако существуют их классификация. Ребята, мы должны ответить на вопрос из чего развиваются плоды и семена?
Ученик. Из завязи пестика – плод. Из семязачатки развиваются семена.
Учитель. Ребята, я вам дала домашнее задание найти у какого растения самые крупные семена
Ученик. Самые крупные семена Сейшельской пальмы, которая растет на островах в Индийском океане. Орехи до 2м в диаметре. Их назвали морскими орехами и считали, что их создает морской дьявол. Но в 1743 г были открыты Сейшельские острова и мореплаватели увидели огромные плоды от 15 до 45 кг с единственным семенем внутри до 18кг. Зреют такие плоды 10 лет, на одной пальме до 70 плодов. Если такие плоды попадают в воду, разумеется тонут, поэтому эта пальма нигде не встречается в мире.
Физкультминутка
Учитель. Плоды и семена оказываются очень далеко от растения, на котором созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, другие животным, человеком и водой. Назовите мне растения, которые распространяются ветром.
Ученик. Тополь, одуванчик.
Учитель. Некоторые степные растения засыхают, ветер обламывают их у корня, перекатывает по земле с место, на место, рассеивая семена. Такие растения получили названия “перекати поле”. Водой распространяются семена и плоды ольхи, её плоды имеют воздухоносные полости. Они легкие и не тонут. Семена и плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам около прудов и рек растет сорняк череда. Её плоды-семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек маленькие шиповатые плоды прицепляются к шерсти или одежде, да так что щеткой не очистишь приходится их выдирать руками.
Семена могут прилипать к тюкам, грузам попадают на корабли, в самолеты, вагоны, затем осваивают совершенно новые территории, где находят благоприятные условия для жизни. Так из Европы в Америку завезен подорожник, индейцы назвали “следом белого человека”.
Встречаются растения, которые сами разбрасывают семена. В Крыму и на Кавказе можно встретить на сухих склонах сорное растение бешеный огурец. После созревания в плодах собирается слизь, огурец как бы выстреливает.
Учитель. Ребята, кто нам расскажет про бешеного огурца.
Ученик. Своё название Бешеный огурец получил за способность выбрасывать семена. Плоды в зрелом состоянии при легком прикосновении отскакивают от плодоножки, при этом из отверстия, образующегося на место отделившейся ножки, с силой выбрасывается горькая жидкость с семенами, что способствует их рассеиванию. Лекарственным сырьем служат наземная часть и корни. Стебли разрезают на куски и сушат солнечную погоду в тени. Корни собирают осенью, промывают холодной водой и сушат. Хранят в закрытой таре 1 год. Отвар порошок применяют при злокачественных новообразованиях матки. Настой и отвар корней назначают при отеках, малярии, воспалительных заболеваниях печени и гемеррое. Порошок используют при грибковых заболеваниях кожи.
Учитель. Давайте поговорим какое значение имеют плоды и семена в жизни человека
Ученик. Их употребляют в пищу, используют в качестве сырья в промышленности и медицине, они служат кормом для домашних животных.
Учитель. Для получения плодов и семян человек выращивает зерновые культуры (хлебные злаки), плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня), технические (лен, конопля, хлоп чатник) , лекарственные и другие растения. Из плодов какао и кофе готовят разнообразные напитки. Ребята, а теперь предлагаю вам ситуацию. Осенью во время уборки картофеля учительница попросила учеников принести для урока плоды картофеля. Одни ученики принесли пакет с клубнями картофеля, другие с несъедобными “зелеными ягодками”. Какие ученики правильно выполнили задание.
3. Закрепление изученного материала
Закончи предложения
1. Плод развивается из_____ пестика. В зависимости от околоплодника различают плоды_____ и ______. А, по количеству семян различают______ и ______ плоды. У сочных плодов средний слой_______ представляет собой______ . А зрелые сухие плоды её лишены.
2. Давай вспомним для чего у цветкового растения образуются плоды и семена. (для размножения и ________ ) . напиши какие приспособления для распространения есть у плодов и семян.
4. Итог урока
Учитель.
- Если вы были внимательно и уверены, что все вопросы изучены вами, можете воспроизвести. То можете в тетради на полях поставить себе “5”.
- Если вы были на весь урок внимательны, но в целом материал усвоили и можете ответить на вопросы поставьте себе “4”.
Поднимите руку, кто поставил “5”, почему вы уверены, что оценили себя верно.
Ученик. Я внимательно слушал, выполнял все задания, хорошо все понял.
Учитель. Что вы считаете для себя главным на уроке? Что наиболее запомнилось? Что было трудным?