ЦОР: мультимедийное учебное пособие нового образца – Биология: анатомия и физиология человека. Издание электронной библиотеки «Просвещение».
Печатный учебник: Драгомилов А. Г. , Маш Р. Д. . Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. , переработ. – М. : Вентана-Граф, 2005.
Программа: 8-й класс. Человек и его здоровье (68ч, 2ч в неделю). Авторы А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.
Урок «Значение дыхания. Воздухоносные пути. Строение легких» с применением цифрового образовательного ресурса (ЦОР)
Задачи урока:
- Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;
- Установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей и легких;
- Выяснить, как изменяется в дыхательных путях и легких воздух, которым мы дышим.
Демонстрационное оборудование:
- компьютер,
- цифровой проектор,
- ЦОР – мультимедийное учебное пособие «Биология: анатомия и физиология человека»
Проведение урока
Ход урока соответствует изложению материала на страницах ЦОР.
Страница 1 - Содержание урока.
Введение в тему на первом этапе изучения нового материала начинается следующим вопросом-задачей: человек может прожить без пищи несколько недель, без воды несколько дней, а без кислорода не больше 10-20 минут. Почему?
Страница 2 - Воздух необходим для жизни.
На экране – интерактивный объект ЦОР «Органы дыхательной системы человека».
Видеофрагмент: «Воздух необходим для жизни».
Второй этап урока – постановка познавательных задач темы. Учитель говорит о том, что на этом уроке будет начато изучение строения органов дыхания, и учащиеся должны будут на основе полученных фактических данных самостоятельно решить следующие вопросы:
- Как изменяется в дыхательных путях воздух, который мы вдыхаем?
- Почему нужно дышать через нос?
- В чем проявляется связь строения воздухоносных органов и легких с их функциями?
Страница 3 - Сколько же кислорода необходимо человеку?
Следующий этап изучения начинается с просмотра диаграмм состава воздуха при вдохе и после выдоха. Учащиеся делают вывод об изменении состава вдыхаемого воздуха, в выдыхаемом воздухе содержится больше углекислого газа и меньше кислорода.
Излагая новый материал и используя межпредметные связи с физикой и химией, учитель указывает на энергетическое значение кислорода, на его роль в процессах превращения энергии. В целом внешне процесс дыхания – это процесс обеспечения организма кислородом и удаления продуктов окисления: углекислого газа и излишков воды. Осуществляется этот процесс путем газообмена.
Страница 4 - На что способны наши легкие? ЖЕЛ.
На этом этапе урока раскрывается понятие «жизненная емкость легких», подчеркивается возможность ее увеличения при занятиях физической культурой и спортом, особенно такими видами, плавание, бег, катание на коньках.
Страница 5 – Функции носа.
По анимированному рисунку ЦОР учитель объясняет строение носовой полости, носоглотки. Для закрепления материала учитель задает классу вопросы:
- Какова функция носовой полости?
- В чем взаимосвязь ее строения и функций?
Страница 6 - Где живет голос?
На следующем этапе урока изучается гортань. О ее строении учитель рассказывает по анимированному рисунку ЦОР. Учитель сообщает краткие сведения о том, как образуются звуки в гортани, отчего зависит сила звука и его высота. Для того чтобы подвести учащихся к выводу об участии в формировании звуков голоса и речи не только голосовых связок, но и движений языка, губ, зубов, учитель предлагает следующие вопросы:
- Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?
- Почему человек не может говорить без языка?
- Что такое шепот?
Страница 7 – Трахея.
На следующем этапе объяснения нового материала изучаются трахея и бронхи по интерактивным объектам анатомического атласа ЦОР. Учитель предлагает высказать предположение, какова функция трахеи и бронхов, и установить, в чем приспособленность их строения к этой функции.
Страница 8 - Строение легких.
Где же происходит газообмен?
Учитель показывает изображение легких человека по интерактивной модели из анатомического атласа ЦОР.
- Чем же объяснить свойства легкого?
- Какого его внутреннее строение?
Учащиеся рассматривают подробные рисунки строения легкого и альвеол. Они описывают строение легочных пузырьков, делают вывод о приспособленности легкого к функции дыхания и вспоминают, к какому кругу кровообращения относятся капилляры, оплетающие альвеолы. Учитель сообщает данные о многочисленности легочных пузырьков и рассказывает о пристеночной плевре, плевральной жидкости и газообмене в легких.
Страница 9 - Циркуляция газов и питательных веществ.
Далее учитель по рисунку ЦОР объясняет материал о газообмене в легких и тканях, обращая внимание на разницу концентрации кислорода и углекислого газа в крови, легочных пузырьках, тканевой жидкости и клетках и напоминая ученикам об известном им из физики законе диффузии.
Страница 10 - Главное.
Выводы по уроку, тезисы.
Страницы 11 - 16 – Проверьте свои знания.
Закрепление материала проводится по интерактивным упражнениям ЦОР, на которые ученики отвечают устно.
Задание на дом: §§23-24, выполнить задания в рабочей тетради.
Поурочное планирование темы «Дыхательная система»
Тема урока |
Тема урока ЦОР |
Страницы урока ЦОР |
Урок 24. Значение дыхания. Органы дыхания Строение легких. |
||
|
10. Дыхательная система (диск 1). |
|
Урок 25. Газообмен в легких и тканях |
||
|
26. Газовый обмен (диск 1). |
|
Урок 26. Дыхательные движения |
||
|
26. Газовый обмен (диск 1). |
2. Как мы дышим |
Урок 27. Регуляция дыхания |
||
Урок 28. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания |
||
|
35. Гигиена дыхательной системы (диск 2) |
|
Урок 29. Первая помощь при поражении органов дыхания |
||
|
48. Оказание первой помощи (диск 2) |
12. Удушье 13. Искусственная вентиляция легких |
Контрольно-обобщающий урок |
Тематическое планирование программы курса «Человек и его здоровье» с использованием мультимедийного учебного пособия нового образца «Биология: анатомия и физиология человека»
Тема урока |
Тема урока ЦОР |
Диск № |
Введение. Организм человека. Общий обзор |
||
Урок 1. Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека |
1. Кто наши предки? |
1 |
Урок 2. Структура тела. Место человека в живой природе |
|
|
Урок 3. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность |
2. Клетки и ткани |
1 |
Урок 4. Ткани |
2. Клетки и ткани |
1 |
Урок 5. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гормональная регуляции |
|
|
Опорно-двигательная система |
||
Урок 6. Скелет. Строение и состав костей |
4. Скелет |
1 |
Урок 7. Соединение костей |
|
|
Урок 8. Скелет головы и туловища |
|
|
Урок 9. Скелет конечностей |
|
|
Урок 10. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
48. Правила оказания первой медицинской помощи |
2 |
Урок 11. Мышцы. Типы мышц, их строение и значение |
6. Различные группы мышц и их названия |
1 |
Урок 12. Работа мышц |
5. Как сокращается мышца? |
1 |
Урок 13. Нарушения осанки и плоскостопие |
34. Болезни опорно-двигательного аппарата |
1 |
Урок 14. Развитие опорно-двигательной системы |
|
|
Кровь. Кровообращение |
||
Урок 15. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав |
7. Кровь – жидкая ткань |
1 |
Урок 16. Иммунитет |
9. Лимфатическая и иммунная системы |
1 |
Урок 17. Тканевая совместимость и переливание крови |
|
|
Урок 18. Строение и работа сердца. Круги кровообращения |
8. Структура системы кровообращения |
1 |
Урок 19. Движение лимфы |
9. Лимфатическая и иммунная системы |
1 |
Урок 20. Движение крови по сосудам |
|
|
Урок 21. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов |
8. Структура системы кровообращения 25. Работа сердца |
1 1 |
Урок 22. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов |
|
|
Урок 23. Первая помощь при кровотечениях |
48. Оказание первой помощи |
2 |
Дыхательная система |
||
Урок 24. Значение дыхания. Органы дыхания |
10. Дыхательная система |
1 |
Урок 25. Строение легких. Газообмен в легких и тканях |
26. Газовый обмен |
1 |
Урок 26. Дыхательные движения |
|
|
Урок 27. Регуляция дыхания |
|
|
Урок 28. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания |
35. Гигиена дыхательной системы |
2 |
Урок 29. Первая помощь при поражении органов дыхания |
48. Оказание первой помощи |
2 |
Пищеварительная система |
||
Урок 30. Значение пищи и ее состав |
36. Значение питательных веществ в жизни человека |
2 |
Урок 31. Органы пищеварения |
11. Строение пищеварительной системы |
1 |
Урок 32. Строение и значение зубов |
|
|
Урок 33. Пищеварение в ротовой полости и в желудке |
24. Активность пищеварительной системы |
1 |
Урок 34. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ |
24. Активность пищеварительной системы |
1 |
Урок 35. Регуляция пищеварения |
24. Активность пищеварительной системы |
1 |
Урок 36. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения |
37. Гигиена питания и профилактика заболеваний органов пищеварения |
2 |
Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа |
||
Урок 37. Обменные процессы в организме |
|
|
Урок 38. Нормы питания |
36. Значение питательных веществ в жизни человека |
2 |
Урок 39. Витамины |
36. Значение питательных веществ в жизни человека |
2 |
Урок 40. Строение и функции почек |
12. Система мочевыделения 27. Выработка мочи |
1 1 |
Урок 41. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим |
40. Заболевания почек |
2 |
Урок 42. Значение кожи и ее строение |
3. Структура и функция кожи человека |
1 |
Урок 43. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи |
|
|
Урок 44. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах |
48. Правила оказания первой медицинской помощи |
2 |
Эндокринная система. Нервная система |
||
Урок 45. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции |
22. Стоящие на страже |
|
Урок 46. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма |
21. Поддержка для системы управления |
1 |
Урок 47. Значение, строение и функционирование нервной системы |
16. Начальник всех систем 17. Передача информации |
1 1 |
Урок 48. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы |
20. Останови работу сердца |
1 |
Урок 49. Нейрогормональная регуляция |
|
|
Урок 50. Спинной мозг |
19. Врожденные и приобретенные рефлексы |
1 |
Урок 51. Головной мозг: строение и функции |
16. Начальник всех систем 18. Необъятные возможности мозга |
1 1 |
Органы чувств. Анализаторы |
||
Урок 52. Как действуют органы чувств и анализаторы |
|
|
Урок 53. Орган зрения и зрительный анализатор |
14. Глаза и уши – наши основные источники информации |
1 |
Урок 54. Заболевания и повреждения глаз |
|
|
Урок 55. Орган слуха |
14. Глаза и уши – наши основные источники информации |
1 |
Урок 56. Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов |
15. Обоняние, вкус, осязание |
1 |
Поведение и психика |
||
Урок 57. Врожденные и приобретенные формы поведения |
19. Врожденные и приобретенные рефлексы |
1 |
Урок 58. Закономерности работы головного мозга |
18. Необъятные возможности мозга |
1 |
Урок 59. Биологические ритмы. Сон и его значение |
44. Психическое здоровье человека |
2 |
Урок 60. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы |
|
|
Урок 61. Воля и эмоции. Внимание |
|
|
Урок 62. Динамика работоспособности. Режим дня |
44. Психическое здоровье человека |
2 |
Индивидуальное развитие организма |
||
Урок 63. Половая система человека |
28. Зачем организмы размножаются |
1 |
Урок 64. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем |
45. СПИД – чума XX века |
2 |
Урок 65. О вреде наркогенных веществ |
43. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека |
2 |
Урок 66. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения |
31. 38 недель в своем собственном мире |
1 |
Урок 67. Психологические особенности личности |
|
|