Цели:
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
- Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
Ход занятия
Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Прежде, чем сказать тему нашей встречи, я хотела бы объявить результаты анкеты, которую мы проводили на прошлом классном часе.
Учитель: Вы распределили свои желания на три группы: для меня, для близких людей, для Родины.
Учитель. Ребята, посмотрите: больше всего желаний в первом файле «Для себя».
В среднем вышло по 6 желаний: учеба, здоровье, работа, семья, материальный достаток.
Учитель. У вас замечательные желания. А теперь посмотрим, какие пожелания вы составили для близких людей. В среднем по 3 желания: закончить хорошо школу, работа, счастья.
Учитель. Ребята, видно, что вы заботитесь о близких людях. А в третьем файле у нас немного желаний.
Для Родины в среднем 1 желание: выйти из кризиса.
Я хотела бы поблагодарить тех, кто уже сейчас задумывается о судьбе страны, о ее будущем.
А как называют тех, кого волнует происходящее в стране, кому небезразлично ее будущее? (патриот, гражданин)
Учитель. Сегодня тема нашего классного часа «Я – гражданин России» обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе и в конце урока поставим нужный знак.
Учитель. Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».
Кто же такой гражданин?
Кого же называют гражданином? Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.
- Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями
- Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.
- Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
Почему 3 вариант ответа вы не выбрали? Обсуждение учащихся.
Учитель: А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова тоже Некрасова:
«А что такое гражданин?...
- Отечества достойный сын»
В словаре слово гражданин определяется так:
Гражданин
- Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
- Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.
Учитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин?
Работа с интерактивной доской
Учитель: Посмотрите внимательно и найдите однокоренные слова на доске. (Родина, родной)
Понятие Родина - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? (Корни)
Листья – это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины»
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
(звучит стихотворение, сопровождается музыкой и слайдами)
В первом столбике у нас слова объединены одним корнем. Каким? (отец). Почему в одном столбике слова отец – Отчизна? (потому что отец защитник Отечества).
Во втором столбике слова связаны корнем «род». Почему? (потому что от всего нашего рода, от каждого из нас зависит судьба Родины)
Девочки рассказали нам о своих родственниках, которые проявили свою гражданственность, показали свою гражданскую позицию.
Тогда была война, а в мирное время можно ли проявить гражданственность? И как?
Прежде чем ответить на эти вопросы, вспомним фильм «Мы из будущего».
В этом фильме 4 героя, вспомним их:
- Бероев Витя (в очках),
- Филатов Сергей (Борман)
- Смирнов Андрей
- Васильев Олег (Череп)
Борман, Череп, Чуха и Спирт — «чёрные копатели». Они занимаются поиском орденов времён Великой Отечественной войны с целью их последующей продажи. Однако волею судеб они попадают в пекло боёв 1942 года, где будут вынуждены сражаться вместе с советскими солдатами против немецких солдат.
Ещё час назад один продавал ордена, а другой — гордо демонстрировал наколку в виде стилизованной свастики — и вот уже они со страхом, но все-таки не щадя себя, ползут под пулями, чтобы взорвать ДОТ и освободить дорогу.
Борман
Имя персонажа: Сергей Филатов.
Характер: прирожденный лидер, хорошо образован, учился на историческом факультете, свободно владеет немецким, отлично знает литературу, изучает военные мемуары, умён, расчётлив, обаятелен, любит модную одежду, дорожит своими наручными часами, холост, нравится девушкам.
Козловский о герое: «Мой герой — обычный парень, таких много. Он хочет действовать по принципу „бери от жизни все“. Привык побеждать и не привык ни в чем сомневаться. И вдруг этот парень попадает в ситуацию, которую даже предположить не мог. Он оказывается в прошлом, попадает в самое пекло Великой Отечественной войны, где другая жизнь по другим законам. Он встречает девушку, в которую моментально влюбляется… Его жизнь меняется полностью. Всего за несколько дней».
Спирт
Имя персонажа: Андрей Смирнов
Характер: легко поддается чужому влиянию, своенравен, эгоистичен, скрытен, не всегда верен данному слову, расчётлив, любитель черной музыки, хороший гитарист, любит играть в «крутого», хотя для того, чтобы быть им по-настоящему, слишком труслив.
Терентьев о герое: «Не могу сказать, какой он, мой герой, — положительный или отрицательный. Не бывает же личностей на сто процентов положительных или полностью отрицательных. Особенно среди современных людей. Он во что бы то ни стало стремится попасть назад в будущее. В своё время. В знакомую и уютную жизнь. Понятное в принципе желание. Ему страшно на этой войне. Но, думаю, любому нормальному человеку будет страшно. И он хочет сбежать, готов уйти один, оставив друзей. Он безумно любит музыку. И даже там, в 42-м, вечером перед всем полком играет свою музыку, соглашается сыграть на гитаре перед боем. Он разный, этот Спирт. Но думаю, что ситуация, в которой он оказался, его изменила».
Череп
Имя персонажа: Олег Васильев
Характер: упрямый, принципиальный, не бросает слов на ветер, прямолинеен,ходил в секцию бокса, любит татуировки, презирает слабость, порой жесток, смел, предан друзьям, во всем привык идти до конца, не любит проигрывать.
Яглыч о герое: «Мой герой на первый взгляд кажется самым жестким. Так, в общем, и есть… Он скинхед. Зарабатывает на продаже найденных военных трофеев. Упёртый. Абсолютно бескомпромисcный. И в то же время он смелый, очень предан друзьям. У него свои принципы. Свои законы. Но он изменился больше других, это доказано его поистине заслуживающим уважение жестом:когда он содрал камнем свою татуировку. Мы же меняемся, когда переживаем какие-то сложные ситуации. Он практически единственный не устраивает истерику перед боем, все остальные хотят до наступления решить проблему, из-за которой они оказались в прошлом, и вернуться в свое время. И один из четырёх друзей бросает ему фразу: „Скинхед наш патриотом заделался“. Не знаю насчёт патриота… Ему так же страшно, как и всем остальным».
Чуха
Имя персонажа: Виталий Бероев
Характер: мягок, неуравновешен, вспыльчив, влюбчив, с девушками застенчив, нерешителен, простодушен, влюблён в Нину, девушку друга.
Волкострелов о герое: «Мы играем „гостей из будущего“. Вдруг, как нашим героям кажется, абсолютно ни с того ни с сего (на самом деле это не так) они оказываются в прошлом. Казалось бы, всего лишь 65 лет назад, не такой уж большой срок. Но они говорят на современном сленге, и их не понимают. Когда молчат, вроде свои, как только что-то скажут, сразу видно — чужие. Их принимают за дезертиров, а они молятся о том, чтобы это все оказалось просто дурным сном».
Можно ли каждого этих людей назвать Гражданином в начале фильма, ведь они интересуются историей, своими корнями?
Посмотрим начало фильма. С каких 2-х песен начинается фильм: «Крейсер Аврора» и «Мы лучшие».
- Почему? (показать Город Петербург и главные герои по их мнению лучшие)
- Почему показаны действия в Петербурге и все достопримечательности этого города? (Город- Герой, который был дольше всех в блокаде, около 900 дней)
- В фильме две параллели: настоящее и прошлое
- В настоящем герои успешные молодые люди, а в прошлом их часто называют «контуженные». Почему?
- Вспомним яркие моменты, когда встречаются настоящее и прошлое:
(1.Череп и командир говорят о городе, улице, секции, тренере
2. песня, исполняемая Ниночкой и А. Смирновым (Спирт)
3. Емельянов и Филатов говорят о победе) - Что является ключевым в этом фильме, какой образ? (Образ озера)
В фольклоре вода – это символ очищения, а река, озера – это связь между параллельными мирами. И вспомните, бабушка им говорит, что вода в этом озере чистая-чистая.
- Почему герои после первой попытки не вернулись в настоящее? (они не встретились с Соколовым Дмитрием)
- Сколько дней они были в прошлом? (5-6)
- Как произошло перевоплощение героев?
Васильев Олег изменился больше других, это доказано его поистине заслуживающим уважение жестом: когда он содрал камнем свою татуировку. Он практически единственный не устраивает истерику перед боем, все остальные хотят до наступления решить проблему, из-за которой они оказались в прошлом, и вернуться в свое время. И один из четырёх друзей бросает ему фразу: „Скинхед наш патриотом заделался“. Не знаю насчёт патриота… Ему так же страшно, как и всем остальным».
Смирнов Андрей. Ему страшно на этой войне. Но, думаю, любому нормальному человеку будет страшно. И он хочет сбежать, готов уйти один, оставив друзей. Он безумно любит музыку. И даже там, в 42-м, вечером перед всем полком играет свою музыку, соглашается сыграть на гитаре перед боем. Он разный, этот Спирт. Но думаю, что ситуация, в которой он оказался, его изменила». Очень ярка последняя ночь, когда он поет песню про солдат.
Филатов Сергей хочет действовать по принципу „бери от жизни все“. Привык побеждать и не привык ни в чем сомневаться. И вдруг этот парень попадает в ситуацию, которую даже предположить не мог. Он оказывается в прошлом, попадает в самое пекло Великой Отечественной войны, где другая жизнь по другим законам. Он встречает девушку, в которую моментально влюбляется… Его жизнь меняется полностью. Всего за несколько дней».
Как называют друзья Филатова (Борман)
Бероев Виталий. Каким мы видим его вначале фильма – «герой», который играет мастерски в компьютерные игры. У него нет характера, он слабая натура.
- Почему в конце фильма Дмитрий Соколов подрался с Андреем Смирновым? (он не верит, что есть люди, которые ходят со свастикой и кричат «Хай, Гитлер»)
- В конце Филатов просит прощения у Ниночки, почему? (он от имени всех современников просит прощения у прошлого)
- Почему им пришлось остаться до сцены наступления? (потому что показано, как они прочувствовали патриотизм)
- Вывод: в начале фильма главные персонажи знают историю, интересуются прошлым, но мы сказали, что это не Гражданственность.
- А что же тогда можно назвать гражданственностью? (гражданственность не прячется за словами, это внутренняя позиция человека, это состояние души)
А вот теперь вернемся к началу нашего классного часа, каждый в душе у себя поставьте тот знак, который на данный момент выражает его позицию Человека – Гражданина: либо это будет утвердительная точка, либо сомневающийся вопросительный знак, либо восхитительный восклицательный знак.
А классный час я хочу закончить напутствием.
Учитель читает стих:
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя Гражданина и борца.
Приложения:
- Презентация к уроку (Презентация 1)
- Презентация Л. Мошковой (Презентация 2)
- Презентация О. Федоровой (Презентация 3)
- Приложение 4.