Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно или даже грубо, отбивают у ребенка тягу к знаниям, желание учиться и трудиться. Забегая намного вперед, приведем один очень показательный пример. Многие родители перестают читать ребенку в тот самый момент, когда он сам научился складывать буквы. По мнению ученых это большая ошибка. Когда второклассник, к примеру, просит почитать перед сном, нельзя отказывать ему и говорить: «Ты сам умеешь!». Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном месте сказки, истории, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда ненавязчиво можно посеять интерес к книге. В противном же случае этот интерес можно отбить навсегда. Ребенок не любит делать то, что ему пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно.
По мнению физиологов и психологов не существует общей для всех детей "подготовки к школе". Чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительной работы с дошкольником, необходимо психологу проводить в течение всего цикла занятий «Тропинка к школе» диагностику.
Подготовка к школьному обучению не должна заменять собой программу первого класса. Взрослым необходимо помочь ребенку адаптироваться к условиям и порядкам школы.
Считается, что к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в каком плане и не ухудшат его здоровье как физическое, так психическое.
Необходимо помнить, что основными критериями психического развития дошкольников являются познавательная активность, мышление, коммуникативные способности, уровень развития игровой деятельности, а также эмоциональное благополучие ребенка.
Курс занятий состоит из 62 занятий продолжительностью 30-35 минут с периодичностью 2 раза в неделю.
Каждое занятие включает в себя несколько обязательных блоков: психогимнастика, развитие речи, развитие интеллектуальных и графических навыков.
Цель: развитие личности ребенка, содействие в его разностороннем совершенствовании.
Задачи:
- Подготовка к обучению грамоте (произношение всех звуков, фонематический (звуковой) слух, звукобуквенный анализ, чтение);
- Развитие математических представлений (количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени и пространстве);
- Развитие моторики (мелкая моторика, графические навыки).
- Создание доброжелательной обстановки в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- Создание благоприятных условий для общения детей друг с другом;
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | Знакомство. Знакомство детей с психологом и друг с другом. | 1 |
2-3 | Правила занятий. Знакомство детей с правилами занятий в группе и продолжение знакомства друг с другом. | 2 |
4-6 | Для чего нужно учится. Создание предпосылок к формированию устойчивой учебной мотивации. | 3 |
7-8 | Оценка. Формирование реалистичного восприятия оценки. | 2 |
9-10 | Учимся работать дружно. Знакомство детей с навыками учебного сотрудничества. | 2 |
11-15 | Знакомство с временами года и днями недели. | 5 |
16-18 | Где и с кем я живу. | 3 |
19-33 | В царстве математики. | 15 |
34-48 | В царстве букв и звуков. | 15 |
49-58 | Животный и растительный мир. | 10 |
59-61 | Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к обучению. | 3 |
62 | Подведение итогов курса занятий | 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
- Занятия проводятся в течение учебного года.
- Занятия проводятся спериодичностью два раза в неделю.
- Номера занятий отражают последовательность их проведения.
- Завершающее занятие имеет смысл проводить как сдвоенный урок, так как оно является итоговым и носит для детей праздничный характер.
- Занятия проводятся одновременно со всей группой.
- При проведении занятий учителю важно опираться на несколько правил, которые будут способствовать детей к занятиям. Важно поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя. Даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?». На этих занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс.
- При организации занятий необходимо учитывать:
- возрастные физиологические возможности детей;
- постепенность подачи материала (от простого к сложному);
- чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
- наличие динамических пауз между частями занятий;
- гигиенические требования к помещению и материалам.
- Дошкольник нуждается в развитии, а не преждевременных знаниях, поэтому надо осмысленно подходить к его проблемам и потребностям, учитывать его психологические особенности, а не только умственные возможности. Важно помнить, что для развития дошкольника незаменимой является полноценная игра, творческая предметно-практическая деятельность
- Обращения к учащимся, формулировки заданий нужно выверить психологически, и учителю стоит обратить на них внимание, так как они помогут сделать прикосновение к внутреннему миру детей осторожным и деликатным. В высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей. Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне понравилось...»
- В начале занятия, впрочем, как и в конце, должен быть какой-нибудь ритуал.
- На занятии должен царить “дух открытий” (ничего не сообщать детям в готовом виде);
- При организации учебного процесса и составлении плана каждого занятия помним о развитии моторики у детей дошкольного возраста, включаем в занятия ручной труд, рисование, конструирование, лепку, аппликацию.
- Ребенок дошкольного возраста, переходя на новую ступень и приобретая новый социальный статус, испытывает психологический дискомфорт. Во избежание болезненного перехода в новый статус планируем упражнения на занятия на развитие эмоциональной сферы и навыков общения будущего первоклассника. Такие занятия развивают у детей способность управлять своими эмоциями (произвольное поведение), формируют эмоционально-положительное отношение к школе, коммуникативные навыки.
- И последнее: готовность родителей отдать своего ребенка в школу. необходимо проводить консультации с родителями, где предлагать распечатки игр, рекомендаций, тесты, которые могут провести сами родители для уточнения уровня подготовки своего ребенка, материалы для симметричного вырезания, рисунки по образцу, упражнения для развития моторики, развития речи и т. д., а так же памятки (приложение 1).
ФОРМЫ РАБОТЫ.
На занятиях используются различные формы работы с детьми: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство.
“Тропинка к школе” позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть “слабые звенья” в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Опыт работы этой школы показал, что дети, посещающие занятия, успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к началу обучения, что позволяет им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.
Литература:
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Программа по психологии общения для учащихся начальной школы. — В кн.: Возможности практической психологии. Вып. 2. М, УЦ «Перспектива»,2000.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч. 1,2. М., УЦ «Перспектива»,2001.
- Поливанова К.Н., Цукерман ГА. Введение в школьную жизнь. — В кн.: Учимся общаться с ребенком. М., «Просвещение», 1993.
- Чибисова М.Ю. Психологические занятия для будущих первоклассников. — В кн.: Возможности практической психологии. Вып.З. — М., УЦ «Перспектива», 2001.