Введение этнокультурного компонента в предмет биологии и во внеурочную деятельность

Разделы: Биология


Современное биологическое образование ориентировано на отражение цивилизации. Кризис биологического образования – следствие того тупика, в который зашла цивилизация, столкнувшись с глобальными проблемами, затрагивающими существование и развитие человека. Многие из них, в частности экологический кризис, нездоровый образ жизни человека в урбанизированном обществе, - порождения техницизма, приоритета искусственного над природным, естественным. Нарушен древний союз человека с природой. Машинное видение мира, дегуманизация жизни, потеря духовных ценностей – результаты установки на овладение силами природы и подчинение их человеку.

Изменение биологического образования требует его переориентации с цивилизации на культуру. Культура является, по сути дела, всеобщей технологией человеческой деятельности – материально-практической, социальной и духовной. Ориентация биологического образования на культуру отвечает современному состоянию методологии. Наука о жизни становится проводником гуманистических устремлений и экологического стиля мышления. Модель «наука в системе культуры» – целостная система, из неё невозможно отобрать для образования одни элементы и связи, отбросив другие. Она служит идеалом для определения целей и содержания учебного предмета, к достижению которого необходимо идти последовательно и планомерно в рамках учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и широкое его использование в процессе преподавания.

Значение и структура этнокультурного компонента

Нельзя недооценивать значение и роль этнокультурного компонента в биологии. Считаю, что он усиливает комплексный подход в биологическом образовании, и его необходимо рассматривать как необходимый и достаточный минимум содержания образования, который должен быть усвоен.

Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить уровень социальный уровень учащегося. Такой подход к обучению предусматривает не только активные использование учителем и учащимися знаний местного материала на уроках, но и не менее активную деятельность по изучению краеведческих объектов и явлений, процессов, протекающих в окружающей природе и обществе, имеющих непосредственное отношение к биологии. 

Структура этнокультурных знаний

Схема наглядно показывает, что этнокультурные знания состоят из компонентов материальной культуры. В эту категорию включены также культурные растения, домашние животные.

Региональная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной живой памяти человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К региональной культуре относятся также все запечатленные в клетках мозга трудовые навыки, положительные знания, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды искусства и их народного творчества.

Изучение смены различных групп органического мира во времени, как представителей минувших геологических эпох, имеет огромное общеобразовательное значение для выработки единственно правильного материалистического мировоззрения. Пермские ящеры вписали страничку в историю развития природы, тем самым обозначили конец длинной палеозойской эры и начала нового порядка зоологических условий.

Важные события в развитии отечественной биологии дали толчок исследованиям родоначальников пермской биологической школы. Главными характерными чертами этой школы явились исторический общебиологический подход и связь фундаментальной науки с комплексными прикладными исследованиями.

Пермский звериный стиль – самобытное историческое и художественное явление. Он имеет не выдуманный, а вполне реалистичный характер, т.к. в некоторых образах бронзовых бляшек угадываются облики ископаемых ящеров пермского геологического развития, обнаруженных палеонтологами в Прикамье и в Приуралье. Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено такого много населенного животного подземного царства.

Все эти компоненты региональной культуры являются историческими составляющими, без которых компоненты материальной культуры развиваться не могут.

Из анализа схемы видна тесная этнокультурноинтегрирующая связь между биологией и историей. Схема подтверждает то, что биологическая составляющая равноценна исторической составляющей.

У учителей биологии этнокультурный компонент вызывает интерес, но из-за слабого отражения этнокультурного подхода в действующей программе, а также отсутствия методических пособий учитель испытывает трудности в практике преподавания. Нельзя не отметить две книги «Животные Прикамья» и «Растения Прикамья», выпущенные издательством «Книжный мир» города Перми в 2001 году, которые существенно дополняют и расширяют основной материал учебника. На материале уральской флоры и фауны показано разнообразие растений и животных в их эволюционном развитии. Эти издания можно использовать на каждом уроке, совершенствуя работу учащихся с дополнительной литературой.

Использование этнокультурного компонента на уроках биологии

В нескольких темах с 6 по 11 классы даются сведения о вкладе учёных Пермской биологической школы. Главными характерными чертами этой школы явились исторический общебиологический подход и связь фундаментальной науки с комплексными прикладными исследованиями.

Так, при изучении симбиоза – взаимовыгодного сожительства, низших растений преподаватель знакомит с жизнью пермского учёного – основателя ботанического сада при университете А. Г. Генкелем. Раскрывая процессы видообразования, учитель рассказывает о профессоре ботаники И. И. Спрыгине, который впервые в истории отечественной ботаники наметил границы нового евразийского волжско – уральского центра видообразования.

Ознакамливая учащихся с характеристиками семейств растений, в качестве дополнительного материала логично рассказать о семействе Лютиковые и их представителях – ветренице пермской и ветренице уральской (или анемонах). История этого цветка связана с именами советского учёного С. В. Юзепчука и пермского ботаника П. В. Сюзева.

Важной составной частью этнокультурного компонента является изучение тем на основе исторического материала: излагаются известные исторические примеры в контексте пермской региональной культуры.

В 1841 году английским геологом Р. Мурчисоном в нашем крае была открыта Пермская геологическая система. Это единственная система в мировом геологическом календаре, носящая русское название. Всемирную известность Пермский период приобрёл благодаря находкам в его отложениях ископаемых ящеров. При изучении темы о рептилиях упоминаются ископаемые пермские ящеры, Ежовское местонахождение рептилий у г. Очёра, раскопками которого руководил известный советский палеонтолог П. К. Чудинов.

После открытия пермской геологической системы понятие «пермская флора» сразу же стало двузначным, то есть обозначающим и современную флору Пермского края, и флору всей Земли в пермский геологический период.

Прикамье – лесной край. Поэтому на уроках даётся характеристика пармы – приуральской тайги. Особое внимание уделяется истории такого удивительного дерева как лиственница, которую называют пермским карагаем. Сочетание этих слов – родом из Венеции. О некогда широком распространении лиственниц на Урале и в Прикамье свидетельствуют местные географические названия: село Карагай и т. д.

Часто на уроках звучат сказания о растениях, пословицы (канул в камский мох), рассказы о роли растений в духовных традициях народа, их использовании в бытовой жизни.

Привлечение в учебном процессе исторических сведений Пермской региональной культуры благоприятствуют созданию положительного эмоционального фона и расширению кругозора учащихся.

Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности, реализуя воспитательные задачи, необходимо прививать учащимся любовь к родной стране, родной земле. Упор на региональный компонент в воспитании далеко не случаен. Возможно ли воспитывать в детях любовь к Отечеству абстрактно? Здесь необходимо своё, родное. То, до чего можно дотронуться рукой и сердцем. Будучи классным руководителем, в своих воспитательных планах я уделяла внимание краеведению, экологическому воспитанию.

  • В 5 классе мы посетили этнографический музей в Хохловке, познакомились с архитектурными памятниками старинного зодчества Прикамья.
  • В 6 классе познакомились с биоочистными сооружениями – экологическими комплексами предприятия «Пермнефтеоргсинтез».
  • В 7 классе совершили экскурсию в ботанический сад при университете.
  • В 8 классе съездили в Кунгурскую ледяную пещеру.
  • Не раз посещали краеведческий музей, Пермскую художественную галерею.
  • После 8 класса ребята приняли участие в эколого-краеведческой экспедиции в Зюкайке, где познакомились с историей и традициями этого посёлка, изучили растительный мир его окрестностей. Незабываемую экскурсию совершили в посёлок Сепыч – центр старообрядчества. Результатом экспедиции стали исследовательские работы, с которыми учащиеся выступили на школьной НПК.
  • В 9 классе продолжили знакомиться с историей и культурой Прикамья, посетив краеведческие музеи г. Очёр и села Ильинское.
  • В 6 и 7 классах эти ребята занимались на факультативах «Растительный мир Прикамья», «Животный мир Прикамья».

Тестирование учащихся и их родителей показало, что воспитательная система, созданная на основах этнопедагогики, способствует личностному росту ребёнка.

В современных условиях процесс формирования человеческой личности усложняется. С культурой мы связываем свои надежды, потому что только в атмосфере культуры мы можем воспитать человека, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством.

Литература

  1. Атлас Пермской области. География. История. - М.: ДИК, 1999
  2. Л. Баньковский. Пермистика. - Пермь, 1991
  3. В.А. Верещагина и др. Растительный мир Прикамья. - Пермское книжное издательство, 1988
  4. В.А. Верещагина, Н.Л Колясникова. Растения Прикамья. - Пермь, «Книжный мир», 2001
  5. Н. Верзилин. По следам Робинзона. - Ленинград, «Детская литература», 1974
  6. Животные Прикамья. - Пермь, «Книжный мир», 2001
  7. М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высшая школа, 1992
  8. Ю. Николаев. Медведь земли Прикамской. - Газета «Звезда», 21 июля, 2000
  9. В.В.Петров. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986
  10. С.Ф. Пономаренко, В.Г. Хржановский. Ботаника. - М.: Агропромиздат, 1988
  11. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. - М.: Дрофа, 2000
  12. Л.Б. Пузикова. Праздники в вашем доме. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
  13. В. Рохлов и др. Занимательная ботаника. М.: АСТ- Пресс, 1988
  14. В.Н. Семенцова. Технологические карты уроков. - Санкт- Петербург, Паритет, 2001
  15. Г.Н. Чагин. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала. - Издательство: ПГУ, 1998
  16. Г.Н. Чагин. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVII - I половине XIX века. - Издательство ПГУ, 1995