Тема урока "Синонимы, антонимы, гиперонимы, гипонимы"

Разделы: Начальная школа


Одной из важных тем по развитию речи является изучение лексической парадигматики, т.е. разрядов слов, вступающих между собой в определенные отношения. К таким разрядам относятся синонимы, антонимы, гиперонимы и гипонимы. Изучение синонимов и антонимов начинается еще в первом классе и продолжается в течение всего периода обучения в школе. Такие разряды слов, как гиперонимы и гипонимы (слова, имеющие родо-видовые отношения), чаще всего на уроках не рассматриваются. Хотя гиперо-гипонимические отношения охватывают и структурируют значительную часть словарного состава языка. Они являются самыми распространенными парадигматическими связями слов. Разработанные уроки направлены на развитие у детей языкового чутья, на умение анализировать слова и их значения, устанавливать между ними логические связи и отношения. Данные уроки могут проводиться во 2-4 классах независимо от уровня подготовки учащихся и УМК, по которому обучаются дети.

Цель урока: познакомить учащихся с лексической парадигматикой.

Задачи урока:

  • закрепить у учащихся имеющиеся сведения по теме и дополнить их новыми;
  • учить находить для слова соответствующую пару, в зависимости от вида отношений между словами;
  • развивать языковое чутье;
  • развивать интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, ИКТ, технология критического мышления.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о лексике, т.е. о словарном составе языка. Нам предстоит выяснить, какие отношения могут быть между словами. Часть информации по этой теме вам знакома. Поэтому вам нужно будет вспомнить се, что вы знаете по этой теме и дополнить свои знания новой информацией.

2. работа по теме урока.

1. Синонимы.

– Теория.

Учащиеся вспоминают все, что им уже известно о синонимах. Они дают определение и приводят примеры. После этого на экране появляется определение и схема.

Практика.

Презентация. Слайд 3.

Учащимся предлагается задание, направленное на формирование умения подбирать к словам синонимы.

Задание: подбери синонимы к словам.

Слова: бежать, доктор, морозный, недалеко.

Слайд 4.

Учащимся предлагается найти и объяснить смысловые и стилистические различие синонимов на примере синонимического ряда: очи, глаза, гляделки.

– Работа с интерактивной доской. Переход на слайды доски осуществляется по гиперссылкам (звездочкам) в правом углу слайда.

Слайд 1.

Учащимся предлагается соотнести объемы значений синонимов голубой и бирюзовый (отношения пересечения).

2. Антонимы.

– Теория.

Учащиеся вспоминают все, что они знают об антонимах, дают определение, приводят примеры. Сравнивают свои ответы, с той информацией, которая появляется на экране (слайд 5).

– Практика.

Слайд 6.

Учащимся предлагается подобрать антонимы к словам.

Слова: глупец, легкий, обрадовать.

Слайды 7, 8.

Учащимся предлагается подобрать антонимы по картинам.

Слайд 9.

Учащимся нужно найти антонимы в пословицах. Объяснить значение пословиц.

Физкультминутка (слайд 10).

Физкультминутка проходит в форме игры. Правила игры: если на экране появляется слово, к которому можно подобрать антоним – дети приседают, если появляется слово, к которому антоним подобрать нельзя – дети поднимают руки вверх. Учащиеся должны не только выполнить упражнение, но и подобрать к слову антоним.

– Работа с интерактивной доской.

Слайд 2.

Нужно соотнести объемы значений слов ясный и пасмурный (не пересекаются).

3. Гиперонимы и гипонимы.

– Теория.

Слайд 11.

Учащиеся сначала сами должны попытаться дать определение понятиям гипероним и гипоним на примере гиперо-гипонимической цепочки слов.

Гиперо-гипонимическая цепочка

Деревья: дуб, ива, ель, клен.

Учащиеся должны сформулировать самостоятельно или с помощью учителя, что гипероним (слово дерево) называет общее (родовое) понятие, а гипонимы (слова дуб, ива, ель, клен) называют частные (видовые) понятия. После этого на экране появляется определения гиперонима и гипонима (слайд 12).

– Практика.

Работа с интерактивной доской.

Слайд 3.

Из слов (тюльпан, ландыш, цветы, хризантема) учащимся нужно составить гиперо-гипонимическую цепочку.

Слайд 4.

Среди предложенных слов (окунь, щука, карась, сом) нужно найти гипероним и гипонимы. Среди этих слов нет гиперонима, его нужно дописать.

Слайд 5.

Среди предложенных слов (орел, воробей, лягушка, кукушка, дятел, иволга) нужно найти гипероним и гипонимы. Среди предложенных слов нет гиперонима и есть “лишнее” слово.

Слайд 6.

Учащимся нужно соотнести объемы понятий слов книга и учебник (отношения включения).

3. Рефлексия.

Слайд 13.

Задание выполняется по рядам. Среди предложенных слов учащимся первого ряда необходимо выписать синонимы, учащимся второго ряда – антонимы, учащимся третьего ряда – гипероним и гипонимы.

Слова: зеленый, купить, одежда, красный, изумрудный, продать, платье, костюм, брюки, тарелка, гулять.

Учащиеся записывают выбранные слова на стикерах. На доску вывешиваются 3 ватмана с заголовками синонимы, антоним, гиперонимы и гипонимы. Дети выходят к доске и приклеивают сои листики. Обсуждение задания будет происходить на следующем уроке, на котором знания по этой теме будут закрепляться и углубляться.

4. Домашнее задание.

Слайд 14.

Составить 3 пары слов (синонимы, антонимы, гипероним и гипонимы) и придумать с ними предложения.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3