Задачи:
- Образовательные: коррекция знаний учащихся по теме «Первоначальные химические понятия», организация разноуровневой познавательной деятельности, увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности.
- Развивающие: развитие способности к самостоятельному целеполаганию, умения адекватно оценивать собственные достижения, осуществления самодвижения относительно предшествующих результатов.
- Воспитательные: воспитание коммуникативности, привитие культуры общения, обеспечение комфортности в учебно-познавательной деятельности путём создания ситуации успеха.
Тип урока:вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению.
Оборудование и материалы:
- компьютер с установленной программой Microsoft Power Point;
- интерактивная доска;
- проектор;
- документ-камера;
- оборудование и химические реактивы для проведения лабораторного опыта: чашка Петри, соляная кислота, метилоранжевый, кусочек мела, нитрат серебра;
- комплект визитных карточек.
Оформление кабинета: плакаты, буклеты «Химия на защите Родины».
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил
….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень,
ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском
плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать
готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных
мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,
посвящается наш урок.
Тема урока: «Урок обобщающего повторения по теме «Первоначальные химические понятия».
Цель урока: закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению.
Основная идея урока: ХИМИЯ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ.
Мотивация: мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение!
Выберем Подводящего итоги. В конце урока он проанализирует нашу работу.
Я приглашаю вас в музей «Химия на защите Родины» (Приложение 1)
Экспозиция 1. Неорганические
вещества в военном деле.
Война у любого человека ассоциируется со снарядами, бомбами, минами, гранатами. В основе их производства и защиты от них лежат многие вещества. Вот некоторые: CI2, CaOCI2, H2SO4, HNO3, P, NH4NO3, H3PO4, С, СО, LiH, CO2, Mg. |
|
Диагностирование учебно-интеллектуальных умений: умение сравнивать, классифицировать. | Задание 1. Прочитайте данные
формулы. Определите признак классификации и
разделите указанные вещества на группы. Задание 2. В чём разница между простыми и сложными веществами? Задание 3. Выделите и назовите простые вещества. |
Диагностирование учебно-организационных умений: умение осуществлять самоконтроль, самооценку. | Задание 4. Определите
валентность элементов в СО, LiH, CO2 Задание 5. Работа с основными понятиями темы. Конкурс «Пир интеллекта». Кто больше назовёт понятий по ключевому слову: Х Л О Р Задание 6. Составьте предложение или текс, используя указанные понятия. |
Диагностирование
учебно-интеллектуальных умений: умение
проводить аналогии.
Диагностирование учебно-организационных умений: умение составлять план, работать по алгоритму. |
Экспозиция 2. Медицина тоже
воевала. Известный полководец маршал
Советского Союза Иван Христофорович Баграмян
писал: «То, что сделано военной медициной в
годы минувшей войны, по всей справедливости
может быть названо подвигом. Образ военного
медика останется олицетворением высокого
гуманизма, мужества и самоотверженности». Задание 7. CaSО4 • 2Н2О – алебастр – в годы войны и до сих пор применяют для изготовления повязок и шин при переломах. Вычислите относительную молекулярную и молярную массу этого вещества. Задание 8. Определите молекулярную формулу так называемой бариевой каши, используемой медиками (её дают пациентам перед рентгеновским исследованием желудка), если массовые доли элементов в ней составляют: бария – 58,80%, серы – 13,73%, кислорода –27,47%. (Ответ: BaSО4.) |
Диагностирование
учебно-информационных умений: умение
пользоваться информационными технологиями. Диагностирование учебно- коммуникативных умений: умение владеть устной речью, сотрудничать. |
Экспозиция 3. «Мы видим войну
их глазами». У Великой Отечественной есть свои
символы – голос Левитана, стихи Симонова,
кинохроника Кармена, фотографии Евгения Халдея. Задание 9. Парный лабораторный опыт. Внимательно прочитайте инструкцию по технике безопасности, проведите опыты. 1. В чашку Петри капельным методом внести 3
порции соляной кислоты HCI. Как бы вы назвали данную работу? Обоснуйте ваш выбор. Оформите ход работы в виде фотографий или видеозаписи, используя документ-камеру. Сделайте вывод: «Как можно назвать данную работу?» Обоснуйте ваш выбор. |
Диагностирование учебно-интеллектуальных умений: умение синтезировать. | Экспозиция 4. «Я говорю с тобой
из Ленинграда…».
Осенью 1941 г., овладев ближайшими аэродромами вокруг Ленинграда, немцы приступили к методичному уничтожению города систематическими бомбежками. Но враги понимали, что фугасными бомбами не удастся быстро сровнять с землей такой большой город. Пожары – вот на что они рассчитывали. Ленинградцы включились в активную борьбу с пожарами. В чердачных помещениях промышленных предприятий, музеев, жилых домов были установлены ящики с песком. Люди дежурили на чердаках днем и ночью. Но несмотря на это, не все пожары смогли предотвратить. Так, 8 сентября 1941 г. бомбежки вызвали 178 пожаров. Возник огненный смерч, который бушевал более пяти часов. Известно, что лучшие вещества, понижающие горючесть, – это фосфаты. За один месяц огнезащитным составом было покрыто около 90 % чердачных перекрытий. Кроме жилых домов и промышленных зданий с особой тщательностью были обработаны чердаки и перекрытия исторических памятников и культурных сокровищ: Эрмитажа, Русского музея, Пушкинского дома, Публичной библиотеки. На Ленинград упали тысячи фугасных и десятки тысяч зажигательных бомб, но город выстоял, город победил. Задание 10. Напишите формулы вещества, лежащего в основе получения фосфатов, а также формулу одного из фосфатов, если известно, что в их составе: а) три атома водорода, один атом фосфора, четыре
атома кислорода; Преобразуем последнюю формулу в более привычную для химии. Запишите её под диктовку: кальций-три-пэ-о-четыре-дважды. |
Высшая оценка подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны – это память потомков, память о людях, живых и тех, чьи жизни были принесены на алтарь Отечества, память о делах, которые они совершили.
Диагностирование учебно-информационных умений: умение пользоваться компьютером и Интернетом. | Домашняя работа:
|
Диагностирование учебно-интеллектуальных умений: умение обобщать. | Подведём итог урока. Сегодня
Подводящий итог ___________
|