При разработке программы развивающего курса мы стремились уйти от конъектурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы 1 класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Цель курса – развитие творческого (дивергентного) мышления у детей 5-7 лет.
Основную цель развивающего курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления (ориентированного на правильный ответ). Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верный решения. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает.
Данный курс, составлен на основе известной теоретической модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе наиболее популярных сегодня и эффективных развивающих программ Дж. Рензулли и включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей, в том числе и задания, основанные на приёмах Теории решения изобретательских задач (ТРИЗа).
Курс, а соответственно, все упражнения и задания предназначены для развития творческих мыслительных способностей:
- Беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.
- Гибкость – это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
- Оригинальность – это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
- Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
- Развитие творческих мыслительных способностей не возможно без параллельного развития словесно-логического мышления и связной речи ребёнка.
Формы и методы работы
1. «УЧИСЬ ИГРАЮЧИ»
Процесс обучения должен быть занимательным по
форме. Это обусловлено возрастными
особенностями обучаемых. Предлагаемая идея
реализуется через игровые приемы работы – как
известные, так и малоизвестные. Например:
интеллектуальные (логические) игры на поиск
связей, закономерностей, задания на кодирование
и декодирование информации, сказки, конкурсы,
игры на движение с использованием терминологии
предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее
напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра
всегда предполагает принятие решения – как
поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
2. «КАЛЕЙДОСКОП»
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и артикуляционная гимнастика, и психологические этюды, и многое другое.
3. «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…»
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках
- сочинение своих сказок.
Контроль знаний.
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
- один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
- вставить пропущенное ключевое слово;
- опрос по «цепочке»;
- цифровой диктант;
- графический диктант;
- маршрутная карта;
- обнаружение ошибок ( фактических и логических) и их исправление;
- повторение последней фразы и оценка ее корректности;
- продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
- организация цепочки отвечающих;
- комбинированная эстафета и т.д.
Работа по программе курса осуществляется в форме специальных уроков из расчета 16 учебных часов — по 1 часу в неделю. Занятия наиболее эффективны при численности группы 12-15 человек.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол- во часов | Дата |
1 | Какой Я? Моё настроение. | 1 | |
2 | Мои чувства и желания (игра «Спутанные сказки») | 1 | |
3 | Мои сильные и слабые стороны. Что я могу и чего я не могу. | 1 | |
4 | Урок творческих заданий. | 1 | |
5 | Знакомься – твоё восприятие. Что я могу воспринимать. | 1 | |
6 | Урок творческих заданий. | 1 | |
7 | Знакомься – твоё внимание. | 1 | |
8 | Развиваем внимание. | 2 | |
9 | Урок творческих заданий. | 1 | |
10 | Знакомься – твоя память. | 1 | |
11 | Учусь запоминать. | 2 | |
12 | Логика. Подумаем вместе. | 2 | |
13 | Групповой автопортрет. | 1 | |
Всего – 16 часов |
В результате изучения данного курса ребенок должен:
знать/ уметь
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве ( планирование маршрута, выбор пути передвижения);
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
- работать в группе, в паре;
- решать открытые и закрытые задачи;
- определять последовательность осуществления логических операций.
Учебно-методическое обеспечение
- Наличие оборудованных кабинетов начальных классов.
- Литература:
- Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет». «Творческий Центр Сфера» Москва 2001 г.
- Н.В. Новоторцева «Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения». КАРО. Санкт-Петербург, 2005 г.
- В.В. Валина «Занимательное азбуковедение». «Просвещение» Москва, 1991 г.
- О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» Москва «Просвещение», 1991 г.
- А.А. Столяр «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. Москва «Просвещение», 1991 г.
- В.С. Мухина «Шестилетний ребенок в школе». Москва «Просвещение», 1986 г.
- Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Москва «Просвещение», 1991 г.
- В. Степанов «Азбука». ГУПП «Детская книга» Москва, 1996 г.
- Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва «Просвещение», 1992 г.
- Н.В.Новоторцева Развитие речи детей». Ярославль «Академия развития», 1996 г.
- Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль «Академия развития», 1997 г.
- Т.П. Бессонова «Развитие речи». Москва «Просвещение», 1994 г.
- Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Москва «Творческий Центр Сфера», 2002 г.
- Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль «Академия развития», 1997г.
- И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике». Москва «Просвещение», 1991 г.
- Ю.Б.Гатанов «Курс развития творческого мышления) (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Санкт-Петербург ГМНПП «Иматон», 1996 г.
- Н.В.Гойжа «Интенсивный курс подготовки к школе». Москва «АЙРИС-пресс», 2006 г.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
- http://www.dic.academic/ru – словари и энциклопедии on-line.
- http://www.dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.
- http://.vschool.km.ru – виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- http://www.kinder.ru/default.htm – Интернет для детей. Каталог детских рисунков.
- http://www.ug.ru – сайт «Учительской газеты».
- http://www.cofe.ru/read-ka – детский сказочный журнал «Почитайка».
- http://www.kostyor.ru/tales – электронная версия журнала «Костер».
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
- http://www.solnet.ee – детский портал «Солнышко».
- http://www.solnet.ee/skazki – книга сказок.
- http://www.freepuzzles.com – сайт, содержащий математические головоломки.
- http://www.library.thinkquest.org/27152/index.htm – сайт об оригами для детей и родителей.
- http://playroom.com.ru – детская игральная комната.