Программа развивающего курса предшкольной подготовки

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


При разработке  программы развивающего курса  мы  стремились уйти от конъектурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы 1 класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Цель курса – развитие творческого (дивергентного) мышления у детей 5-7 лет.

Основную цель развивающего курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления (ориентированного на правильный ответ). Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верный решения. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает.

Данный курс, составлен на основе известной теоретической модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе наиболее популярных сегодня и эффективных развивающих программ Дж. Рензулли и включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей, в том числе и задания, основанные на приёмах Теории решения изобретательских задач (ТРИЗа).

Курс, а соответственно, все упражнения и задания предназначены для развития творческих мыслительных способностей:

  • Беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.
  • Гибкость – это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
  • Оригинальность – это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
  • Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
  • Развитие творческих мыслительных способностей не возможно без параллельного развития словесно-логического мышления и связной речи ребёнка.

Формы и методы работы

1. «УЧИСЬ ИГРАЮЧИ»

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Предлагаемая идея реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

2. «КАЛЕЙДОСКОП»

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и артикуляционная гимнастика, и психологические этюды, и многое другое.

3. «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…»

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;
  • поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках
  • сочинение своих сказок.

Контроль знаний.

Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  • один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
  • вставить пропущенное ключевое слово;
  • опрос по «цепочке»;
  • цифровой диктант;
  • графический диктант;
  • маршрутная карта;
  • обнаружение ошибок ( фактических и логических) и их исправление;
  • повторение последней фразы и оценка ее корректности;
  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
  • организация цепочки отвечающих;
  • комбинированная эстафета и т.д.

Работа по программе курса осуществляется в форме специальных уроков из расчета 16 учебных часов  — по 1 часу в неделю. Занятия наиболее эффективны при численности группы 12-15 человек.

Тематическое планирование

№ п/п Темы занятий Кол- во часов Дата
1 Какой Я? Моё настроение. 1  
2 Мои чувства и желания (игра «Спутанные сказки») 1  
3 Мои сильные и слабые стороны. Что я могу и чего я не могу. 1  
4 Урок творческих заданий. 1  
5 Знакомься – твоё восприятие. Что я могу воспринимать. 1  
6 Урок творческих заданий. 1  
7 Знакомься – твоё внимание. 1  
8 Развиваем внимание. 2  
9 Урок творческих заданий. 1  
10 Знакомься – твоя память. 1  
11 Учусь запоминать. 2  
12 Логика. Подумаем вместе. 2  
13 Групповой автопортрет. 1  
Всего – 16 часов

В результате изучения данного курса ребенок должен:

знать/ уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • работать с разными источниками информации;
  • пользоваться изученной терминологией;
  • ориентироваться в окружающем пространстве ( планирование маршрута, выбор пути передвижения);
  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  • сравнивать, анализировать полученную информацию;
  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  • раскрывать общие закономерности;
  • составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
  • работать в группе, в паре;
  • решать открытые и закрытые задачи;
  • определять последовательность осуществления логических операций.

Учебно-методическое обеспечение

  • Наличие оборудованных кабинетов начальных классов.
  • Литература: 
    1. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет». «Творческий Центр Сфера» Москва 2001 г.
    2. Н.В. Новоторцева «Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения». КАРО. Санкт-Петербург, 2005 г.
    3. В.В. Валина «Занимательное азбуковедение». «Просвещение» Москва, 1991 г.
    4. О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» Москва «Просвещение», 1991 г.
    5. А.А. Столяр «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. Москва «Просвещение», 1991 г.
    6. В.С. Мухина «Шестилетний ребенок в школе». Москва «Просвещение», 1986 г.
    7. Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Москва «Просвещение», 1991 г.
    8. В. Степанов «Азбука». ГУПП «Детская книга» Москва, 1996 г.
    9. Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва «Просвещение», 1992 г.
    10. Н.В.Новоторцева Развитие речи детей». Ярославль «Академия развития», 1996 г.
    11. Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль «Академия развития», 1997 г.
    12. Т.П. Бессонова «Развитие речи». Москва «Просвещение», 1994 г.
    13. Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Москва «Творческий Центр Сфера», 2002 г.
    14. Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль «Академия развития», 1997г.
    15. И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике». Москва «Просвещение», 1991 г.
    16. Ю.Б.Гатанов «Курс развития творческого мышления) (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Санкт-Петербург ГМНПП «Иматон», 1996 г.
    17. Н.В.Гойжа «Интенсивный курс подготовки к школе». Москва «АЙРИС-пресс», 2006 г.
  • Интернет-ресурсы:
    1. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
    2. http://www.dic.academic/ru – словари и энциклопедии on-line.
    3. http://www.dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.
    4. http://.vschool.km.ru – виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
    5. http://www.kinder.ru/default.htm – Интернет для детей. Каталог детских рисунков.
    6. http://www.ug.ru – сайт «Учительской газеты».
    7. http://www.cofe.ru/read-ka – детский сказочный журнал «Почитайка».
    8. http://www.kostyor.ru/tales – электронная версия журнала «Костер».
    9. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
    10. http://www.solnet.ee – детский портал «Солнышко».
    11. http://www.solnet.ee/skazki – книга сказок.
    12. http://www.freepuzzles.com – сайт, содержащий математические головоломки.
    13. http://www.library.thinkquest.org/27152/index.htm – сайт об оригами для детей и родителей.
    14. http://playroom.com.ru – детская игральная комната.