Результаты:
- Владеть основными теоретическими понятиями темы.
- Уметь вычислять площади криволинейных фигур при помощи интеграла.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1) Предварительное определение уровня знаний – 6 мин.
2) Мотивация – 2 мин.
(Задание 8)
Организация самостоятельной работы студентов по основным вопросам занятия – 23 мин.
(Учебный материал 8, задание 8.1 – Приложение)
- Деятельность преподавателя: Организует работу студентов по основным вопросам темы занятия.
- Деятельность студентов: Самостоятельно
работают по основным вопросам темы занятия:
- определение криволинейной трапеции;
- формула Ньютона-Лейбница;
- примеры вычисления площадей криволинейной трапеции при помощи интеграла.
II. Подведение итогов занятия.
1) Проверка степени усвоения материала – 12 мин.
(Задание 8.2)
2) Заполнение дневников – 2 мин.
Задание 8
III. Предварительное определение уровня знаний
Ф.И. (выполняющего)______________________________
Ф.И. (проверяющего) ______________________________
Задание 1. Вспомните формулы первообразных и правила вычисления первообразных, составив таблицу:
Функция f (x) | Общий вид первообразных для f (x) |
f (x) = k (постоянная) | F (X) = |
f (x) = xn, n =/= –1 | F (X) = |
f (x) = cosx | F (X) = |
f (x) = sinx | F (X) = |
f (x) = | F (X) = |
f (x) = | F (X) = |
f (x) = | F (X) = |
f (x) + g(x) | |
k * f (x) | |
f (kx + b) |
Задание 2. Найдите общий вид первообразной для функции f (x) = sin x – 10х4 + 3, график которой проходит через точку М (0; 5).
Задание 8.1
IV. Закрепляющий материал
Задание 1. Ответьте устно на вопросы:
а) Какая фигура называется криволинейной
трапеции?
б) Какими свойствами она обладает?
в) По какой формуле вычисляется площадь
криволинейной трапеции?
г) Как вычислить площадь фигуры, ограниченной
линиями:
- у = х2 + 1 и y = 2х + 4 (слайд 9);
- у = х2 и y = х2 – 9х + 18,25 (слайд 10)?
д) Как найти площадь изображенной на рис. 10 фигуры?
Рис.10
Задания 2-3. Найти площадь фигуры, ограниченной указанными линиями:
1) у = 3x2 – 1, x = 1, x = 2 и осью ОХ;
2) у = cos х, у = 1/2, х = 0 и х = /3.
(продемонстрировать на интерактивной доске).
Задания 4-6. Попытайтесь, используя таблицу первообразных и формулу вычисления площади криволинейной трапеций, найти площадь фигуры, ограниченной указанными линиями:
1) у = 12х – 3x2 и y = 0;
2) у = sin х, у = 2, х = 0 и х = ;
3) у = x2, y = .
(по одному примеру студенты решают у
интерактивной доски).
Задание 8.2
Лист 1
Проверка степени усвоения материала
Задание 1. Установите соответствие между функциями и их графиками (соедините стрелками):
Функции | Криволинейные трапеции |
|
1 | у = – (x – 1)3 , y > 0, x = 0 |
|
2 | у = – 3х – x2 , y = 0 | |
3 | у = sin x , y = 0, x = , x = |
|
4 |
у = , y = 0, x = 1, х = 4 |
Лист 2
Задание 2. Ответьте на вопросы:
а) Дайте определение криволинейной
трапеции?
б) Как читается запись S = F(b) – F(a)?
в) Запишите формулу Ньютона-Лейбница.
г) Объясните, как найти площадь фигур,
изображенных на рис. 11, 12:
Рис. 11
Рис. 12
Задание 3. Программированный контроль
Задания |
Ответы |
||||
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: | |||||
I вариант |
II вариант |
1 | 2 | 3 | 4 |
у = 0,5x2 , y = 0, x = 1, х = 2 | у = – 6х, у = 0, х = 4 | 32 | 7/6 | 48 | 11/6 |
у = , у0, x = 1, x = 4 | у = – х2 + 4 и y = 0 | 7/3 | 32/3 | 14/3 | 16/3 |
Дополнительное задание. Вычислить площадь фигуры, ограниченной указанными линиями: y = 0,5x + 2, у = – x + 5 и у = 0.
Домашнее задание: учебник А.Н. Колмогорова Алгебра и начала анализа 10-11
- стр. 185 – 187 читать, выучить определение, теорему (без доказательства);
- стр. 188 № 353 (а, в), № 354 (б,г)
Эталон
Проверка степени усвоения материала
Задание 1. 1 – 3, 2 – 2, 3 – 4, 4 – 1
Задание 2.
а) Пусть на отрезке [a; b] оси ОХ задана непрерывная функция f (х), не меняющая на нем знака. Фигуру, ограниченную графиком этой функции, отрезком [a; b] и прямыми x = a и x = b называют криволинейной трапецией.
б) Площадь S соответствующей криволинейной трапеции равна приращению первообразной на отрезке [а; b].
в) F(b) – F(a)
г) Площадь фигуры, изображенной на рис. 8 находим
как разность площадей S1 и S2, где S1
– площадь фигуры, ограниченной прямыми у = 2х, у = 0,
х = 2, а S2 – площадь фигуры, ограниченной
параболой у = х2, прямыми у = 0, х = 2 (случай 4).
Площадь фигуры, изображенной на рис. 9 находим как
сумму площадей S1 и S2 (случай 3).
Задание 3. Программированный контроль
Верные ответы:
- I вариант: 2, 3
- II вариант: 3, 2
Доп. задание: 13,5 (кв.ед.)
Оценочный лист
Ф.И. __________________________________________
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего за занятие |
Баллы |
Выделить в таблице ту позицию, которая вернее отражает ваше ощущение прошедшего занятия и вашего участия в нем
Уровень достижения результата |
Решение задач |
Эмоциональное состояние |
|
|
|