Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить понятие об имени прилагательном как части речи.
  • Отработать умение находить имена прилагательные в тексте.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Задачи:

  • Учить находить имена прилагательные женского рода единственного числа.
  • Закрепить умение изменять имена прилагательные по падежам.
  • Повторить умение различать основы слова.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с текстами, учебник, тетради.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

1. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей.

Слышите, звенит звонок,
Говорит: “Начнем урок!”

2. Проверка домашнего задания

– С какой частью речи мы познакомились? (С именем прилагательным.)

– Какие морфологические признаки есть у имени прилагательного? (Постоянные и непостоянные.)

– Объясните, что значит постоянные признаки? (Признаки, которые не изменяются.)

– Назовите эти признаки. (Разряды имени прилагательного: качественные, относительные, притяжательные.)

– Объясните, что значит непостоянные признаки имени прилагательного? (Признаки, по которым имя прилагательное изменяется.)

– Назовите эти признаки. (Род, число, падеж.)

– С прилагательными каких родов мы уже познакомились на предыдущих урока? (С прилагательными мужского и среднего рода.)

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа.)

– Вспомните, на какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода единственного числа? (Какая? Чья?)

– Выполняя домашнее упражнение, вы образовывали имена прилагательные женского рода, при какой основе (твердой или мягкой) прилагательные имеют на письме окончание -ая? при какой – -яя?

3. Словарная работа

– Я загадаю загадки, а вы запишите имена прилагательные женского рода вместе с существительными, с которыми они согласуются. Вспомните правила, на которые даны орфограммы; почему одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – что?

Соленая дождинка
Размыла тропинку,
С холма бежит,
Что это, скажи? (Слезинка.)

Ласты на ноги надела,
Красный клюв морковкой спелой.
Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка.)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут ее... (сорока).

Чернобокая крикунья
Громко каркает с утра.
Как зовут ту попрыгунью,
Отвечайте, детвора! (Ворона.)

Вывод: Имена прилагательные сочетаются с именами существительными одушевленными и неодушевленными.

4. Физкультминутка. “Руку правую вперед...”

5. Объяснение нового материала

Просклоняйте данные словосочетания, понаблюдайте, на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода, от чего зависит окончание прилагательных. Дальняя дорога (неодуш.), пестрая непоседа (одуш.) (Образец: таблица из учебника с. 4, упр. 3.)

Падеж Вопрос Имена прилагательные женского рода
с твердой основой с мягкой основой
И.п. какая? пестрая дальняя
Р.п. какой? пестрой дальней
Д.п. какой? пестрой дальней
В.п. какую? пеструю дальнюю
Т.п. какой? пестрой дальней
П.п. о какой? о пестрой о дальней

Вывод: Имена прилагательные единственного числа женского рода с твердой/ мягкой основой склоняются одинаково, т.е. имеют одни и те же окончания в каждом падеже.

6. Закрепление изученного материала

Выполнение тестов по вариантам на листочках. Презентация с ответами.

7. Синтаксический разбор предложений

Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

– Как называются слова, схожие по написанию и произношению, но различные по значению? (Омонимы.)

8. Итог урока

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные во всех косвенных падежах, кроме винительного? (Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос – КАКОЙ?)

– Какие окончания во всех падежах? (Одни и те же в каждом падеже.)

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

9. Домашнее задание (с. 5, упр. 4).

– Спасибо за урок!