Цели:
- Закрепить понятие об имени прилагательном как части речи.
- Отработать умение находить имена прилагательные в тексте.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Задачи:
- Учить находить имена прилагательные женского рода единственного числа.
- Закрепить умение изменять имена прилагательные по падежам.
- Повторить умение различать основы слова.
Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с текстами, учебник, тетради.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей.
Слышите, звенит звонок,
Говорит: “Начнем урок!”
2. Проверка домашнего задания
– С какой частью речи мы познакомились? (С именем прилагательным.)
– Какие морфологические признаки есть у имени прилагательного? (Постоянные и непостоянные.)
– Объясните, что значит постоянные признаки? (Признаки, которые не изменяются.)
– Назовите эти признаки. (Разряды имени прилагательного: качественные, относительные, притяжательные.)
– Объясните, что значит непостоянные признаки имени прилагательного? (Признаки, по которым имя прилагательное изменяется.)
– Назовите эти признаки. (Род, число, падеж.)
– С прилагательными каких родов мы уже познакомились на предыдущих урока? (С прилагательными мужского и среднего рода.)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа.)
– Вспомните, на какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода единственного числа? (Какая? Чья?)
– Выполняя домашнее упражнение, вы образовывали имена прилагательные женского рода, при какой основе (твердой или мягкой) прилагательные имеют на письме окончание -ая? при какой – -яя?
3. Словарная работа
– Я загадаю загадки, а вы запишите имена прилагательные женского рода вместе с существительными, с которыми они согласуются. Вспомните правила, на которые даны орфограммы; почему одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – что?
Соленая дождинка
Размыла тропинку,
С холма бежит,
Что это, скажи? (Слезинка.)Ласты на ноги надела,
Красный клюв морковкой спелой.
Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка.)Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут ее... (сорока).Чернобокая крикунья
Громко каркает с утра.
Как зовут ту попрыгунью,
Отвечайте, детвора! (Ворона.)
Вывод: Имена прилагательные сочетаются с именами существительными одушевленными и неодушевленными.
4. Физкультминутка. “Руку правую вперед...”
5. Объяснение нового материала
Просклоняйте данные словосочетания, понаблюдайте, на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода, от чего зависит окончание прилагательных. Дальняя дорога (неодуш.), пестрая непоседа (одуш.) (Образец: таблица из учебника с. 4, упр. 3.)
Падеж | Вопрос | Имена прилагательные женского рода | |
с твердой основой | с мягкой основой | ||
И.п. | какая? | пестрая | дальняя |
Р.п. | какой? | пестрой | дальней |
Д.п. | какой? | пестрой | дальней |
В.п. | какую? | пеструю | дальнюю |
Т.п. | какой? | пестрой | дальней |
П.п. | о какой? | о пестрой | о дальней |
Вывод: Имена прилагательные единственного числа женского рода с твердой/ мягкой основой склоняются одинаково, т.е. имеют одни и те же окончания в каждом падеже.
6. Закрепление изученного материала
Выполнение тестов по вариантам на листочках. Презентация с ответами.
7. Синтаксический разбор предложений
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
– Как называются слова, схожие по написанию и произношению, но различные по значению? (Омонимы.)
8. Итог урока
– На какой вопрос отвечают имена прилагательные во всех косвенных падежах, кроме винительного? (Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос – КАКОЙ?)
– Какие окончания во всех падежах? (Одни и те же в каждом падеже.)
– Что вам понравилось сегодня на уроке?
9. Домашнее задание (с. 5, упр. 4).
– Спасибо за урок!