Цель:
1. обобщить знания учащихся по теме "Сказки А.Пушкина";
2. проанализировать роль чисел в сказках А.Пушкина;
3. проследить связь между литературным произведением и исторической правдой;
4. вовлекать учащихся в исследовательскую работу по предмету;
5. учить видеть красоту литературного слова.
Ход урока
I. Актуализация знаний
1.1. ЛИТЕРАТУРНАЯ РАЗМИНКА
- Отгадайте сказки Пушкина.
1. Бочка, коршун, орехи.
2. Сеть, избушка, терем, царские палаты.
3. Месяц, Ветер, яблоко.
4. Звездочет, царица, петушок.
5. Бесенок, заяц, оброк.
1.2. МАГИЯ ЧИСЕЛ В СКАЗКАХ А.ПУШКИНА
- В сказках Пушкина очень часто встречаются числа. Я вам называю определенное число, вы - сказку.
- Число 3.
("Сказка о царе Салтане…", "Сказка о рыбаке и рыбке")
- Где жил славный царь Дадон?
- А это далеко или близко?
- Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли.
3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Получается, что царство находится недалеко - на расстоянии, равном месяцу пути
- Встречается ли еще число 3 в сказке "Золотой петушок"?
...Петушок кричит опять;
Царь скликает третью рать.
Первые две рати, которые собирали сыновья царя, полегли на поле брани. И только третья, рать Дадона, сумеет вернуться домой. Опять счастливое число 3.
- Вспомните, в каких сказках Пушкина встречается число 7.
("О мертвой царевне и 7 богатырях"?)
- Богатыри – защитники границ государства. Они надежны, смелы и мужественны. Такие же богатыри и в сказке.
...Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь”.
- А еще в какой сказке?
(сказка "Золотой петушок")
... И потом неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.
- Шамаханская царица – самая большая тайна для царя Дадона, которую он так и не смог разгадать.
физкультминутка
1.3. РАБОТА В ЧЕТВЕРКАХ
- А.С.Пушкин – очень необычный, нестандартный человек. В своих сказках он умело экспериментировал с числами. Перед вами конверты, вскройте их, и вы найдете число и название сказки, над которыми вам предстоит работать.
(Две группы работают с числом 5, другие 3 группы - с числом 8.)
Ответы детей:
В "Сказке о рыбаке и рыбке", отличие от всех сказок А. Пушкина, где всё повторяется трижды, здесь 5 повторов – старуха 5 раз отсылает старика к рыбке. Пять - число риска. И старуха рисковала, уж больно ей хотелось властвовать над всеми. Но старуха не знала, что 5 – число независимости. Вот и рыбка не желала зависеть ни от кого, поэтому последнее желание старухи осталось без ответа. Не будет Золотая рыбка на посылках у старухи.
Число 8 - это символ надежности, но у Пушкина в сказке "Золотой петушок" вышло всё наоборот:
... Вот проходит 8 дней,
А от войска нет вестей.
Именно 8 дней ничего не было известно о судьбе старшего сына, а потом и младшего. И автору ничего не остается делать, как ввести свое любимое число 3. В этой сказке 3 раза проходит по 8 дней.
...Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит.
И вот тут-то он встречается с Шамаханской царицей.
II. Женские образы в сказках А.С. Пушкина
2.1. ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Во время подготовки к данному уроку, вы произвели небольшое историческое исследование по теме "Русская царица", поделитесь вашими результатами.
- Кто такая царица?
- Как цари выбирали себе жен, чем они руководствовались?
1. здоровье,
2. родовитость,
3. связь с европейскими странами.
- Откуда были родом жены древнерусских князей?
- Кто из русских царей женился на родовитых русских боярынях?
(Иван Грозный и Петр I)
- У каких русских царей и императоров жены были европейскими принцессами?
(у всех императоров 19 века)
- Кто из русских наследников престола женился по любви?
(Иван Грозный и Петр Первый)
- Какими качествами должна была обладать царица?
2.2. ОБРАЗ ЦАРИЦЫ В СКАЗКАХ ПУШКИНА
а)
- Назовите персонаж сказок Пушкина, который встречается во всех его сказках, кроме "Сказки о Балде".
- Сколько всего цариц встречается в сказках Пушкина? (4)
- Они одинаковые?
б) РАБОТА В ПАРАХ
- Распределите цариц на 2 группы.
1. по возрасту,
2. по характеру,
3. по национальности.
в) РАБОТА В ГРУППАХ
- Перед вами конверты, в них слова – помощники. Дайте характеристику вашей царице и подтвердите словами из текста сказки.
1. Возраст
2. Откуда она родом
3. Черты характера
4. Судьба
1 группа – “Сказка о царе Салтане”
2 группа – “Сказка о мертвой царевне...”
3 группа – “Сказка о рыбаке и рыбке”
Слова-помощники
Любящая, эгоистка, юная, стройная, грозная, умная, красивая, внешняя красота, страдающая, высокомерная, стойко переносит все тяготы судьбы, старая, молодая, гордая, бездушная, добрая, мстительная, высокая, любит поломаться, покривляться, хитрая, гневная.
г) ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗА
- Пушкин раскрыл перед вами образы цариц с помощью чего? (слова)
- А сейчас вы попробуете определить царицу по музыкальному фрагменту. Звучит музыка русского композитора М.И.Глинки.
- Вальс-каприс (“Сказка о мертвой царевне”)
- Ноктюрн “Разлука” (“Сказка о мертвой царевне”)
- Арабский танец (“Золотой петушок)
- Поговорим о Шамаханской царице.
- Чем она отличается ото всех других цариц?
(иностранка, молодая, стройная, хитрая)
- Для чего ей нужен был царь Дадон?
- Почему она сразу не приехала в столицу, а погубила обоих сыновей царя?
- При каких обстоятельствах исчезла Шамаханская царица?
- Почему она не осталась царствовать?
- Шамаханская царица – это СУДЬБА, от которой не убежишь.
IV. Итог урока
- Какой женский образ наиболее часто встречается в сказках Пушкина?
- Все они одинаковые?
- У них разные судьбы, но что-то есть общее? (Их любят цари.)
- Мы сегодня вели разговор о женских образах сказок Пушкина. Все ли образы мы проанализировали?
Домашнее задание:
- Изменилась ли бы сказка, если бы на месте Шамаханской царицы оказалась царица с зеркальцем из сказки "О мертвой царевне"? Поразмышляйте.