Об организации работы по изучению и внедрению технологии проблемного обучения в практику работы с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из основополагающих, концептуальных подходов в организации работы и руководстве педагогической деятельностью нашего детского сада сегодня, является Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, которая обозначает в качестве приоритета региональной системы общего образования формирование ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям.

В Концепции ключевые компетентности определены как результат общего образования и означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Организация процесса формирования ключевых компетентностей у детей, как основного целевого ориентира, требует:

- введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность ребенка, направленную на достижение определенной цели, и его самооценку.

- изменения роли воспитателя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанника.

В связи с этим результатом компетентностного образования является не только накопление количественных изменений, но и изменение жизненной позиции дошкольника, осуществление его перехода в новое качество.

Основным элементом, структурной единицей ключевой компетентности является умение, т.е. освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на наш взгляд, позволяет технология проблемного обучения, направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание занятия.

Вот уже на протяжении трех лет в детском саду № 193 “Земляничка” педагогическим коллективом реализуется идея проблемного обучения в работе с дошкольниками. Работа по изучению и внедрению технологии проблемного обучения осуществляется под руководством методической службы. Основными направлениями этой работы являются - изучение и разработка механизмов применения технологии проблемного обучения в условиях ДС, освоение и внедрение технологии проблемного обучения в работу с дошкольниками, а также обобщение опыта работы по данной теме.

Для реализации поставленных задач в июле 2007 года в нашем детском саду была создана творческая группа по проблемному обучению. В творческую группу вошли как воспитатели с большим педагогическим опытом, так и молодые воспитатели. Совместно с методической службой был составлен план работы творческой группы, определены дни заседаний и встреч в рамках этой работы. В методическом плане были сформулированы целевые ориентиры и этапы деятельности творческой группы.

Деятельность творческой группы осуществлялась в двух направлениях: внутри самой творческой группы – по изучению и разработке механизмов применения технологии проблемного обучения в условиях ДС. Другое направление - работа с педколлективом по обучению и внедрению технологии в работу с детьми. В план работы были включены ежемесячные заседания творческой группы, которые проходили с участием научного руководителя д.п.н. И.В. Руденко Были спланированы разнообразные формы работы: разработка кольцевого журнала, подготовка и проведение круглого стола, семинара-практикума, взаимопосещение занятий с последующим обсуждением, индивидуальное и групповое консультирование.

Работа творческой группы началась с изучения научной и методической литературы по данному вопросу. Это дало нам возможность, во-первых, систематизировать и углубить наши теоретические знания по данному вопросу, а, во-вторых, еще раз убедиться в том, насколько методы проблемного обучения актуальны сейчас.

Изучив теоретическую часть, мы поставили задачу разработать технологию проблемного обучения в работе с дошкольниками. Причем эта технология должна быть понятна воспитателям и детям.

С этой целью был разработан и предложен алгоритм составления конспектов занятий с использованием методов проблемного обучения:

– определить по программе “Детство” новые знания, которые получат дети на этом занятии;

– четко сформулировать цель для себя.

– четко спланировать и выделить этапы деятельности:

  • постановка проблемы и присвоение ее детьми,
  • актуализация знаний,
  • выдвижение гипотез,
  • проверка правильности решения проблемы,
  • введение в систему новых знаний,

– продумать:

  • размещение открытия (открытий) в уголке Открытий,
  • поощрение открывателей для стимулирования к дальнейшим открытиям,
  • информацию, которая будет доведена до родителей.

Данный алгоритм использовался нами потом для анализа занятий воспитателей.

Технология проблемного обучения была опробована творческой группой в различных видах деятельности с детьми. Причем каждый воспитатель, выбрал для себя раздел программы “Детство”, в котором, на его взгляд, можно эффективно использовать технологию проблемного обучения. Для того, чтобы при составлении конспектов и проведении занятий воспитатели четко ориентировались на технологию, нами была составлена технологическая карта проблемной ситуации с поэтапным описанием действий воспитателя и детей.

Взаимопосещение занятий с последующим подробным анализом помогло нам в накоплении опыта, совершенствовании технологии использования методов проблемного обучения в работе с дошкольниками.

Знание особенностей восприятия детей дошкольного возраста побудило нас создать для них наглядную схему-алгоритм решения проблемной ситуации, который в доступной форме повторяет этапы технологической карты:

  • постановка проблемы оформлена каким-либо символом (сундучком, ракушкой, ракетой на старте и т.д.);
  • актуализация знаний – в виде колодца памяти, волшебных песчинок, дозаправки для ракеты и др.;
  • выдвижение гипотез – представлено в виде развилки трех дорог, морских волн, ступеней взлета…;
  • проверка решения – может быть изображена в виде ключей к замку сундука, ветра для ракушки, приземления ракеты …;
  • введение в систему знаний – в виде открытого сундучка знаний, открытой ракушки с жемчужиной, успешно совершенного полета… .

Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.

На этапе внедрения приобретенного опыта в работу всего детского сада, членами творческой группы были организованы и проведены следующие мероприятия:

  • изучение материалов “Кольцевого журнала” позволило педагогам погрузиться в тему “Проблемное обучение”.
  • цикл лекций-бесед и семинаров-практикумов:

- “Теоретические основы проблемного обучения”,

- “Проблемное обучение – личностно-ориентированная образовательная технология”,

- “Проблемная ситуация как основная структурная единица проблемного обучения”,

- “Методы и приемы проблемного обучения”.

Чтобы помочь воспитателям осознать, систематизировать, обобщить и присвоить знания по проблемному обучению, были разработаны индивидуальные интерактивные рабочие тетради с вопросами, заданиями, тестами по проблемному обучению.

Исследовательская деятельность творческой группы показала необходимость создания “Уголков открытий” в группах детского сада. Членами творческой группы были разработаны базовые пособия в этих уголках, такие как:

- схемы-алгоритмы решения проблемных ситуаций;

- “Источники знаний”,

- схемы “Решаем проблемы вместе”.

На основе созданных уголков были разработаны общие рекомендации по оформлению “Уголков открытий” для всех. Данные уголки оформлены во всех возрастных группах, начиная со 2-ой младшей. Ценным в этой работе явилось то, что уголок каждой группы отличается творческим пособием – это и “Карта Открытий”, на которой дети фиксируют свои открытия, сделанные ими на различных занятиях, это и “Летопись Открытий” – куда с помощью символов заносятся те открытия, которые сделали дети. Есть у нас “Копилка решенных проблем”, в которую дети складывают картинки, символы или алгоритмы тех проблем, которые они решили. “Книга про Петю и Мишу” – это книга с рассказами – проблемными ситуациями, которые дети подготовительной группы помогают решить ее героям.

Эти пособия помогают детям закреплять знания – открытия, сделанные ими, а также их можно использовать на последующих занятиях на втором этапе – актуализации знаний. Для стимулирования детей к будущим открытиям в уголках есть “Доска успеха” – куда выставляются фотографии детей, сделавших открытия, и символы тех открытий, которые они сделали. Поощрительные грамоты детям-первооткрывателям помещаются в детские портфолио. В некоторых группах есть кармашек “Помогите мне решить проблему”, в который ребенок сам ставит свою фотографию и символ той проблемы, которую он хочет решить вместе с детьми. Решение этих проблем происходит или на Утреннем сборе, или на занятии, в зависимости от темы возникшей проблемы.

Наш опыт показал, что методы проблемного обучения применимы практически во всех видах деятельности дошкольников, при условии, что дети должны приобрести ключевые, основополагающие знания.

Мы уверены, что технология проблемного обучения представляет ребенку возможность самостоятельного приобретения знаний. Знания, приобретенные детьми на занятиях с использованием технологии проблемного обучения не даются ему в готовом виде, а задаются как предмет поиска. Ребенок встает в позицию первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного опыта и формирование творческого мышления. В технологии проблемного обучения учтены все условия успешного обучения: проблематизация учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивления и любопытства); активность и “субъектность” ребенка в приобретении знаний (знания должны усваиваться с “аппетитом”); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Распространение технологии в коллективе проходило и происходит в процессе:

- организации движения “Кольцевого журнала”;

- проведения семинаров-практикумов по проблемному обучению;

- показа открытых занятий, подготовленных творческой группой;

- педагогических мастерских по разработке конспектов на основе технологической карты;

- индивидуального консультирования;

- взаимопосещений занятий с последующим обсуждением,

- создание воспитателями программ самообразования, направленных на освоение и внедрение технологии проблемного обучения в различные виды

детской деятельности;

- обобщения и представления опыта работы.

Результатом работы творческой группы стало обобщение нашего опыта работы в публикациях педагогов, в издании методического пособия “Технология проблемного обучения в детском саду”. Опыт работы творческой группы был также представлен на итоговых совещаниях для руководителей детских садов АНО ДО “Планета детства “Лада” г.о. Тольятти в мае 2008 г. и в феврале 2009 г.

В настоящее время под руководством методической службы продолжается процесс освоения педагогами технологии проблемного обучения, потому что данная технология может быть применима только тогда, когда педагог сам умеет: грамотно и четко сформулировать проблему, цель; актуализировать свои знания и опыт для ее решения; организовать поиск и овладение недостающими знаниями, умениями; осуществлять оптимальный отбор содержания, средств и методов для решения проблемы, реализации поставленной цели; объективно соотносить результаты своей деятельности с поставленными целями. Наш опыт показал, что технология проблемного обучения является компетентностно-ориентированной технологией и, при условии овладения ею педагогами, применима практически во всех видах деятельности дошкольников.

Презентация