Учебник «Русский язык» 2 класс, в двух частях, часть 2. В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова. Издательство «ВИТА Пресс» Москва 2005.
Задачи:
- Поставить учебную задачу о возможности «родства» между словами.
- Установить признаки родственных слов.
- Совершенствовать механизм мышления во время обобщения и анализа учебного материала.
- Формировать теоретическое понятие «родственные слова».
Цель:
- Ученик, понимающий то, что между словами может быть родство.
- Ученик, умеющий определять признаки родственных слов: в основах родственных слов есть общая часть, которая состоит из одних и тех же звуков и значение которой одинаково во всех словах.
Вступление к уроку. К моменту проведения урока дети умеют находить основу и окончания у слов называющих предметы, признаки, действия. Знают как изменяются эти слова и умеют их изменять. Умеют проверять орфограммы слабых позиций в основе слов. Проверяют их изменением слова и по словарю.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемые |
Организационный момент | |||
Актуализация знаний. | 1. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова (слова записаны на доске). Зв_зда – Сл_ды – См_трю – Улы_ка – – Проверим работу. Желающие могут выйти к доске и записать проверку слов. – Что необходимо знать, чтобы выполнить задание? – Какие способы проверки вы знаете?
– Молодцы, вы уже много знаете и умеете. А ещё
одно слово проверить сможете? |
Дети проверяют орфограммы слабых
позиций, вставляют буквы и записывают слова в
тетрадь.
У доски записывают Нужно знать способы проверки орфограмм слабых
позиций. – Да. Дети начинают проверять слово. |
Учащиеся хорошо справятся с заданием,
проверят все слова известными им способами
проверки. Все проверяют работу ребят и не находят ошибок.
Этот вопрос затруднений не вызовет, так как способы проверки отработаны.
Проверить изменением это слово учащиеся не смогут. Но возможно выдвинут разные варианты. |
Возникновение ситуации разрыва. | – Выйдите к доске, кто хочет показать свой результат. | .Мы не могли вставить букву. | |
Фиксация разрыва. | – Что не получилось? – Может что-то не
так делали. Расскажите, как вы проверяли эту орфограмму?
– Почему не получилось проверить? |
– Мы не могли найти сильную позицию,
изменяя это слово. Дети рисуют модель по которой работали. – Мы определили что слово называет предмет. И
вспомнили, что такие слова изменяются по числу,
по падежам.
Надо проверить как-то по другому. |
Эта модель уже давно построена, им только надо воспроизвести её. |
«Открытие» нового знания. | – Как вы думаете, существует ли другой
способ проверки в слове хв_стун?
– Запишем на доске все эти мнения – проверки.
– Так какой же сильной позицией воспользоваться: хвост или хвастаться?
– Чем же эти слова похожи? – Итак, мы выяснили, что слова похожи по смыслу и у них есть одинаковая часть в слове. – Раз они чем-то похожи, может быть они родственники? |
Наверное существует. – Мы нашли слово «хвастаться». – А я читал сказку «Заяц – хваста». – А может быть «хвост»? Желающие пишут на доске: – Я считаю, что надо проверить словом
«хвастаться», потому что они похожи. – Они похожи смыслом: потому что хвастун это
тот кто хвастается.
– Да, они как бы родственники. |
Дети, наверняка найдут все эти слова,
хотя это не изменения слов.
Дети безусловно определят, что слова похожи по смыслу.
А бывают ли у слов родственники? |
Формулировка учебной задачи. | – Кто сумеет сказать, над каким
вопросом мы будем сейчас работать? На доске
записаны слова: – Чем похожи эти слова? – Вы знаете, что такое лес? – А кто такой лесник? (оба объяснения записать на доске) – Как вы думаете, «лес» и «лесник» – это разные слова или изменения одного и того же слова? – Одинаковые у них основы или разные? – Одно из этих слов появилось в русском языке
раньше, а другое образовалось от него. – Значит какое же слово образовалось от другого? – Если одно слово образовалось от другого, можно ли считать такие слова родственниками? |
– Мы будем работать над вопросом: а есть
ли у слов родственники?
– Эти слова начинаются одинаково: лес.
– Они похожи по смыслу: они все связаны с лесом. – Да, это место где растёт много деревьев. – Это человек, который охраняет лес от браконьеров.
– Это разные слова. – У них разные основы. – При объяснении слова «лесник» мы использовали слово «лес». – Слово «лесник» образовалось от слова «лес». – Да! Это как у людей: мы произошли от мамы и папы и поэтому мы родственники! – Если одно слово образовалось, «родилось» от другого, такие слова можно считать родственными. |
– У слов есть одинаковая часть «лес». |
Итог урока. | – Итак, какие слова мы будем считать
родственными? – Подумаем, можно ли представить отношения между родственными словами в виде модели? – О чём расскажет эта модель? – А как вы думаете, почему во всех этих словах есть одинаковая часть? – Мы молодцы! Мы открыли, что родственные слова образовались от одного слова и поэтому у них есть в основе общая часть и они похожи по смыслу. – А как вы думаете, можно ли проверить орфограмму слабой позиции по сильной позиции в родственном слове? – Открыли мы ещё один способ проверки орфограмм? |
– Дети придумывают модели и выносят
рисунки на доску. – О родственных словах, одно из которых образовалось от другого. – Да потому что все они образовались от одного и того же слова «лес». Они же родственники. –Я считаю, что да! Родственники всегда помогают друг другу. – Мы нашли наверное ещё один способ проверки орфограмм слабых позиций – проверка по сильной позиции в родственном слове. Но нужно ещё проверить. |
Дети пытаются нарисовать модель, показав что одно слово образовалось от другого. |