Урок русского языка "Постановка учебной задачи: "Бывают ли у слов родственники?" Формирование понятия о родственных словах

Разделы: Начальная школа


Учебник «Русский язык» 2 класс, в двух частях, часть 2.  В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова. Издательство «ВИТА Пресс» Москва 2005.

Задачи:

  • Поставить учебную задачу о возможности «родства» между словами.
  • Установить признаки родственных слов.
  • Совершенствовать механизм мышления во время обобщения и анализа учебного материала.
  • Формировать теоретическое понятие «родственные слова».

Цель:

  • Ученик, понимающий то, что между словами может быть родство.
  • Ученик, умеющий определять признаки родственных слов: в основах родственных слов есть общая часть, которая состоит из одних и тех же звуков и значение которой одинаково во всех словах.

Вступление к уроку. К моменту проведения урока дети умеют находить основу и окончания у слов называющих предметы, признаки, действия. Знают как изменяются эти слова и умеют их изменять. Умеют проверять орфограммы слабых позиций в основе слов. Проверяют их изменением слова и по словарю.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые
результаты

Организационный момент      
Актуализация знаний. 1. Вставьте пропущенные буквы
и запишите слова
(слова записаны на доске).
Зв_зда –
Сл_ды –
См_трю –
Улы_ка –

– Проверим работу. Желающие могут выйти к доске и записать проверку слов.

– Что необходимо знать, чтобы выполнить задание?

– Какие способы проверки вы знаете?

 

– Молодцы, вы уже много знаете и умеете. А ещё одно слово проверить сможете?
– Проверьте слово
«хв_стун». Можете объединиться парами.

Дети проверяют орфограммы слабых позиций, вставляют буквы и записывают слова в тетрадь.

 

 

У доски записывают
Звезда – звёзды
Следы – след
Смотрю – смотришь
Улыбка – улыбок.

Нужно знать способы проверки орфограмм слабых позиций.
– Проверка изменением слова по числу, по падежам, изменяя слова по временам, по лицам и числам.

– Да.

Дети начинают проверять слово.

Учащиеся хорошо справятся с заданием, проверят все слова известными им способами проверки.

Все проверяют работу ребят и не находят ошибок.

 

 

 

Этот вопрос затруднений не вызовет, так как способы проверки отработаны.

 

Проверить изменением это слово учащиеся не смогут. Но возможно выдвинут разные варианты.

Возникновение ситуации разрыва. – Выйдите к доске, кто хочет показать свой результат. .Мы не могли вставить букву.  
Фиксация разрыва. – Что не получилось?

– Может что-то не так делали.
– Давайте проверим, как вы работали.
Для начала зафиксируем свои знания в модели!

Расскажите, как вы проверяли эту орфограмму?

 

 

 

 

– Почему не получилось проверить?

– Мы не могли найти сильную позицию, изменяя это слово.

Дети рисуют модель по которой работали.

– Мы определили что слово называет предмет. И вспомнили, что такие слова изменяются по числу, по падежам.
Мы изменили по числу: хв_стуны, это мн.число, но сильной позиции нет.
Тогда мы изменили по падежам:

Есть хв_стун
Нет хв_стуна
Рад хв_стуну
Вижу хв_стуна
Доволен хв_стуном
Думаю о хв_стуне.

Надо проверить как-то по другому.

 

Эта модель уже давно построена, им только надо воспроизвести её.

«Открытие» нового знания. – Как вы думаете, существует ли другой способ проверки в слове хв_стун?

 

– Запишем на доске все эти мнения – проверки.

 

– Так какой же сильной позицией воспользоваться: хвост или хвастаться?

 

 

– Чем же эти слова похожи?

– Итак, мы выяснили, что слова похожи по смыслу и у них есть одинаковая часть в слове.

– Раз они чем-то похожи, может быть они родственники?

Наверное существует.
– Мы нашли слово «хвастаться».
– А я читал сказку «Заяц – хваста».
– А может быть «хвост»?

Желающие пишут на доске:
Хвастун – хваста
Хвастун – хвастаться
Хвостун – хвост.

– Я считаю, что надо проверить словом «хвастаться», потому что они похожи.
– Я не согласен, у них разные основы.

– Они похожи смыслом: потому что хвастун это тот кто хвастается.
– И у них похожее начало слова.

 

– Да, они как бы родственники.

Дети, наверняка найдут все эти слова, хотя это не изменения слов.

 

 

 

 

 

 

Дети безусловно определят, что слова похожи по смыслу.

 

А бывают ли у слов родственники?

Формулировка учебной задачи. – Кто сумеет сказать, над каким вопросом мы будем сейчас работать?

На доске записаны слова:
Лес
Лесок
Лесник
Лесной

– Чем похожи эти слова?

– Вы знаете, что такое лес?

– А кто такой лесник?

(оба объяснения записать на доске)

– Как вы думаете, «лес» и «лесник» – это разные слова или изменения одного и того же слова?

– Одинаковые у них основы или разные?

– Одно из этих слов появилось в русском языке раньше, а другое образовалось от него.
– При объяснении какого из этих слов вам пришлось обязательно использовать другое слово?

– Значит какое же слово образовалось от другого?

– Если одно слово образовалось от другого, можно ли считать такие слова родственниками?

– Мы будем работать над вопросом: а есть ли у слов родственники?

 

– Эти слова начинаются одинаково: лес.

 

– Они похожи по смыслу: они все связаны с лесом.

– Да, это место где растёт много деревьев.

– Это человек, который охраняет лес от браконьеров.

 

– Это разные слова.

– У них разные основы.

– При объяснении слова «лесник» мы использовали слово «лес».

– Слово «лесник» образовалось от слова «лес».

– Да! Это как у людей: мы произошли от мамы и папы и поэтому мы родственники!

– Если одно слово образовалось, «родилось» от другого, такие слова можно считать родственными.

 

 

 

 

 

– У слов есть одинаковая часть «лес».
– Они похожи по смыслу.

Итог урока. – Итак, какие слова мы будем считать родственными?

– Подумаем, можно ли представить отношения между родственными словами в виде модели?

– О чём расскажет эта модель?

– А как вы думаете, почему во всех этих словах есть одинаковая часть?

– Мы молодцы! Мы открыли, что родственные слова образовались от одного слова и поэтому у них есть в основе общая часть и они похожи по смыслу.

– А как вы думаете, можно ли проверить орфограмму слабой позиции по сильной позиции в родственном слове?

– Открыли мы ещё один способ проверки орфограмм?

 

– Дети придумывают модели и выносят рисунки на доску.
Обсуждают более подходящую модель.

– О родственных словах, одно из которых образовалось от другого.

– Да потому что все они образовались от одного и того же слова «лес». Они же родственники.

–Я считаю, что да! Родственники всегда помогают друг другу.

– Мы нашли наверное ещё один способ проверки орфограмм слабых позиций – проверка по сильной позиции в родственном слове. Но нужно ещё проверить.

Дети пытаются нарисовать модель, показав что одно слово образовалось от другого.