Цели:
- Сформулировать понятие пропорции, её крайних и средних членов.
- Научить составлять пропорции и отношения; ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции.
- Развивать грамотную математическую речь.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация опорных знаний:
- На доске записано частное двух чисел 2 и 17 (2:17). Какое еще название мы можем подобрать к этой записи? (2:17=; отношение чисел 2 и 17).
- Что называется отношением двух чисел? Что показывает отношение? (Частное двух чисел. Отношение показывает во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго).
- Во сколько раз 6 га больше 2 га? (В 3 раза).
- Какую часть метра составляют 7 см, 7 мм, 7 дм? (0,07 м; 0,007 м; 0,7 м).
- Чему равно отношение чисел 40 и 10, 10 и 40? Можем ли мы менять местами числа в отношении? Почему? (; нет, так как меняется смысл отношения).
- Отношение числа х к числу 8 равно 2, чему равен х? (.
- Отношение числа 27 к числу у равно 9. Чему равен у? ().
3. Постановка проблемы 1 и путь выхода из нее. (Определение пропорции)
Я хочу рассказать вам математическую сказку “Сказка об отношения Отношений”:
В некотором царстве математическом государстве жило-было Отношение. И хотя оно было составлено из двух чисел, чувствовало себя одиноко и мечтало найти друга. А в другом царстве жило другое Отношение, которое хотя и было составлено из двух других чисел, но тоже было грустным и одиноким. И решило первое Отношение отправиться искать друзей. Шло оно долго дремучими лесами Деления, переправляясь через глубокие реки и вот наконец по дороге Равенства пришло в долину Пропорций. Сложность заключалась в том, что из многих живущих там, ему необходимо было выбрать одно единственное родное и близкое Отношение. (Работа по рисунку 1 на доске)
4. Постановка проблемы 2 и путь ее разрешения. (Основное свойство пропорций)
5. Закрепление пройденного.
Решение № 58, 59, 61.
6. Итог урока. Работа в парах.
- Задайте друг другу по 3 вопроса по теме: “Пропорция. Основное свойство пропорции”.
- Какие вопросы были заданы? Выборочный опрос.
7. Домашнее задание.
8. Оформление доски.
Задание 1. Работа по вариантам.
1В а) 12:8=0,9:06
2В а) 9:6=12:8
б) . .
Задание 2.
9. Список литературы.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. “Математика. 6-й класс” - М.: Мнемозина 2007.
- Е.Л. Мельникова. “Проблемный урок или как открывать знания с учениками”. - М.: 2002.