Основные особенности преподавания русского языка в рамках образовательной системы "Школа–2100"

Разделы: Общепедагогические технологии


Структура статьи

1. Вступление
2. Глава первая. Педагогические и дидактические принципы, положенные в основу ОС «Школа 2100»
3. Глава вторая. Возможности ОС «Школа 2100, помогающие обучить учащихся практической речевой деятельности на родном языке.
4. Заключение

Пояснительная записка

Вступление

В работе рассматриваются основные методические особенности преподавания русского языка в условиях современной личностно-ориентированной  образовательной  системы «Школа 2100», максимально соответствующие современным направлениям модернизации российского образования и эффективно реализующие идеи развивающего обучения.
Цель работы – показать возможности данной ОС, помогающие обучить учащихся практической речевой деятельности на родном языке.
Актуальность темы несомненна: проблема создания условий для эффективного формирования орфографической, пунктуационной грамотности, навыков устной и письменной речи все еще не решена.

Глава первая

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания: школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность,  недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о родном языке и практического владения языком все еще не решена.
Делая попытку найти  пути решения указанных проблем,  авторы учебников образовательной системы «Школа 2100» не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу программы по русскому языку для основной школы ( авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В.Текучева) положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»

Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности;

Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся ( зона ближайшего развития), принцип опоры на процессы спонтанного развития, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций выделяются следующие основные содержательно-целевые направления ( линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция ( осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

- формирование у учащихся языковой интуиции
- приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной  формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

- овладение функциональной грамотностью, т.е. способностью учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, умением пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой( гибкость чтения), умением понимать и анализировать художественный текст;
- дальнейшее овладение родным языком ( расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное  овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистическиз разновидностей речи, овладение нормами языка);
- овладение навыками  и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
- овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
- овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил. Развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как о науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Отличительной особенностью данной системы является использование технологии проблемно-диалогического обучения на этапе введения знаний, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении ( И.А.Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов:

- учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
- ученики осознают противоречие и формулируют проблему;
- учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы ( побуждающий диалог)

Глава вторая

Как видим, данная образовательная система сильна своей продуманностью, целостностью, обеспечением преемственности между начальной и основной школой, что, естественно, находит отражение в учебниках, методических пособиях, дидактических материалах. Мне хочется рассказать о принципиальных положительных отличиях данной системы от систем других.

 Новизна данного учебно-методического комплекса -  в структуре учебников, в подборе и компоновке материала. В основе главного принципа расположения материала лежит принцип глубокого погружения в какую-либо тему. Так, например, при изучении в 6 классе темы «Имя прилагательное в языке и речи» учащимся предлагаются кроме всех правил, изучаемых в данной теме по традиционной методике (зона ближайшего развития), сведения, связанные с данной темой, но изучаемые лишь в 8 классе ( зона опережающего развития), к ним дается пометка «ознакомление». Это следующие темы: «Однородные и неоднородные определения», «Имя прилагательное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое», «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным». Таким образом решается проблема дифференцирования материала в зависимости от сложности усвоения: сильный ученик овладеет этим материалом раньше остальных и уже осознанно будет использовать его в своей практике. Ученикам послабее тоже полезно такое нововведение, потому что им в 8 классе придется лишь напомнить данный материал, таким образом у учителя высвобождается столь дорогое ему время для  других видов работ, например, для развития устной и письменной речи.

Мне очень нравится в данной системе порядок изучения тем, связанных со словами, обозначающими признак: «Имя прилагательное в языке и речи», «Местоимения- прилагательные в языке и речи», «Причастие в языке и речи». Все эти темы объединены в одном разделе «Слова со значением «признак предмета». Такая последовательность  оправдана с практической точки зрения: грамматические признаки, влияющие на формирование практической грамотности учащихся, в данных частях речи схожи и позволяют увидеть единую, полную картину.

Другое принципиальное отличие  учебников русского языка данной Образовательной системы  демонстрирует урок «открытия новых знаний», стержнем которого являются создание проблемной ситуации и поиски выхода из нее, приводящие как раз к открытию нового правила, новой языковой закономерности.

Структура этого урока такова.

Этап

Время

Название

Цель

Описание этапа

1

1-2 мин

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу). Исходя из решенных ранее задач, выделяется содержательная область (могу)

2

4-5 мин

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Актуализация + затруднение в индивидуальной деятельности. Воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. Активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти. Предлагается задание, требующее построения нового способа действия. Возникшее затруднение фиксируется учащимися ( мотив)

3

4-5 мин

Постановка учебного задания

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?) и выявляют причину затруднения ( почему?). На этой основе они ставят цель деятельности, формулируют тему, которую уточняет учитель. Основными приемами учебной деятельности на данном этапе являются коммуникативное взаимодействие, подводящий и побуждающий диалоги, включение эмоционального компонента: «яркое пятно»

4

7-8 мин

«Открытие» нового знания

Построение нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи-свойство, понятие, алгоритм и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. В итоге новый способ фиксируется в речи и знаково

5

4-5 мин

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства, сначала фронтально, а затем в группах. На этом этапе очень важна вербальная и знаковая фиксация орфограммы, чему способствует особый вид практической работы – графический диктант. Он может проводиться в 2 вариантах: «оживление» графических схем условий выбора орфограмм; составление графических схем условий выбора орфограмм

6

4-5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на повторение способа действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Те, кто допустил ошибки, выявляют их причины и исправляют на следующем этапе урока.

7

7-8 мин

Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний и закрепление ранее изученного

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Системно включаются задания на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.
На этом этапе возможно и необходимо применение приема выбора заданий, включение элементов проектирования, игровых ситуаций.

9

2-3 мин

Рефлексия деятельности ( итог урока)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

На этом этапе организуется рефлексия и самооценка учащимися деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяется задание для самоподготовки ( дом. Задание с элементами выбора, творчества)

Еще одной отличительной особенностью данного УМК является организация разных этапов урока на основе текстовых упражнений. Авторы УМК придают этому особое значение, считая,  что текст формирует целостную картину мира, над текстом можно размышлять, спорить, развивая таким образом навыки

мышления, рассуждения, устной речи и правильного говорения. Тексты подобраны тщательно, интересны и поучительны.
И еще одну важную особенность хочется отметить: учебник содержит огромное количество заданий, развивающих орфографическую зоркость. И это не случайно: авторы ориентируются на учебники Л.В.Щербы. Наряду с традиционными упражнениями предлагаются упражнения в тестовой форме
Лично мне этот УМК нравится и предоставляемой содержанием учебников возможностью улучшить технику чтения современных не читающих детей. Продуманная система вопросов к текстам разных стилей заставляет учащихся внимательно искать ответ на вопрос, а значит еще и еще раз перечитывать отрывки из текстов великих знатоков русского языка – писателей-классиков.

Заключение.

Приведенные выше особенности учебников и методических пособий, изданных в рамках Образовательной системы «Школа 2100», привлекательны своей актуальностью, ведь в  современном мире совсем иное понимание взаимоотношения различных предметов.

Авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно-ориентированную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, от дошкольной подготовки до окончания школы.

В последние 3года я с большим интересом осваиваю основы Образовательной программы «Школа 2100»