Тема: Развитие у детей умения ориентироваться в пространстве
Обоснование темы
Пространственное ориентирование – один из разделов в математике при подготовке детей к школе. Работая с детьми, я увидела проблему: дети еще с трудом ориентируются на предмете, в схеме собственного тела, путают правую и левую стороны и т.д. Составив анкету и предложив её родителям, проанализировала и выявила, что 91 % родителей считают: нужна специально организованная деятельность с детьми по этому вопросу.
Родители заинтересовались и высказали желание участвовать в мероприятиях, оказывать содействие.
Актуальность проекта, новизна
Совершенствование пространственных ориентировок подводит дошкольников к возможности выполнения заданий на ориентировку в специально созданных ситуациях и определять место по заданному условию. Полученные знания дети смогут переносить на любые бытовые или учебные ситуации, что, несомненно, поможет им оптимально усваивать программу подготовки к школе.
Противоречия, проблема
Проведение мероприятий с детьми в соответствии с перспективным планированием помогает детям усвоить программный материал по ориентировке в пространстве, но далеко не всегда. Необходимо четкое осознание родителями об объединении совместных усилий, их действенная помощь в решении данной проблемы.
Гипотеза проекта
Целенаправленная работа поможет:
- расширить возможности детей самостоятельно использовать знания и умения в разных видах деятельности;
- родители, проанализировав результативность проекта, смогут осознанно формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома;
- педагог сможет эффективно строить свою работу с детьми.
Краткое описание проекта
Срок реализации проекта с октября по ноябрь 2009 г. включительно.
Вид проекта: практикоориентированный.
Для участников проекта будет проведено:
*для родителей: анкетирование, сообщены результаты анкетирования, консультация.
*для детей: создание игротеки, цикл мероприятий, в том числе с организацией работы в микрогруппах для развития умений взаимодействовать друг с другом.
* для педагогов: возможность обсудить плюсы и минусы работы воспитателя, высказать своё мнение и предложения.
Цель:
Создание условий и системы для формирования, развития
пространственных представлений у дошкольников.
Задачи:
- Научить детей ориентироваться в схеме собственного тела, воспринимать пространственные признаки предметов, свободно ориентироваться в окружающем пространстве.
- Учить детей понимать логикограмматические конструкции.
- Развивать зрительнопространственную ориентировку у детей.
- Повысить педагогическую грамотность родителей по данному вопросу.
Участники:
Воспитатель Андриевская Т.А.
Родители.
Дети.
Возможные риски:
1. Пассивность родителей и детей.
Пути решения:
- подробная информация для родителей,
- активное вовлечение детей для участия в мероприятиях, умение заинтересовать их.
2. Нежелание родителей общаться с детьми и делиться опытом, ссылаясь на нехватку времени.
Пути решения:
- беседы об актуальности проблемы в школе.
Продукт проекта:
- Конспект занятия «Как мы помогли Смешарикам».
- Игротека для детей.
- Памятка для родителей с играми на развитие ориентирования в пространстве «Домашняя математика: мы вместе».
- Статья в газету детского сада «Ромашка».
Предполагаемый результат:
Сотрудничество педагогов и родителей поможет детям:
- уверенно выделять ведущую руку.
- развить навыки перекрёстного ориентирования в схеме собственного тела.
- сформировать зрительное восприятие предметов.
- определять геометрическую форму предметов и их величину на невербальном и вербальном уровнях.
- научиться писать графические диктанты по речевой инструкции.
- переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.
Анализ ресурсов
Дети: добровольное, но достаточно активное участие.
Родители в группе активные, заинтересованные в успехах своих детей.
Материальнотехнические. Пополнение метод. литературы, занимательного материала и картотеки игр возможно, т.к. база в д.с. для этого имеется.
План работы
Этапы |
Задачи |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный |
Обеспечить условия для реализации проекта |
Изучить |
Октябрь |
Андриевская Т.А. |
Подбор информации. |
||||
Анкетирование родителей |
||||
Написание |
||||
Основной (реалиизация) |
Провести серию мероприятий, направленных на формирование у детей пространственных представлений. |
Совместная деятельность с детьми «Веселые лабиринты» |
Ноябрь |
Андриевская Т.А. |
Вечер математических игр |
Ноябрь |
Андриевская Т.А. |
||
Досуг «Волшебный клубочек» |
Ноябрь |
Андриевская Т.А. |
||
Занятие «Как мы помогли смешарикам» (Приложение 1) |
Ноябрь |
Андриевская Т.А. |
||
Родительское собрание «Занимательная математика» |
Ноябрь |
Андриевская Т.А. |
||
«Игровая копилка» |
Ноябрь декабрь |
Андриевская Т.А. |
||
Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе» (Приложение 2) |
Ноябрь |
Скочилова Е.А. |
||
Педагогическая почта «Вопрос – ответ» |
В течение года |
Андриевская Т.А. |
||
Статья в газету детского сада «Ромашка». Тема «Знаем и умеем» |
Декабрь |
Андриевская Т.А. |
||
Аналитический |
Оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт.
|
Анализ занятия |
Декабрь |
Андриевская Т.А. |
Наблюдение за деятельностью детей |
||||
Беседы с родителями |
Перспективное распространение результата проекта
- Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» (январь 2010 г.).
- Представление опыта работы на городском фестивале педагогических идей (март 2010 г.).
- Статья в газету детского сада «Ромашка» (март 2010 г.).
Литература
- Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007
- Т.И.Ерофеева. Знакомство с математикой. М., 2007.
- Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авт.сост. Л.С.Кисилева, др. М.2004
- Г.Б.Монина, Е.В.Панасюк. Предшкольный бум. СПб. 2008
- Е.В.Соловьёва. Математика и логика для дошкольников. М., 2001.
- Программа «Радуга». Методическое руководство (старший возраст). М., 2003.
- Периодическая печать.