Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Геометрическая оптика"

Разделы: Физика


Цель: систематизировать знания по теме “Геометрическая оптика”.

Задачи:

  • Образовательная: закрепить физическую сущность явлений отражения, преломления, решая различного вида познавательные задачи, продолжить формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний;
  • Развивающая: развивать познавательные процессы, наглядно-образное, логическое мышление, способствовать формированию информационной культуры школьников
  • Воспитывающая: воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность, чувство взаимопомощи при совместной работе

Используемые технологии: “критического мышления”, “информационные”

Оборудование урока: рабочий лист, “овалы” с надписями для кластера, цветной мел или клейкие закладки, компьютер; проектор, CD диск интерактивное приложение на СD-ROM к учебнику Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик, “Физика 11 класс”

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Структура урока


элемента урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Критерии здоровьеразвивающего уч. процесса
1 Мотивация к уроку Настраиваются на получение знаний Создание положительного эмоционального фона. Снятие стресса-напряжения
2 Организует деятельность по восприятию структуры темы, задействуя два канала восприятия (построение кластера) Следят за принципами построения чужой мысли, участвуя в диалоге Регулировка трудности урока на основе учета особенностей работы мозга, обеспечение ситуации успеха и личностного роста, динамические позы
3 Организует деятельность по осознанию структуры темы, предоставляя ключевые задачи для выполнения деятельности во внешней речи

(повторение знаний, лежащих в основе построенного кластера)

Выполняют действия во внешней речи, обращаясь к структуре изучаемого явления Обеспечение связей между информацией, поступившей с различных каналов, позволяющих впоследствии осуществлять процессы вспоминания и узнавания изучаемого знания, ситуации успеха и личностного роста, динамические позы
4 Организует деятельность по осознанию сфер применения знания Выполняют действия во внутренней речи в совместной деятельности Обеспечение ситуации успеха и личностного роста, динамические позы
5 Организует деятельность по оценке полученных знаний Самореализация, самоопределение на основе свободного выбора Обеспечение ситуации успеха и личностного роста
6 Организует деятельность по рефлексии деятельности учащихся Самооценка результатов деятельности в индивидуальной деятельности Обеспечение ситуации успеха и личностного роста
7 комментирует домашнее задание Получают инструкцию, задают вопросы Снятие стресса-напряжения

1. Организационный момент (настройка на урок) -2 мин

2. Деятельность по восприятию структуры темы – “Составление кластера (овалы изготавливаются на бумаге заранее) Учащиеся в тетради ничего не пишут. После составления кластера стрелки стираются, овалы отклеиваются. В рабочем листе получают готовый кластер без стрелок. ( расставление стрелок войдёт в д/з). 5 минут.

 

3. Деятельность по осознанию структуры темы 10 мин

По классу развешаны таблички, соответствующие “овалам” кластера. У учащихся имеются цветные липкие закладки. Задание найти соответствие ключевым понятиям (“Отражение”, “Преломление”, “Оптические приборы”). Таблички “Отражение”, “Преломление”, “Оптические приборы” делают цветными, соответственно цвету закладок. У каждого ряда наклейка своего цвета. Наклеивая цветную полоску, ученик объясняет действие, формулирует правило, если необходимо

4. Деятельность по осознанию сфер применения знания 10 минут

Коллективное выполнение экспериментальных заданий (с использованием компьютера и проектора). Один из учащихся проделывает предлагаемый эксперимент. Результаты обсуждаются. Делаются выводы. Заполняется таблица рабочего листа

Экспериментальные задания

“Полное внутреннее отражение”

Можно изменять направление отражённого и преломлённого лучей. Необходимо обратить внимание, когда преломлённый луч исчезнет. (обратить внимание на предельный угол)

[3]

“Зеркальное отражение”

Можно перемещать точечный источник и видеть, как формируется его изображение с помощью лучей, отражённых от зеркала

 [2]

“Построение изображений в собирающей линзе”

Можно изменять положение предмета и наблюдать как при этом меняются размер, положение предмета

[4]

“Построение изображения в рассеивающих линзах”

Можно изменять положение предмета и наблюдать как при этом изменяется положение и размер предмета

[5]

5. Деятельность по оценке полученных знаний 10 минут

На выбор составить “синквейн” или “фишбоун” (см. Приложение 1) для понятий “Полное отражение”, “Коэффициент преломления”, “Тонкая линза” (по вариантам). Работа выполняется на листочках, которые сдаются (каждый получает оценку).

6. Деятельность по рефлексии деятельности учащихся 2 минуты

Учащимся выдаются таблички, в которых они должны закрасить напротив каждой строчки клеточку красным цветом (если понятие не усвоено), жёлтым цветом (если понимание частично) и зелёным цветом (если понятие полностью усвоено)

№ п/п Понятие Степень усвоения
1 Закон прямолинейного распространения света  
2 Законы отражения  
3 Свойства зеркального и рассеянного отражения  
4 Построение зеркального изображения  
5 Полное внутреннее отражение  
6 Преломление. Законы преломления  
7 Показатель преломления  
8 Построение изображения в линзах  
9 Формула тонкой линзы  
10 Построение хода лучей в оптических приборах  

7. Домашнее задание в рабочем листе- 1 минута (см. Приложение 2)

Список литературы

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
  2. http://cit.vvsu.ru/portal/nfpk/lib/shavl/55_1.htm
  3. www.college.ru
  4. http://gannalv.narod.ru/pic/
  5. http://zhurnal.lib.ru/a/anemow_e_m/optic.shtml