Ход урока
1. Устный счет
Определение города, о котором пойдет речь на этом уроке.
(Используется таблица-алфавит)
2,8+6,3=9,1 | П |
7,8-2,01=5,79 | Е |
3,4*0,2=0,68 | Т |
9-4,3=4,7 | Е |
18,3:0,3=61 | Р |
16,04+1,5=17,54 | Б |
29,5*2=59 | У |
2,63-1,4=1,23 | Р |
22,4:0,02=1120 | Г |
2. Нахождение значения выражения
Определение даты начала строительства Петербурга
(Ученики решают пример по действиям. Ответы каждого действия находят на специальных карточках, из них складывается дата)
9,47+14,95:1,3-2,12*0,7
1) 14,95:1,3=11,5 | 1 |
2) 2,12*0,7=1,484 | 7 |
3) 11,5+9,47=20,97 | 0 |
4) 20,97-1,484=19,486 | 3 |
1703
3. Историческая справка
Рассказ учителя
В мае 1703 года только что отвоеванном у противника устье реки Невы Петр I заложил город-крепость Санкт-Петербург. 6 месяцев возводили ее деревянно-земельные бастионы, и все это время у побережья Финского залива крейсировали 9 шведских кораблей, которые некому было отогнать, так как российские суда только начали строить на Свири. Вражеская армия стояла тоже близко к строившейся крепости – в Сестрорецке. Еще не был понятен исход войны, и потому, чтобы не нести значительные материальные потери, если Санкт-Петербург захватят шведы, город строили временным и недорогим. Дома рубили из досок и нетолстых бревен, улицы не мостили.
Положение изменилось в 1709 году. После разгрома армии Карла XII под Полтавой стало очевидным, что принадлежащее Руси с IX века земли вдоль Невы и побережья Балтики, которые захватила Швеция в XVII веке, навсегда возвращены России. Это определило отношение Петра I к роли Санкт-Петербурга. Его стали строить из камня, фундаментально и красиво.
Ежегодно на сооружение «парадиза» – райского уголка, как Петр называл свое детище, присылали из всех губерний 40 тыс. рабочих. Жили они в шалашах, во времянках, в постоянной сырости, голодали, так как купить продукты в разоренных войной селах вокруг Петербурга было невозможно, а подвозили продовольствие нерегулярно. Кроме подобных рабочих, которые, отработав год, возвращались домой, в Санкт-Петербург ежегодно насильно переселяли семьями квалифицированных строителей: каменщиков, плотников, кузнецов, кирпичников. Они жили с семьями в собственных домах. Так как строителей в государстве было немного, то с 1714 года было запрещено каменное строительство в любом городе, кроме Санкт-Петербурга. Запрет сняли только в 1721 году, когда разрешили достроить каменных храмы, возведение которых было начато ранее.
Каждая из губерний страны отряжала на возведение Санкт-Петербурга своих строителей, а также отчисляла деньги для их оплаты. Кроме того, все населения страны отчисляло деньги на нужды Санкт-Петербурга.
4. Решение уравнения
Определение количества губерний, которые в то время существовали в России.
(Корень уравнения соответствует числу существующих губерний)
0,7х+0,9х=16,3-3,5
1,6х=12,8
х=12,8:1,6
х=8
И так, в то время в России существовало 8 губерний: Московская, Архангельская, Петербургская, Казанская, Киевская, Смоленская, Азовская, Сибирская. И все эти губернии принимали самое активное участие в строительстве Санкт-Петербурга.
5. Решение задач
- В год Архангельская, Смоленская, Азовская и Сибирская губернии выслали на строительство Санкт-Петербурга 6800 рублей. Сибирская – 20% этой суммы, Смоленская – 25% остатка, Азовская – 80% от Смоленской, Архангельская – остальную сумму. Сколько денег высылала каждая губерния в отдельности?
- В 1712 году деньги, собранные населением, были распределены следующим образом: на изготовление кирпича – 0,4 тыс.руб., на строительство флота в 6,18 раз больше чем на изготовление кирпича, а на содержание строителей в 2 раза меньше, чем на строительство флота. Сколько денег было собрано населением?
- В 1725 году в городе уже проживало 320 тыс.человек. 7/8 из которых жили в нем постоянно, а остальные были временные рабочие. На сколько больше в Петербурге было постоянных жителей, чем временных?
6. Домашнее задание
Определить автора строк:
«Красуйся город Петров, и стой
Неколебимо, как Россия»
1,35:2,7+6,02-5,9+0,4:2,5*3,125
Ответы каждого действия соответствуют буквам, в ответах также даны и лишние числа (возможность неверно получаемые ответы)
0,5 | П | 0,67 | С |
6,52 | К | 1,6 | В |
6,07 | Е | 5 | А |
0,16 | У | 0,62 | И |
0,5 | Ш | 1,12 | Н |
7. Подведение итогов урока
Тексты задач и домашнее задание раздаются учащимся на карточках.