Цели:
- Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о неживой природе, о неживой природе Алтайского края;
- Продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, сравнивать изменения и явления в неживой природе в разное время года, устанавливать причинно-следственные связи в природе ; приводить примеры зимних изменений, явлений из нашей местности, формировать умения работы с литературой;
- Воспитывать чувства любви к Родине; гордость за свой край; формирование экологической культуры.
Оборудование: Слайд-шоу в рамках темы “Неживая природа зимой”
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто расскажет о погоде за окном?
– Верно. А почему снег за окном, морозно?
– Да, верно, за окном зима.
II. Повторение пройденного
1) Проверка домашнего задания:
– Кто напомнит, какое домашнее задание вам нужно было подготовить?
Да, сейчас мы проведём небольшой тест. Приготовьтесь к его написанию. Подпишите свои листочки вверху.
1. Какая профессия самая важная?
а) Врач;
б) Все;
в) Учитель.
2. Культурные учреждения это-…
а) Больница;
б) Магазин;
в) Театр.
3. Образовательные учреждения это..
а) Стройка;
б) Вокзал;
в) Институт
4. Кто играет роли в театре?
а) Артист;
б) Водитель;
в) Учёный.
5. Человек, какой профессии варит обед?
а) Сталевар;
б) Маляр;
в) Повар.
6. Он воспитывает детей в детском саду
а) Воспитатель;
б) Учитель;
в) Учёный.
7. Кто вас лечит?
а) Врач
б) Продавец;
в) Водитель.
8 Кто изучает природу?
а) Учёный;
б) Инженер;
в) Строитель.
– Хорошо, а теперь передайте свои работы.
2). Сообщение темы и целей урока
– О чём мы сегодня будем говорить на уроке, поможет загадка:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима.)
– Правильно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях природы с приходом зимы.
– Ребята, а какие две части природы вы знаете?
– Верно, сегодня мы более подробно поговорим об изменениях в неживой природе.(Слайд 1. См. Приложение 1)
III.Изучение нового материала
1). Беседа о зимних изменениях
– Ребята, какое у нас время года?
– Приведите доказательства-примеры, что у нас зима?(Слайд 2)
– Вот сколько примет зимы вы назвали, молодцы.
– Какие зимние месяцы вы знаете?(Слайд 3)
– Да, декабрь, январь, февраль.
– А кто знает, как ещё называют эти месяцы?
– Хотите узнать? Сейчас ребята нам немного расскажут о зимних месяцах.
– Декабрь “ветрозим”, почему у него такое второе название? (Полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Он год кончает, зиму начинает) (Слайд 4)
– Январь “студень”, а почему? (Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина) (Слайд 5)
– Февраль “снежень”, подумайте, почему? (месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “вьюги да метели под февраль прилетели”) (Слайд 6)
– Какие явления в неживой природе происходят зимой?
– А какие ещё, узнаете, прочитав в учебнике, но сначала мы немного отдохнём.
2). Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос,
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Заметает всё кругом
Неподвижным серебром.
3). Работа по учебнику в группах
– Разделимся на группы и прочитаем в учебнике стр. 132-133 новую информацию
– Первая группа учащихся читает об оттепели, вторая- о гололедице, третья – о снегопаде, четвёртая – о метели, пятая – об изморози.
– Для прочтения вам 5 минут.
– Кто назовёт зимние явления в неживой природе? (Слайд №7)
– Послушаем более подробно о них. (один представитель от группы пересказывает прочитанное, а остальные дополняют его ответ) (Слайды №8-№12 )
– Спасибо, молодцы, всё точно рассказали.
IV.Закрепление
1). Игра “Узнай меня”
– Угадайте зимнее явление в природе
…снег подтаивает становится влажным, легко лепится (оттепель)
…в это время на дорогах водителям и пешеходам надо быть особенно осторожными (гололедица)
…на деревьях проводах образуется пушистая белая бахрома (изморозь)
… снег падает на землю, покрывая её ровным слоем (снегопад)
…снег кружится, несётся по воздуху и по земле (метель) (Слайд 13)
2). Беседа о Родном крае
– Ребята, вы знаете, как называется наш край, где мы живём?
– Молодцы, а, что вы знаете о своём крае зимой? (Слайд 14)
– Какие зимние явления вы наблюдали в нашей местности, назовите их.
– Где и когда вы это видели, расскажите.
– Да, у нас на Алтае своя зима, непохожая ни на какую другую. А почему, как вы думаете?
– Верно, у нас своя природа, свой климат, свои водоёмы и многое другое. (Слайды 15–19)
Зима – самое продолжительное время года, длящаяся от 5 до 7 и более месяцев. В течение ноября зима устанавливается во всех районах края и длится до апреля. Самый холодный месяц – январь, когда температуры могут опускаться до 50 градусов мороза при среднемесячной температуре минус 18–20 градусов. Устойчивый снежный покров образуется в начале ноября. Зимой 1812 года температура воздуха в Барнауле опускалась до 52 градусов. Средняя температура зимы составила около 30–40 градусов мороза.
V. Итог
– Ребята, кто запомнил, какие приметы зимы мы называли в начале урока? (Слайд 20)
– Какие зимние явления вы запомнили, опишите их. (Слайд 21)
– Каким был наш сегодняшний урок на ваш взгляд?
– Какие зимние явления происходят в нашем крае?
VI. Домашнее задание
– Какое домашнее задание вам хотелось бы сегодня получить?
– Я предлагаю, к следующему уроку, приготовить сообщения о зимних явлениях и изменениях в неживой природе других стран.
– Молодцы!
– Спасибо за урок! (Слайд 22)
– Урок окончен!