Урок. Класс Паукообразные.
Цели урока: повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных на примере паука-крестовика, показать его особенности, связанные с жизнью на суше; продолжить формировать умения работать в группах, с учебником, наглядным материалом.
Оборудование:
- таблица “Класс Паукообразные”,
- карточки с заданиями,
- учетный лист,
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- слайд-фильмы “Паукообразные” (Приложение 1).
Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок.
Методы обучения: частично- поисковый.
Приемы деятельности учителя: организация опроса, организация изучения нового материала в группах, заполнение сравнительной таблицы, обсуждение выводов, закрепление изученного материала в группах, распределение тем сообщений.
Литература: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, “Многообразие живых организмов”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Активизация познавательной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте отметим отсутствующих. Все остальные живые организмы у нас на месте! Очень рада видеть всех присутствующих живыми и здоровыми. Ребята, почему я к вам так обратилась (живые организмы)?
Ученики: предмет, который мы изучаем, называется “Живые организмы”, а именно “Многообразие живых организмов”.
Учитель: Позвольте мне познакомить вас с необычным живым организмом. Стараниями селекционеров был получен интересный гибрид “Муха – растрёпа” (демонстрация рисунка животного с признаками, паука, рака, насекомого). Чьи признаки животных он объединяет?
Ученики: Ракообразных, паукообразных, насекомых.
Учитель: Правильно. Давайте вспомним эти признаки ещё раз.
(ученики называют признаки классов животных, учитель выписывает их на доске)
Учитель: Молодцы! Каких животных мы уже с вами изучили?
Ученики: Ракообразных.
Учитель: Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.
В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себе равной богам, равной солнцу. Она заявила, что и не сравниться с её мастерством мастерство Афины. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за её дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Как называется наука о пауках? – Арахнология!
А откуда произошло слово “паук”? Заглянем в этимологический словарь.
(работа со словарем)
“Общесловянское имя паука образовано с помощью приставки “па” от “онк”, родственного греческому “онкос” - крючок, латинскому “анкус” -имеющий кривые руки, древнеиндийскому “акати” - сгибает. Стало быть, паук – криворучка и кривоножка”.
Итак, сегодня на уроке пойдет речь о пауках (слайд 1).
III. Работа по изучению новой темы.
1. Постановка задач урока.
Учитель: Запишем тему в тетрадь. Давайте скажем, что нам известно уже об этих животных?
Что не известно?
(ученики отмечают известные им уже особенности пауков и что необходимо еще узнать)
Учитель: Определим задачи нашего урока.
(ученики перечисляют задачи)
Учитель подводит итог (слайд 2):
Знать: внутреннее строение паукообразных (органы и системы органов)
Уметь: устанавливать связь между строением тела животного и его образом жизни, по рисунку, таблице показывать внутренние органы; работать с учебником, делать вводы, оценивать свою деятельность.
Следующим этапом нашего урока – изучение нового материала. Достигать те цели и задачи, которые мы с вами определили, будем, работая в группах. Функции каждого члена группы вам известны. Напоминаю аналитикам - не забывайте про учетный лист, отмечайте активность ребят там на каждом этапе урока (Приложение 2).
У вас на столах находятся карточки с заданиями (Приложение 3). Каждая группа получает определенную ей систему органов, изучает. Заполняет данные в таблицу в своей тетради, готовит сообщение от группы на 2 мин, секретарь во время работы заносит данные в таблицу на доске (слайд 3). Время на всю эту работу отводится 10 мин.
2. Работа в группах.
3. Отчет групп.
1. Выступление докладчика от 1 группы по теме “Нервная система, органы чувств паукообразных” (слайд 4).
Вывод: нервная система образована головным мозгом и брюшной нервной цепочкой.
(отметить сходство и различие с кольчатыми червями)
2. Выступление докладчика от 2 группы по теме “Пищеварительная система” (слайды 5)
Вывод: внеполосное пищеварение, наличие хелицер и педипальп.
3. Выступление докладчика от 3 группы по теме “Дыхательная система” (слайд 5)
Вывод: появление легочных мешков и трахей в связи с наземным образом жизни.
4. Выступление докладчика от 4 группы по теме “Кровеносная система” (слайд 5)
Вывод: кровеносная система незамкнутая, сердце, гемолимфа.
5. Выступление докладчика от 5 группы по теме “Выделительная система” (слайд 5).
Вывод: почки, коксальные железы, мальпигиевы сосуды, гуанин – продукт выделения пауков.
6. Выступление докладчика от 6 группы по теме “Половая система, размножение” (слайд 5).
Вывод: раздельнополые, половые железы, внутреннее оплодотворение, развитие прямое без образования личинки.
Учитель: Итак, изучение нового материала у нас подходит к концу и мы должны сделать выводы по изученному материалу (ученики формулируют вывод).
Вывод:
Характерной чертой паука является отсутствие усиков и сложных глаз.
На головном конце располагаются ротовые органы – видоизмененные членистые конечности. Это хелицеры( размельчение и раздавливание пищи) и педипальпы(захват и удержание добычи). В отличие от ракообразных у пауков появляются легкие и трахеи в связи с наземным образом жизни и усложняется выделительная система (мальпигиевы сосуды). Таким образом, пауки имеют более совершенное строение по сравнению с ракообразными.
IV. Закрепление.
На экране незаконченные предложения. Необходимо закончить фразу. За каждый правильный ответ группа получает “балл”. Победителем окажется группа, набравшая большее количество баллов (слайд 6).
V. Оценочная деятельность. Подведем итоги работы каждой группы. “Аналитики” оценят работу каждого члена группы и в целом работу группы.
VI. Домашнее задание: стр. 152-153, сообщение о пауках, скорпионах, клещах.
Оценочный лист
Ф.И.О. ученика | Этапы урока | ||||
Активизация познавательной деятельности | Постановка задач урока | Изучение нового
материала (работа в группе) |
Закрепление | Оценка за урок | |
1.Лидер | |||||
2.Аналитик | |||||
3.Докладчик | |||||
4.Секретарь |
Приложение
Карточки с заданиями для групп.
Группа №1 (нервная система)
1.Изучить по учебнику, дополнительной литературе нервную систему, органы чувств паука (стр. 152)
2.Занести данные по своему вопросу в таблицу своей тетради.
3. На доске заполнить свою строку в таблице.
Группа №2 (пищеварительная система)
1.Изучить по учебнику, дополнительной литературе пищеварительную систему паука (стр. 153)
2.Занести данные по своему вопросу в таблицу своей тетради.
3. На доске заполнить свою строку в таблице.
Группа №3 (дыхательная система)
1.Изучить по учебнику, дополнительной литературе дыхательную систему паука. (стр. 153)
2.Занести данные по своему вопросу в таблицу своей тетради.
3. На доске заполнить свою строку в таблице.
Группа №4 (кровеносная система)
1.Изучить по учебнику, дополнительной литературе кровеносную систему паука. (стр. 152)
2.Занести данные по своему вопросу в таблицу своей тетради.
3. На доске заполнить свою строку в таблице.
Группа №5 (выделительная система)
1.Изучить по учебнику, дополнительной литературе выделительную систему паука. (стр. 153)
2.Занести данные по своему вопросу в таблицу своей тетради.
3. На доске заполнить свою строку в таблице.
Группа №6 (половая система)
1.Изучить по учебнику, дополнительной литературе особенности размножения паука. (стр. 153)
2.Занести данные по своему вопросу в таблицу своей тетради.
3. На доске заполнить свою строку в таблице.