Коррекционно-развивающее занятие для детей с речевым нарушениями посредством приемов и методов психологии

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Коррекция и развитие психических процессов памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации, моторики, пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности.
  • Обучение навыкам саморегуляции и умения контролировать свое состояние в условиях психоэмоционального напряжения через игровое биоуправление.

Задачи:

1. Развитие:

  • фонематического слуха у ребенка;
  • речевых, двигательных способностей детей; совершенствовать взаимодействие межанализаторных связей;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • памяти, мышления, зрительно-пространственных представлений;
  • мелкой моторики, координации движений;

2. Совершенствовать взаимодействие межанализаторных связей;

3. Формировать умение создавать и поддерживать воображаемую ситуацию через игры, стимулировать активность, инициативность;

4. Создание эмоционально-положительного настроя на процесс занятия.

Оборудование: Компьютерный тренажер, БОСЛАБ

Дидактический материал: кубики Б. Никитина, таблица букв, распечатанный бланк методики, цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).

Ход занятия

Диагностика психоэмоционального состояния на начало занятия.

Включения ребенка в процесс занятия.

Упражнение №1. "Ты - Вулкан. Проснись - извержение!"

Представь себе, что ты вулкан. Только наполнен ты не раскаленной лавой, а словами. Вот-вот начнется извержение (выброс). Словоизвержение. Пусть слова вылетают из тебя одно за другим. Главное, чтобы их было как можно больше. И не задумывайся особенно: ведь вулкан не думает о том, как и зачем извергается. Понял задание? Значит, пришло время словоизвержения! Когда слов станет слишком много, я тебя остановлю.

Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности.

1 этап - Ребенку предлагают образец узора из кубиков Б. Никитина (приложение)

2 этап - Ребенок должен сложить из кубиков точно такую же фигуру, как на карточках №5,7.

Развитие внимания, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия.

Упражнение №2. "Найди спрятанные слова" (на компьютере)

Ребенку предлагается таблица, состоящая из разных букв. Нужно среди них найти "спрятанные слова". Подсказка: слова располагаются только по горизонтали; количество слов -5; слово не может быть меньше 3-х букв.

Двигательное упражнение на развитие пространственного восприятия, ориентации.

Упражнение №3. "Поиграем в роботов"

Ты знаешь, кто такие роботы? Это механические "люди". Они умеют делать много сложных вещей: например, собирать сложные машины или работать в условиях, которые человеку не под силу. Но самое важное - они чётко выполняют команды. Представь, что ты - робот. Твоя задача - внимательно слушать и точно выполнять услышанное.

Робот, сделай два шага вперёд, поворот налево.

Руки за спину, один шаг назад.

Поворот налево, один шаг вперёд.

Руки вперёд.

Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень тёмную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.

Поворот направо, руки вниз.

1 шаг назад, 1 поворот направо, 1 шаг вперёд.

Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.

Развитие пространственной ориентации.

Упражнение №4. "Помоги пчёлке собрать урожай"

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Э
М Н А О П Ъ
Р С Т У Ф Я
Х Ц Ч Ш Ю Щ

Инструкция

Старайся, за перелетами пчелы следи только глазами, не води пальцем по полю.

Вариант 1

Пчелка сидела на букве "К". Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

"О" - Вниз, остановка.

"Т" - Вниз, налево, остановка

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось? (КОТ)

Вариант 2

Пчелка сидела на букве "Л". Запиши ее. Дальше она полетела так:

"Е" - Вверх, остановка

"Т" - Налево, налево, вниз, вниз, вниз, остановка

"О" - Направо, вверх, остановка

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось? (ЛЕТО)

Развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет); развитие внимания; развитие тонкой моторики.

Упражнение №5. "Волшебный коврик"

Инструкция: перед ребенком лежит бланк - таблица со словами

Также ребенку даются цветные карандаши.

Педагог зачитывает ребенку по очереди слова из таблицы, а ребенок должен закрашивать каждый слово соответствующим цветом. То есть, например, если взрослый называет слово "курица" - ребенок должен закрасить это слово красным цветом, "гараж" - голубым цветом, "заяц" - зеленым цветом.

К У Р И Ц А
Г         Г
А З А Я Ц О
Р         Р
А З И М А О
Ж         Х
К О Р О В А

Обучении навыка саморегуляции и умения контролировать свое психоэмоциональное состояние в условиях психоэмоционального напряжения в процессе игрового биоуправления.

Диагностика психоэмоционального состояния на конец занятия.

Рефлексия:

Что тебе больше понравилось на занятие?

Как ты себя чувствуешь?

Что тебе помогло улучшить настроение?