Цели:
- Коррекция и развитие психических процессов памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации, моторики, пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности.
- Обучение навыкам саморегуляции и умения контролировать свое состояние в условиях психоэмоционального напряжения через игровое биоуправление.
Задачи:
1. Развитие:
- фонематического слуха у ребенка;
- речевых, двигательных способностей детей; совершенствовать взаимодействие межанализаторных связей;
- зрительное и слуховое внимание;
- памяти, мышления, зрительно-пространственных представлений;
- мелкой моторики, координации движений;
2. Совершенствовать взаимодействие межанализаторных связей;
3. Формировать умение создавать и поддерживать воображаемую ситуацию через игры, стимулировать активность, инициативность;
4. Создание эмоционально-положительного настроя на процесс занятия.
Оборудование: Компьютерный тренажер, БОСЛАБ
Дидактический материал: кубики Б. Никитина, таблица букв, распечатанный бланк методики, цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).
Ход занятия
Диагностика психоэмоционального состояния на начало занятия.
Включения ребенка в процесс занятия.
Упражнение №1. "Ты - Вулкан. Проснись - извержение!"
Представь себе, что ты вулкан. Только наполнен ты не раскаленной лавой, а словами. Вот-вот начнется извержение (выброс). Словоизвержение. Пусть слова вылетают из тебя одно за другим. Главное, чтобы их было как можно больше. И не задумывайся особенно: ведь вулкан не думает о том, как и зачем извергается. Понял задание? Значит, пришло время словоизвержения! Когда слов станет слишком много, я тебя остановлю.
Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности.
1 этап - Ребенку предлагают образец узора из кубиков Б. Никитина (приложение)
2 этап - Ребенок должен сложить из кубиков точно такую же фигуру, как на карточках №5,7.
Развитие внимания, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия.
Упражнение №2. "Найди спрятанные слова" (на компьютере)
Ребенку предлагается таблица, состоящая из разных букв. Нужно среди них найти "спрятанные слова". Подсказка: слова располагаются только по горизонтали; количество слов -5; слово не может быть меньше 3-х букв.
Двигательное упражнение на развитие пространственного восприятия, ориентации.
Упражнение №3. "Поиграем в роботов"
Ты знаешь, кто такие роботы? Это механические "люди". Они умеют делать много сложных вещей: например, собирать сложные машины или работать в условиях, которые человеку не под силу. Но самое важное - они чётко выполняют команды. Представь, что ты - робот. Твоя задача - внимательно слушать и точно выполнять услышанное.
Робот, сделай два шага вперёд, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, один шаг вперёд.
Руки вперёд.
Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень тёмную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
Поворот направо, руки вниз.
1 шаг назад, 1 поворот направо, 1 шаг вперёд.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.
Развитие пространственной ориентации.
Упражнение №4. "Помоги пчёлке собрать урожай"
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.
Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Б | В | Г | Д | Е | Ж |
З | И | Ь | К | Л | Э |
М | Н | А | О | П | Ъ |
Р | С | Т | У | Ф | Я |
Х | Ц | Ч | Ш | Ю | Щ |
Инструкция
Старайся, за перелетами пчелы следи только глазами, не води пальцем по полю.
Вариант 1
Пчелка сидела на букве "К". Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.
"О" - Вниз, остановка.
"Т" - Вниз, налево, остановка
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось? (КОТ)
Вариант 2
Пчелка сидела на букве "Л". Запиши ее. Дальше она полетела так:
"Е" - Вверх, остановка
"Т" - Налево, налево, вниз, вниз, вниз, остановка
"О" - Направо, вверх, остановка
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось? (ЛЕТО)
Развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет); развитие внимания; развитие тонкой моторики.
Упражнение №5. "Волшебный коврик"
Инструкция: перед ребенком лежит бланк - таблица со словами
Также ребенку даются цветные карандаши.
Педагог зачитывает ребенку по очереди слова из таблицы, а ребенок должен закрашивать каждый слово соответствующим цветом. То есть, например, если взрослый называет слово "курица" - ребенок должен закрасить это слово красным цветом, "гараж" - голубым цветом, "заяц" - зеленым цветом.
К | У | Р | И | Ц | А |
Г | Г | ||||
А | З | А | Я | Ц | О |
Р | Р | ||||
А | З | И | М | А | О |
Ж | Х | ||||
К | О | Р | О | В | А |
Обучении навыка саморегуляции и умения контролировать свое психоэмоциональное состояние в условиях психоэмоционального напряжения в процессе игрового биоуправления.
Диагностика психоэмоционального состояния на конец занятия.
Рефлексия:
Что тебе больше понравилось на занятие?
Как ты себя чувствуешь?
Что тебе помогло улучшить настроение?