Лаборатория для учащихся 10–11-х классов на тему "Составление личного профессионального плана"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


"Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас".
К. Д. Ушинский

Цели и задачи лаборатории:

  • Выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии.
  • Определить свои жизненные планы, мотивы выбора профессии и в соответствии с ними составить обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.
  • Научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.

План действий

  • Выявление интересов, способностей.
  • Определение мотивов выбора профессии.
  • Обоснование выбора специальности.
  • Составление личного профессионального плана.

1. Выявление интересов, способностей [2].

Опросник

Инструкция

Внимательно прочтите вопрос. На него вы должны дать три ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе:

  • делаю, как правило, хорошо - 2;
  • делаю средне -1;
  • делаю плохо (совсем не умею) -0.
  • Какие эмоции возникали у вас в процессе выполняемых действий:
  • положительные (приятно, интересно, легко) -2;
  • нейтральные (все равно) -1;
  • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)-0.

Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу:

  • да -2;
  • все равно - 1;
  • нет - 0.

Свои оценки в баллах вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопрос). В каждую клетку таблицы вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала ваше "Умение" (1), затем - "отношение" (2) и после - "желание" (3). В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: "часто", "легко", "систематически" и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцените в "Листе ответов" тремя оценками.

Работайте внимательно, не спешите!

Вопросы

Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.)

Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)

Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

Сдерживать себя, не "выливать" на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

Мастерить изделия своими руками из дерева, металла, ниток, засушенных растений.

Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо то, что он хочет знать, даже если приходится повторять несколько раз.

В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать разные электрические приборы (пылесос, утюг, светильник).

Тратить свое свободное время преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

Сочинять музыку, песни,имеющие успех у сверстников и взрослых.

Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

Регулярно, без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и летки), лечить, дрессировать.

Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет; уметь обосновать это устно или письменно.

Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении при решении.

Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

Выполнять задания, в которых требуется мгновенно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

Аккуратно и безошибочно выполнять "бумажную" работу, писать, вписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфические запахи.

Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Лист ответов к опроснику

  1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3
1       2       3       4       5      
6       7       8       9       10      
11       12       13       14       15      
16       17       18       19       20      
21       22       23       24       25      
26       27       28       29       30      
31       32       33       34       35      
36       37       38       39       40      
41       42       43       44       45      
46       47       48       49       50      

После ответов на все вопросы подсчитывается по вертикали общая сумма баллов в каждой колонке, которую набрали отдельно "умение", "отношение" и "желание". Каждая колонка соответствует одной из пяти профессиональных сфер (по Е. А. Климову):

первая колонка - "человек - знаковая система";

вторая - "человек - техника";

третья - "человек - природа";

четвертая - "человек - художественный образ";

пятая - "человек - человек".

Необходимо обратить внимание на ту или те профессиональные сферы, где количество баллов максимально. Эти сферы являются предпочтительными для испытуемого. Сферы с минимальным количеством баллов, напротив, не являются значимыми для самоопределения.

Пример: для выбирающих профессию учителя максимально количество баллов "умение" (1), "отношение" (2), "желание" (3) должно быть в пятой колонке. Кроме того, необходимо обратить внимание на результат в колонке, соответствующей тому типу, к которому относится специальность (учитель математики, иностранного языка - в первой; физики, технического труда во второй колонке; биологии - в третьей и т. д.).

2. Определение мотивов выбора профессии.

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять [1], [4].

Анкета мотивов выбора профессии

Инструкция

Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в "Листе ответов" напротив номера вопроса поставьте "+", если данный мотив значим, и "-", если не имеет значения.

Вопросы

Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

Стремление к совершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

Влияние семейных традиций.

Желание приобрести материальную независимость от родителей.

Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

Желание руководить другими людьми.

Привлекает индивидуальная работа.

Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое, неизведанное.

Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

Возможность проявить самостоятельность в работе.

Привлекает предпринимательская деятельность.

Необходимо материально помогать семье.

Желание приобрести экономические знания.

Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

Желание работать в престижном месте.

Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

Желание приносить пользу людям.

Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Лист ответов

А Б В
Ответы Ответы Ответы
3   5   1  
4   8   2  
7   11   6  
17   14   9  
18   15   10  
19   16   12  
21   20   13  
24   23   22  

Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии

Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:

  • в столбце А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
  • в столбце Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
  • в столбце В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Обоснование выбора специальности.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия:

Вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств - интеллектуальных, физических, личностных.

Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость[5].

Приведем пример обоснования:

"С раннего детства меня интересовали машины, механизмы, различного рода устройства. С годами интерес не уменьшился, а возрос. Я получаю огромное удовольствие, собирая и разбирая механизмы, ремонтируя велосипед, мотоцикл. Поэтому очень бы хотел, чтобы моя будущая профессия совпадала с моими интересами. Тестирование показало мой высокий интерес к профдеятельности в области "человек-техника". Уровень знаний и умений в этой области высокий. "Человек -художественный образ", "человек- знаковая система", "человек-человек" и "человек-природа" - области среднего уровня знаний. Опросники профпредпочтений дали следующие рекомендации по выбору профессии: инженер, конструктор, механик, машинист, механик. Уровень самоопределения высокий. Таким образом, мои личные интересы совпадают с результатами профконсультации. Так как я живу в железнодорожном поселке и хотел бы продолжить семейную традицию, решил выбрать специальность "техническая эксплуатация подвижного состав железных дорог" (локомотивы).

Составление личного профессионального плана согласно предложенной схеме.

Профессиональный план - обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста [3].

Примерная схема личного профессионального плана

Главная цель. Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться.
Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.
Пути и средства достижения цели. Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).
Внешние сопротивления на пути достижения цели. Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей.
Внутренние условия достижения цели. Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.
Запасные варианты и пути их достижения. Например: "Не пройду по конкурсу в техникум - попробую поступить на ту же специальность в ПТУ" и т. д.

Конечно, профессиональный план - это не перечисленные на листке бумаги пункты мероприятий, а мысленное представление будущего.

Поскольку профессиональный план - не вещь, а представление, то личное в нем зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его характера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, отрывочными или фантастическими. Пока это только планы, следует проанализировать их всесторонне, обдумать также различные приемлемые и возможные варианты.

Профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и профессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуациях.

Успешно составленный профессиональный план - это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.

Литература:

  1. Мотивы выбора профессии. Л.В. Пенкрат. Минск "Народная асвета", 1986г.
  2. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзамену. 9-11 кл. М.Ю. Савченко. Москва, издательство ВАКО, 2006 г.
  3. Профориентационная поддержка старшеклассников. Т.В. Черникова. Москва, издательство "Глобус", 2006 г.
  4. Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов. Составление, редактирование и комментарий к.п.н. Т. В. Черниковой, Волгоград, Издательство "Учитель", 2006г.
  5. Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника, Г. В. Резапкина, Москва, Издательство "Генезис", 2005г.