Цели урока:
- закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;
- развитие умения правильно писать окончания имен существительных 1,2,3 склонений;
- исследование употребления безударных окончаний у существительных 1, 2, 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах, использование алгоритма и составление таблицы;
- развитие поэтического интереса, самоконтроля;
- привитие патриотизма, любви к русской поэзии.
Оборудование: толковый словарь Ожегова, портрет А.С.Пушкина, демонстрационные карточки по родительному, дательному и предложному падежам, карточки с окончаниями е, и, индивидуальные карточки с разными уровнями сложности, загадки.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока
Учитель: Как это интересно — проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск.
Вот и на уроке мы будем закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи, развивать умения правильно писать окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.
(под музыку океана)
Учитель: Спишите образец в тетрадь и отгадайте зашифрованное слово (поэт).
Дайте лексическое значение этому слову (2 учащихся - своё понимание этого слова, 1 ученик — по словарю Ожегова).
Назовите поэта, кому принадлежат эти строки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Дети: Эти строки принадлежат русскому поэту А.С. Пушкину.
Учитель:(вывешивает портрет А.С.Пушкина)
Он нам хорошо знаком по поэтическим произведениям на уроках литературы. Если бы этот гениальный человек не владел бы знаниями русского языка, то не смог бы оставить нам в наследие свои сказочные произведения.
Сейчас я проверю, как вы хорошо знаете его произведения.
2. Словарная работа
(дети пишут в тетрадях, вслух объясняя все орфограммы)
Учитель: Кто был «сторожем на спице»? (петух)
Обведите кружком мягкую согласную.
Что за предмет передвигал в море ветер? (кораблик) Обведите кружком гласную во 2 слоге.
Как звали сына Салтана? (Гвидон)
Обведите кружком парную согласную к звуку [т].
К кому обратился Елисей в третий раз, когда искал царевну? (ветер)
Обведите кружком ударную гласную.
Из чего делали доспехи в Древней Руси для Черномора и его войска? (железо)
Обведите кружком всегда твердый звук.
Учитель: Найдите лишнее слово. (Гвидон) Почему? (имя собственное)
Соберите слово из выделенных кружочком букв (падеж).
3. Новая тема
Учитель: Сегодня на уроке вы будете исследователями и объектом нашего исследования будут безударные падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Вопрос № 1
Как различать Родительный, Дательный и Предложный падежи? Разберите все карточки по падежам. (Работают 3 ученика на доске)
Сравните смысловые вопросы в Родительном, дательном и Предложном падежах. В чем различие и что общего?
Вопрос № 2
Можно ли различать падежи по смысловому вопросу где? (нет)
А как определить падеж существительного? (добавить падежные вопросы + предлоги)
Учитель: Мы смоделировали схему различия Родительного, Дательного и Предложного падежей.
А теперь откройте учебник на стр. 100 и прочитайте мнение ученых-филологов по этому вопросу (2 ученика).
Что вы обнаружили? (работа с правилом)
Учитель: Чтобы определить, какое безударное окончание у существительных в этих падежах нужно писать, какую смысловую операцию нужно выполнить?
Удобно? (нет)
Предложите версию, при которой мыслительную деятельность можно сократить? (использовать слова-помощники - алгоритм)
* Учитель дополняет таблицу на доске склонением:
|
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Род. п. Кого? Чего? |
|
|
|
Дат. п. Кому? Чему? |
|
|
|
Пред. п. О ком? О чем? |
|
|
|
|
земля |
стол |
степь |
Назовите слова-помощники (вывешивает).
Учитель: Вам нужно исследовать и доказать, какие безударные окончания существительных пишутся в этих трудных падежах.
(Заполнение таблицы и вывод)
4. Первичное закрепление (по сказкам Пушкина)
Учитель: У каждого на парте лежит листок с заданиями. Задания даны в 3-х уровнях сложности. Каждый из вас пусть выберет такой уровень, с которым он считает, что справится. (Приложение)
(Самостоятельная работа детей на оценку)
1 уровень сложности (низкий):
Спишите, определите падежи выделенных существительных.
Пр.: Они жили в ветхой землянке.
2 уровень сложности (средний):
Спишите, вставьте пропущенные окончания у существительных, определите падеж.
Пр.: Сидит на пристол
3 уровень сложности (высокий):
Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже. Напишите, выделите окончания и укажите падежи существительных.
Пр.: Воротился старик ко (старуха), у (старуха) новое корыто.
(В конце урока сдают тетради)
5. Итог урока
Учитель: К какому результату на уроке мы пришли? (составили таблицу трудных падежных окончаний трех склонений)
Как вам работалось? Как настроение?
А права ли я буду, если подпишу к таблице во 2 скл. окончание "и" зачеркнутое, в 3 скл. окончание "е" зачеркнутое?
Как вы думаете, целесообразно ли проверять слова 2 и 3 склонения?
P.S.
Если осталось время, учитель читает загадки, а дети их отгадывают и пишут в тетрадь отгадки в заданном учителем падеже (родительный, дательный, предложный падежи).