Мониторинг индивидуальной образовательной траектории младших школьников

Разделы: Начальная школа


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Формирование ключевых компетенций необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Психолого-педагогические исследования, да и мой педагогический опыт показывают, что дети осваивают знания и способы деятельности по-разному. Различен темп, уровень, прочность, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, их перенос в иную ситуацию, различно и влияние знаний на развитие личности ребенка. Освоить же определенный минимум должен каждый обучающийся, а реализовать требования стандарта – каждый учитель.

Исходя из выше сказанного, цель моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы создать условия для реализации индивидуальной образовательной траектории младших школьников.

Для достижения данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • Научить школьников планировать собственную образовательную (реализация актуального интереса) и учебную (тренировка навыков) деятельность и выбирать необходимые для нее дидактические материалы.
  • Формировать осмысленное отношение младших школьников к позиции ученика.
  • Использовать мониторинг для отслеживания результатов деятельности учащихся.

Среди множества современных технологий, на мой взгляд, для решения данной проблемы более всего подходит технология, предложенная М. Монтессори.

Образовательный процесс в своем классе строю на следующих принципах:

  1. Создание обучающей предметно – развивающей среды, которая включает в себя помещение класса, оборудованного обучающими и развивающими материалами с учетом возрастных особенностей и сензитивных периодов развития детей, эстетических требований.
  2. Разновозрастной класс детей (6-8 лет).

  3. Представление детям свободы во время занятий:

    • свободы выбора материала;
    • свобода выбора времени и продолжительности работы с материалом;
    • свобода выбора места работы;
    • свобода выбора партнёров для совместной деятельности;
    • свобода общения с учителем или другими детьми.
  4. Создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

  5. Наблюдение как основной метод педагогической деятельности для отслеживания зон ближайшего и актуального развития детей и оказания необходимой помощи в их самостоятельном обучении. Помимо наблюдения мною используются и другие методы отслеживания реализации индивидуальной образовательной деятельности младших школьников. Так как вся работа ведется планомерно, в системе, то есть основание назвать это мониторингом.

Так как темп обучения разных детей одного возраста и одного ребёнка по разным направлениям неравномерен, то я постоянно отслеживаю динамику развития каждого ребёнка. На основе этих наблюдений планирую образовательную программу на год, исходя из возможностей всего класса и каждого отдельного ребёнка. Таким образом, складывается индивидуальная траектория развития ученика.

Наполненность и верхняя граница получаемых при этом знаний зависит от индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка. Моя задача – предоставить возможность получения индивидуального для каждого ребёнка объёма информации, усвоения и закрепления полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.

Важным видом моей деятельности как педагога является контроль и мониторинг индивидуальных результатов участия детей в образовательном процессе. Целью контроля за учебным процессом является обеспечение выполнения государственного стандарта образования. В учебной деятельности считаю уместным контроль за различными показателями в овладении общими знаниями, умениями и навыками. Они имеют определенную динамику, которую необходимо удерживать в заданных параметрах.

Для контроля учебных достижений ребёнка использую следующие формы:

  • контрольные работы (тематические, итоговые),
  • штрих – карты,
  • маршрутные листы.

Штрих – карты заполняем совместно с учеником дважды в год - в конце первого и второго полугодия. В начале учебного года обязательно знакомлю ученика с учебным планом, представленным в картах. Данные карты помогают:

  • выявить трудности ребёнка в усвоении обязательного минимума;
  • найти пути корректировки программы;
  • чётко обосновать требования, предъявляемые ребёнку;
  • осмыслить критерии выбора вариативных учебников.

Штрих - карты позволяют ученику планировать свою деятельность с учётом поставленных целей; учителю – отслеживать учебную траекторию ученика, ориентироваться на выполнение базисного учебного плана.

Маршрутные листы для ученика являются своеобразным путеводителем, позволяющим ориентироваться в предметной среде. В маршрутные листы заносятся учебные темы, освоение которых ребенок планирует, исходя их своего интереса. Учебный материал, заложенный в маршрутных листах, выстроен в логике от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Как только работа по теме выполнена верно, в маршрутном листе появляется дата выполнения этого задания. Контроль осуществляется учителем. Маршрутный лист является средством, с помощью которого ребёнок в состоянии:

  • планировать свою учебную деятельность;
  • выбирать материал для приобретения определённого навыка;
  • видеть собственное продвижение по теме относительно других одноклассников.

Целью мониторинга является отслеживание становления психических новообразований у учащихся, выявление продуктивных образовательных форм, сбор аналитического материала о реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Мониторинг образовательного процесса обеспечивается методом наблюдения за свободной работой детей. Для этого использую:

  • Дневник наблюдения, что является способом оформления ежедневных наблюдений за детьми. Из него видна зона актуального интереса каждого ребёнка. Анализ данных помогает мне при планировании индивидуальных уроков, обсуждении дальнейших планов с ребёнком и при беседе с родителями.
  • Индивидуальные карты развития – способ оформления наблюдений за развитием ребёнка в разных его проявлениях (физическом, умственном, психическом и социальном) Здесь отслеживается:
    1. Социальное развитие и игра;
    2. Умение пользоваться справочной литературой;
    3. Распределение деятельности по времени;
    4. Готовность вступать в работу с новым материалом;
    5. Организация партнёрских отношений в игровой и учебной деятельности.

    Регулярные наблюдения за детьми с помощью карт развития помогают мне выявлять способности детей в приобретении определенных навыков. Зная результаты деятельности ребенка, я могу спланировать индивидуальные занятия детей.

  • Дневник самооценки – позволяет ученику зафиксировать свой образовательный маршрут. Ежедневное оценивание сначала проводит сам ребенок, а затем я. Если результаты не совпадают, то с ребенком проводится индивидуальная беседа. Критериями оценки являются: способность делать выбор, понимание учебной задачи, сосредоточенность, умение работать в группе, результаты работы, творческий подход к работе, предъявление результата работы коллективу. Дневник самооценки помогает ребёнку адекватно представлять свои возможности и осуществлять ответственный выбор.

Выводы:

  1. Выстраивая совместно с педагогом индивидуальную траекторию движения в образовательном пространстве школы и за ее пределами, дети, обучаемые по технологии Монтессори, получают опыт взаимодействия с субъектами среды в различных деятельностных контекстах.
  2. Предложенные формы контроля и мониторинга в своей педагогической деятельности может использовать любой педагог, не зависимо от того, по какой программе обучения он работает.