Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательная: закрепить умения находить в тексте имена существительные, Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое, связь слов в предложении; учить приемам анализа и синтеза. Подвести к выводу: одушевленные имена существительные, когда речь идет о людях и животных отвечают на вопрос “Кто?”; неодушевленные имена существительные, когда речь идет не о людях и животных отвечают на вопрос “Что?”.

Развивающая: развивать умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение; развитие умения работать в должном темпе. Обучение приемам запоминания - смысловая группировка материала. Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах. Развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; формирование связной речи.

Воспитывающая: формирование внимательного и бережного отношения к природе, учить видеть красоту окружающего мира; формирование ответственности перед коллективом; познавательной потребности. Воспитание стремления к творчеству.

Форма урока: интегрированный урок.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс Автор: А.В. Полякова, в 2-х частях, Часть 1, (Москва “Просвещение” 2008 г.). Мультимедиа, Слайды к уроку (с текстом стихотворения С. Есенина “Пороша”, карточки-слайды словарных слов), фотография зимнего леса; аудиозапись “Звуки природы”, тетради.

Ход урока.

Орг. момент.

Задача: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Добрый день! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.

А вот какое у меня настроение.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение. Мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. Слайд2.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постараюсь все понять,
Буду грамотно писать.

Актуализация знаний учащихся.

Задача: подготовить к восприятию новой темы, закрепить умения находить в тексте имена существительные.

Сегодня на уроке, мы отправимся в сказочный лес. Ребята, что вы можете сказать о наступившем времени года. Слайд4,5.

Верно, дети, вы все правы и сегодня на уроке мы отправимся в зимний сказочный лес.

А как нужно вести себя в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Молодцы, спасибо!

Звучит музыка “Звуки природы”, появляется слайд4, 5 с изображением зимнего леса.

Учитель читает стихотворение С. Есенина. Слайд 6.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

На доске слайд с текстом стихотворения.

Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите.

О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Как вы думаете, как человек должен относиться к лесным жителям?

Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.

Наступила зимушка - зима, начало зимы, и др. варианты.

Нельзя кричать, бегать, включать громко музыку.

Нельзя нарушать покой животных, им и так плохо зимой.

Никогда не надо рвать и ломать ветки деревьев.

Можно принести с собой кормушки и насыпать в них корм.

В стихотворении описана зима.

Лес дремлет, лес заколдованный.

Сосна накрылась белой косынкой, ей холодно.

Холодно, вот она и закрылась.

Дятел сидит на суку.

В лесу живут зайцы, медведи, лисы. Там много птиц: снегири, синицы, воробьи, сороки и др. ответы.

Человек должен относиться к лесным жителям бережно. Не убивать их, защищать от браконьеров.

Я читал, что амурских тигров осталось всего 200. Охранять надо, а то вымрут как динозавры. И человек погибнет.

Словарная работа.

Задачи: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные, учить приемам анализа и синтеза.

Посмотрите на слайды 7. Прочитайте слова.

Вет_р, в_рона, в_р_бей, за_ц, м_роз, ин_й, д_кабрьский, р_бята.

Какое задание вы могли бы предложить?

Можно ли проверить написание этих слов?

Как узнать, что вы правильно написали эти слова?

Молодцы, правильно! Задание: спишите слова, проверьте правильность выполнения работы по словарю.

 Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

Это словарные слова, их нужно выучить.

Словарные слова нужно проверить по словарю.

Самостоятельная работа учащихся.

Подумайте и скажите. Какое еще можно предложить задание?

Найдите “лишнее” слово в тексте. Почему оно лишнее?

Почему вы решили, что это имя прилагательное, а не имя существительное? Слайд8.

А какое еще вы можете предложить задание?

Молодцы! Запишите это слово к себе в тетрадь.

Какое слово записали?

Умницы! Посмотрите внимательно на эту группу слов, подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить теперь эти существительные.

Какие слова отвечают на вопрос кто?

Что вы о них можете сказать?

Что интересного заметили? Какие предметы они называют?

Какие слова отвечают на вопрос Что?

Какие это предметы и явления?

Можно ли их назвать живыми? Слайд 9.

Найти “лишнее” слово в тексте.

Лишнее слово “Декабрьский”, это прилагательное, а остальные слова имена существительные.

На прошлом уроке мы определили, что имена существительные обозначают предмет, явления природы. Они отвечают на вопросы: кто? и что?

А это слово обозначает признак предмета.

И др. ответы.

Я предлагаю заменить слово декабрьский на однокоренное

существительное.

Мы записали слово декабрь. Это словарное слово е го написание нужно запомнить.

Эти существительные можно разделить на те, которые отвечают на вопрос кто? и что?

Ворона, воробей, заяц, ребята.

Эти существительные отвечают на вопрос Кто?

Они относятся к теме “Природа”. Я заметил, что это живые предметы.

Ветер, мороз, иней, декабрь отвечают на вопрос что?

Они не живые, у них нет души. Они неживая природа.

Основная часть урока. Задачи: Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Если слово отвечает на вопрос кто? Какие предметы оно обозначает?

А что есть у каждого живого существа?

Как же мы сможем тогда назвать существительные, которые имеют душу.

А если неживые?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Появляется слайд 10. на доске.

Чему вы хотели бы вы, научится, на данном уроке?

Вернемся к нашему стихотворению на доске.

Кто автор данного произведения?

Что вы о нем знаете? Слайд11.

Посмотрите внимательно на текст и найдите в нем имена существительные. Почему эти слова именно существительные, докажите.

На какие две группы можно разделить данные слова?

Правильно, умницы.

Запишите данные слова в два столбика: одушевленные и неодушевленные.

Если слово отвечает на вопрос кто?, оно обозначает живое.

У каждого живого предмета есть душа.

Можно назвать живыми, одушевленными и др. ответы.

У них нет души, они неживые, неодушевленные и др. ответы.

Я думаю, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Находить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Узнать, где нам пригодятся эти знания.

Читают стихотворение. Стихотворение написал С. Есенин. Русский поэт. Он жил в начале 20 века и писал о природе. Есенин очень любил русскую природу.

Имена существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? И что? Их можно разделить на живые и неживые. Одушевленные и неодушевленные.

Работа в тетрадях с комментированием.

Релаксация. Прослушивание музыкального произведения. Учитель читает еще раз произведение С. Есенина, а дети выполняют движения.

Задача: учить слушать музыку, понимать ее, уметь передавать движениями свои чувства и мысли.

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Задачи: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах, действовать самостоятельно.

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают жетоны разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых красные жетоны. Послушайте внимательно. (1 низкий уровень) Вам нужно записать ответы на вопросы.

Вопросы даны на доске (слайды12, 13,14).

Кто может летать? Что может летать?

Кто может плавать? Что может плавать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

Те ребята, у кого желтые жетоны. Вам нужно

(2 средний уровень) придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: “Природа”.

И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны

(3 высокий уровень). Должны составить и записать предложения, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: “Берегите природу”.

Проверка выполнения заданий (устно).

Что такое имя существительное? Какие имена существительные называются одушевленными и неодушевленными?

Зачитайте ответы на вопросы (1 уровень).

Чем похожи эти предложения и чем отличаются.

Проверка заданий 2 уровня. Назовите одушевленные имена существительные по теме: “Природа”.

Назовите неодушевленные имена существительные по теме: “Природа”.

Проверка заданий 3 уровня. Зачитайте предложения на тему: “Берегите природу”.

Работа по уровням обученности.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Имена существительные обозначают предмет, явления природы, отвечают на вопросы: кто? и что?

Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто?, неодушевленные - что?

Орел может летать? Самолет может летать?

Карась может плавать? Лодка может плавать?

Синица стучит в окно? Ветка стучит в окно?

Предложения похожи действиями предметов, но сами предметы отличаются, они живые или одушевленные, и неживые, неодушевленные.

Я записал одушевленные существительные: тигр, волк, рысь, соловей, зяблик. И др. ответы.

К неодушевленным существительным я отнес неживые предметы и явления: вода, море, речка, лес, снег, мороз, метель. И др. ответы.

Лес наше богатство, его нужно беречь!

Не стреляйте птиц, они тоже хотят жить. Не кури в лесу! Ты покурил, а у лисы дом сгорел. И др. ответы.

Работа с учебником “Русский язык” 2 класс А.В. Полякова. Часть 1, страница 117 упражнение 219 .

Задачи: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; закрепить понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные, учить видеть второстепенные члены; развитие лингвистического отношения к слову; обогащение запаса слов учащихся.

Откройте учебник на странице 117, упражнение 219. Слайд15. Прочитайте задание. Как вы справитесь с этим заданием?

Найдите в тексте имена существительные, которые обозначают явления природы. Что заметили? На какие вопросы они отвечают?

Что такое оттепель? Кто знает значение этого слова? Верно, молодцы. Запомните это слово, обратите внимание на то, как оно пишется.

Спишите первую часть текста. Подчеркните имена существительные.

Посмотрите на доску (слайд16). Проверьте, так ли вы выполнили задание.

Поднимите руку, кто выполнил задание правильно. Что вам помогло сделать упражнение верно?

Найдите в тексте второе предложение.

С севера подул студеный ветер.

Определите главные члены предложения и докажите свою точку зрения. Слайд17.

Правильно, умницы.

В тексте встретились новые явления природы. Мы о них еще не говорили: оттепель. Это имя существительное. Отвечает на вопрос что?

Оттепель это когда были морозы, а потом неожиданно стало тепло.

Работа в тетрадях.

Зима, север, ветер, небо, снежинки, сугробы.

Я применил правило, которое мы узнали на прошлом уроке. Существительные обозначают предметы и явления природы и отвечают на вопросы кто? и что?

Устная работа с учебником.

В предложении говорится о ветре. Что? ветер это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.

Ветер что сделал? подул, это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, оно показывает действие предмета.

Закрепление и обобщение знаний.

Задачи: закрепить понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные, через выполнение упражнения учебника.

Дифференцированная работа по уровням.

Посмотрите учебник на странице 118, упражнение 222*. Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Обратите внимание, что упражнение со звездочкой. Кто сможет выполнить задание самостоятельно, может приступать к работе.

Кому необходима помощь, обратитесь к странице 211. Кто сможет сейчас сможет выполнить задание, приступайте к работе.

А если вам не понятно, Каким образом разделить на слова на две группы, ничего страшного. Обратитесь к странице 216 учебника. Слайд 18.

Кто готов приступить к работе над упражнением? Приступайте, будьте внимательны.

Индивидуальная помощь детям.

Проверка выполнения упражнения.

Какие знания, полученные сегодня на уроке, вы использовали при выполнении упражнения 222.

Прочитайте правило на странице115.

Как вы думаете, правильно ли мы с вами сформулировали правило о неодушевленных и одушевленных именах существительных?

Спасибо, умницы.

Читают упражнение.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Показ рукой.

Ответы детей.

Домашнее задание. Закрепить понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные, через выполнение упражнения учебника.

Посмотрите на задание. Знать правило на странице115, упражнение 216. Рассмотрите рисунок. Вам необходимо написать имена существительные в порядке вопросов на рисунке. Добавить три слова в группу неодушевленных существительных. Поднимите руку, кому домашнее задание понятно. Слайд 19.

Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы успешно справится с домашним заданием?

Показ рукой.

Прежде, чем делать упражнение надо правило выучить.

Итог урока. Цель: подвести итог работы, узнать, как усвоили дети новый материал.

Наш урок подходит к концу. Что узнали нового? О чём мы не забудем после этого урока? Что хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке. Как вы оцениваете свою работу? Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? А вот, мое настроение. Слайд 20.

Спасибо за урок. Вы все хорошо работали

Ответы детей.

Работа с карточками настроения.