Урок "Географические координаты: широта и долгота" с использованием модульной технологии

Разделы: География

Ключевые слова: географическая карта, широта, долгота, параллель, меридиан, географические координаты, план местности, полюс, экватор


Ниже представлена разработка урока для 6 класса, рассчитанная на два урока (желательно сдвоенных). Эта распечатка выдаётся каждому ученику и является подробной пошаговой инструкцией для освоения материала.

Географическая карта
Географические координаты: широта и долгота

Общие указания. Материал, лежащий перед вами, рассчитан на два урока и его выполнение будет оцениваться вами самостоятельно. Все задания выполняются в тетради, никаких отметок на этих листах вы не должны делать. Рядом с учебными элементами (УЭ) указано примерное количество минут для выполнения каждого учебного элемента. Постарайтесь уложиться в срок!

Выполнять задания необходимо строго по порядку – с первого по последнее. Оценку «5» получат те учащиеся, которые выполнят правильно все задания. Внимательно читайте задания, не перепрыгивайте через них. Если возникает вопрос, позовите учителя и решите затруднение с ним.

УЭ-0 Общая цель урока.

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

  1. Повторить тему «План местности»;
  2. Узнать, что означают термины «географическая карта», «меридиан», «параллель», «широта», «долгота»;
  3. Понять, чем отличается план местности от географической карты;
  4. Научиться самостоятельно определять широту и долготу любого объекта на поверхности Земли.

УЭ-1. Самостоятельная работа

Цель: письменно проверить ваши знания по пройденной теме «План местности» (на эту работу вы должны потратить не более 7 минут).

I. Выполните задания, представленные ниже. В тетради вы должны записать только номер вопроса и ответ. На вопросы нужно отвечать только по порядку. В том случае, если вы не знаете правильный ответ, можете использовать учебник и атлас.

Задания 

  1. Продолжите предложение: «План местности – это…»
  2. Перечислите известные вам три вида масштаба.
  3. Что такое азимут?
  4. Что называют ориентированием?
  5. Как по плану местности определить стороны горизонта?

II. Проверьте правильность выполнения заданий по ответам, данным в Приложении 1.

III. Переходите к V пункту, если вы не допустили ошибок.

IV. Вернитесь к ранее изученному материалу, если вы допустили ошибки:

План местности (топографический) – §4, стр.10 учебника;

Масштаб и его виды – §5, стр. 12

Азимут - §6, стр. 15, п.3

Ориентирование - §6, п.1, стр. 15

Определение сторон горизонта - §6, п.4, стр. 16

В случае затруднений обратитесь к учителю.

V. Оцените выполнение вами этой работы:

1. Выполнена без ошибок, самостоятельно – 5 баллов.

2. Выполнена с 1-2 ошибками, самостоятельно – 4 балла.

3. Выполнена с ошибками, с использованием учебника, атласа или других подсказок и частично самостоятельно – 3 балла.

4. Выполнена, но с помощью учителя и консультантов – 2 балла.

Поставьте себе оценку в тетради.

VI. Вы хорошо поработали, идите дальше!

УЭ-2. Групповая работа (работа в паре)

Цель: повторить, что такое географическая карта и сравнить между собой план и карту (10 минут).

I. Прочитайте пункт 1 в §10 и найдите определение географической карты. Выпишите это определение в тетрадь.

II. Перенесите в тетрадь таблицу, представленную ниже.

Сравнение плана местности и географической карты

Пункт сравнения Сходства Различия
План местности Географическая карта
1) По площади охвата      
2) По масштабу      
3) По количеству и важности объектов      
4) По условным знакам      

Заполните таблицу, используя учебник (§10, п. 1) и атлас. При ответе необходимо кратко перечислять требуемые признаки.

III. Проверьте выполненную работу друг у друга, исправьте обнаруженные ошибки. Совместно напишите вывод к таблице, в котором будет указано, насколько схожи план и карта и в чём заключено их основное различие.

IV. Оцените свою работу (используя V пункт УЭ-1) и выставьте себе оценку в тетрадь.

V. Вы хорошо поработали, идите дальше!

УЭ-3. Самостоятельная работа

Цель: Выяснить, что такое «градусная сеть», «меридиан», «параллель» и узнать их отличия. (7 минут).

I. Прочитайте §11 (28-29 стр.) до пункта 2 (Градусная сеть на глобусе и карте).

Как видите, в нём НЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЙ «градусная сеть», «меридиан», «параллель».

II. Постарайтесь самостоятельно написать эти определения. Если вы не можете это сделать, проконсультируйтесь у учителя или у соседа по парте.

III. Перенесите схематический рисунок земного шара, приведённый ниже, в тетрадь:

Подпишите на нём основные элементы градусной сети, используя рис.17 (стр.28): Северный и Южный полюса, экватор, меридиан, параллель, а также Северное и Южное полушария. Проверьте правильность выполнения задания по Приложению 2.

IV. Оцените свою работу (используя V пункт УЭ-1) и выставьте себе оценку в тетрадь.

Вы можете приступать к выполнению УЭ-4!

УЭ-4. Работа в группе (паре)

Цель: Выяснить, что такое «географическая широта», «географическая долгота», и узнать их отличия. (10 минут).

I. В §12 на странице 31 найдите определение географической широты и запишите его в тетради. Используя это определение, на схематическом рисунке земного шара, который вы уже зарисовали в тетрадь (смотрите УЭ-3), найдите широту и подпишите её рядом с прежней подписью.

II. В §13 на странице 32 найдите определение географической долготы и тоже запишите его в тетради. Используя это определение, на схематическом рисунке земного шара, который вы уже зарисовали в тетрадь (смотрите УЭ-3), найдите широту и подпишите её рядом с прежней подписью.

III. Перенесите таблицу «Сравнение географических координат» в тетрадь и заполните пробелы в ней.

Сравнение географических координат

Географическая широта Географическая долгота
По сторонам горизонта бывает 1) …………… широта и
2) ……………. широта. Первая располагается к северу от ………………. вторая – к югу от …………………………..
По сторонам горизонта бывает 1) …………… долгота и 2) ……………. долгота. Первая располагается к западу от………………… ………………… вторая – к востоку от………………… ……………….
Изменяется от 0˚ до ……˚ в ……………… и ……………… направлениях от ……………………, который принимают за 0˚. Изменяется от 0˚ до …….˚ в …………….. и ……………. направлениях от …………………. …………………, который принимают за 0˚.
Определить географическую широту точки – значит найти …………………….., на которой она расположена

Определить географическую широту точки – значит найти ……………………., на которой она расположена

IV. Проверьте внимательно таблицу у своего партнёра по парте. Если вы обнаружили у него(неё) ошибки, ВМЕСТЕ исправьте их. Если вы сомневаетесь, правильно ли расставлены ответы, подзовите учителя и выясните непонятные вопросы у него.

V. Оцените свою работу (используя V пункт УЭ-1) и выставьте себе оценку в тетрадь.

Вы хорошо поработали, идите дальше - приступайте к УЭ-5. Успехов!

УЭ-5. Индивидуальная работа

Цель: Подвести итоги урока (5 минут).

I. С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?

II. Что вы научились определять?

III. С какими результатами вы пришли к концу урока?

Сейчас попробуйте оценить свои знания и умения следующим образом:

  1. Я всё понял(а), смогу объяснить материал другому.
  2. Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.
  3. Я понял(а) материал частично.
  4. Я ничего не понял(а).

УЭ-6

Цель: определить индивидуальное домашнее задание (2 минуты).

  1. Вы набрали 15-20 баллов (сумма баллов за УЭ 1-4) – повторить §12 и 13, ответив устно на вопросы, и по желанию выполняете задания 3, 4 и 5 (стр.34) в контурной карте полушарий на странице 1.
  2. Вы набрали 10-15 баллов – вам необходимо изучить ещё раз §12 и 13, ответить устно на вопросы после параграфов. На контурной карте полушарий (стр. 1) выполните задание 4 (стр.34).
  3. Вы набрали менее 10 баллов – вам необходимо ещё раз изучить §11-13, выполняя задания (выделены синим цветом) и отвечая устно на вопросы. На контурной карте полушарий (стр. 1) выполните задание 4 (стр.34). Если у вас возникнут вопросы, вы можете проконсультироваться у учителя после уроков в отведённое для этого время.

 

Приложение 1.

  1. Изображение на плоскости небольшого участка местности в уменьшенном виде при помощи условных знаков. Или: изображение небольшого участка земной поверхности на плоском листе бумаги, в масштабе, с помощью условных знаков. Примечание: допускаются любые другие формулировки, не искажающие смысл.
  2. Линейный, именованный, численный.
  3. Это угол между направлениями на объект и на север, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
  4. Это умение находить направление на стороны горизонта.

Приложение 2.

Экватор разделяет Землю на Северное и Южное полушария.

 

Использованная литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007. – 174 с.
  2. Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / Е.В. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127 с.
  3. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.