Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны - находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.
Необходимо рассматривать возможности контроля и оценки знаний с позиции личностно ориентированного обучения. Под личностно ориентированным обучением я понимаю обучение, которое реализуется посредством совместной деятельности, предполагающей своим внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.
То есть при выборе форм и методов проверки знаний я руководствовалась пониманием важности активной деятельности ученика, превращающего его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
Для осуществления контроля в рамках личностно ориентированного образования необходимо, на мой взгляд, чтобы:
- уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;
- цели, поставленные учителем или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;
- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;
- происходило бы побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
- акцентировалось бы внимание на характер каждого ученика или на особенностях его личности;
- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;
- подчеркивалась возможность решения более трудных задач.
Нетрадиционные формы тематического контроля часто повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом.
Очень эффективной формой повторения ранее изученного материала и систематизации знаний учащихся при подготовке к итоговой аттестации являются так называемые "цветные зачеты".
Данная форма предполагает работу с учащимися почти на каждом уроке в 9 классе. При катастрофической нехватке времени на обобщение материала при подготовке к итоговой аттестации данная форма работы предполагает, что от каждого урока математики нужно "оторвать" 5-7 минут (а когда учащиеся поймут принцип работы, то и меньше). Вначале каждого урока учащимся предлагается карточка из трех заданий (задания составлены из материалов ГИА предыдущих лет). В каждом зачете содержится по 5 вариантов карточек. Каждый зачет проверяет три темы, содержащиеся в кодификаторе ГИА (1 части).
То есть данная форма работы направлена на отработку первой части итоговой аттестации.
Зачеты названы цветными, так как печатаются карточки различных зачетов на бумаге разного цвета, чтобы учителю было удобнее различать карточки одного зачета от другого.
После того, как каждый учащийся написал все пять вариантов первого зачета, выставляется оценка каждому учащемуся по каждой теме. Таким образом, каждый ученик получает по три оценки за один зачет, состоящий из 5 вариантов.
Те учащиеся, которые получили оценку ниже проходного балла по теме (обычно"3"), отрабатывают тему индивидуально и после сдают зачет учителю по расширенной программе (обычно, им предлагается решить десять аналогичных заданий на выбор учителя).
Таким образом, в течение всего учебного года происходит постоянное повторение материала, входящего в экзамен. Темы, входящие в зачеты берутся из спецификации экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса
Например, темы зачетов:
Умение сравнивать рациональные числа.
Владение понятием квадратного корня.
Вариант 1.
Даны числа ; ; ; . Соедините чертой каждое число с соответствующей ему меткой.
----------\---------\------------\-----------\-------
0,053
2) На координатной прямой буквами отмечены числа : . Какое из чисел соответствует метке М?
------\------\---------\-------
К М
Р
3) Какое из следующих выражений тождественно равно произведению ?
1) 2)
3) 4)
Вариант 2.
1) Выберите наибольшее из чисел: ; 3,38; ; .
2) На координатной прямой буквами отмечены числа: . Соедините чертой каждое число с соответствующей меткой
------\------\---------\----\------\------\--
0
1
3) Какое из следующих выражений тождественно равно произведению ?
1) 2)
3) 4)
__________________________________________________________________
Вариант 3.
1) Укажите наименьшее из чисел .
2)Найдите значение выражения .
3) Какое из следующих выражений тождественно равно произведению ?
1) 2)
3) 4)
_________________________________________________________________
Вариант 4.
1) Расположите числа в порядке возрастания
2) Вычислите .
3) Какое из следующих выражений тождественно равно произведению ?
1) 2)
3) 4)
Вариант 5.
1) Укажите наибольшее из чисел .
2) Какое из данных выражений не равно : А. Б. В. Г.
3) Какое из следующих выражений тождественно равно произведению ?
1) 2)
3) 4)
__________________________________________________________________