"О чем расскажут вещи". Урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей своего народа, используя краеведческий материал.
  2. Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, любовь к дому.
  3. Развивать коммуникативные качества, память, внимание, мышление.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы, музейные экспонаты, макет дома.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие

– Здравствуйте, девицы красные! Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, люди добрые!

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
И однажды вышел спор
Заявил мне дед Егор:
«Что он загадки загадает,
А их никто не угадает»

- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

- Тогда давайте деду Егору покажем, как вы умеете отгадывать загадки.

- Вы готовы?

- Тогда первая загадка: (слайд 1)

Ног нет,
А хожу,
Рта нет,
А скажу:
Когда спать,
Когда вставать. (часы)

Четыре брата
Под одной крышей стоят. (Стол)

Идёт пароход,
То взад, то вперёд.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (утюг)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.(замок)
Сам деревянный,
А голова железная. (молоток)

II. Знакомство с новым материалом.

1. Тема и цель урока.

- Молодцы!

- Ребята, как мы можем назвать всё это одним словом?

- Правильно вещи.

- А кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (слайд 2) Как выдумаете, о чём могут рассказать вещи?

2. Объяснение нового материала с элементами беседы.

- Поговорим о вещах, сопутствующих человеку всю жизнь и помогающих понять и узнать человека, его образе жизни. К таким вещам относятся одежда и посуда, орудие труда и, конечно же дом, обстановка в доме.

- Ребята, подберите к слову «дом» синонимы.(т.е. слов близких по значению) (Слайд 3)

(изба, терем, квартира, хоромы, усадьба, особняк)

- Молодцы!

- Когда-то древнерусское слово «истьба», или «истобка» обозначало отапливаемое помещение – комнату.

Избы рубились из деревьев хвойных пород. Обычно изба состояла из двух половин: кухни и светлой парадной комнаты –горницы, в которой по праздникам собиралась вся семья. (слайд 4)

Самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже поговорка была: « Плясать от печки» ( то есть начать с главного) Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно.

- Какую роль играла печь в старину? В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи.

Печь занимало почётное место в доме, относились к ней с уважением.

Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печь.

III. Физкультминутка.

Мы сегодня рано встали.
В лес за ягодой пошли.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Ягод много мы нашли.
Мы тихонечко присели
Стали дружно собирать.
Это ягодка, чур, мне.
Это ягодка, тебе.
Ой, как много мы собрали.
Мы немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.

IV. Продолжение нового материала.

1. Хозяйка нам спасибо сказала. Я надеюсь, что она испечёт вкусные пироги.

- Ребята, а кто из вас знает, а в какой посуде хозяйка могла сварить кашу или щи?

Молодцы! В глиняных горшках или в чугунке – сделанного из чугуна. (показываются предметы)

Хозяйка с помощью ухвата достает из печки чугунок. А, чтобы можно было помыть руки рядом около печки висело полотенце и рукомойник (показать)

По диагонали от печи в доме находился Красный угол. Это было самое святое место – в нём помещались иконы. (показать) Стол ставили в Красном углу, вдоль стояли лавки и скамьи.

- Ребята, а как вы думаете лавки и скамьи – это одно и то же? Кто знает, чем они отличаются?

Лавки делались широкими и крепились к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели и их можно было передвигать. Под лавками стояли сундуки, где хранили разное добро. Вот и вся мебель.

2. Парная работа.

Ребята, сейчас я вам предлагаю снова немного отдохнуть и пофантазировать. У вас на партах лежат листочки, на которых написаны старые вещи. Вам нужно старую вещь, заменить современной, которой вы пользуйтесь сейчас.

  • Рукомойник –
  • Лапти –
  • Сундук –
  • Лавка –
  • Полати – деревянный настил, устраиваемый под потолком между печкой и стеной
  • Свеча –
  • Телега –
  • Гребень –
  • Чугунок –
  • Ухват –

Молодцы!

- Как вы думаете, а чем занимались наши предки славяне?

Женщины не только готовили еду, но и пряли. Учились прясть ещё детьми – лет с 8-9, а потом с прялкой не расставались всю жизнь. (Показать прялку) Девушкам прялку часто дарили женихи. Существует несколько видов прялок. Об одной из них была даже сложена народом загадка : « На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу». Из липы, делалось донце, на которое пряха садилась, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретено.

Потихоньку наше путешествие в прошлое подходит к концу. Мы с вами сегодня узнали, много старинных вещей, увидели, как выглядел дом у славян. А сейчас проверим, насколько вы внимательны были на уроке.

3. Индивидуальная работа учащихся

Перед вами на парте лежит картинка, посмотрите, и определите, что лишнего нарисовал художник в доме у славянина. Лишние вещи раскрасьте цветными карандашами. ( просмотр слайда).

4. Работа со сказочным текстом.

Длинными зимними вечерами любили дети сказки слушать.

  • Послушайте сказку и назовите старинные вещи, которые встретились в тексте (Звучит сказка.). (Приложение №1)
  • Молодцы!

V. Итог урока. Рефлексия:

- Так о чём же могут рассказать нам вещи?

- Какую роль, по-вашему, играют старинные вещи для современного человека?

Сегодня на уроке мы были как одна дружная семья. Я предлагаю вам закончить предложения: Сегодня на уроке «Я»…. Сегодня на уроке «Мы»….

- Ребята, а скажите, что нужно, чтобы дом был надёжной опорой?

Завтра день Святого Валентина. Это день всех влюблённых. Я хочу подарить вам частичку своего сердца и пусть в ваших домах царит дружба, понимание и любовь.

Спасибо вам за урок!

Презентация.

Приложение 1.