Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению.
Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Проблема развития познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике. Необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их работы в полную меру сил и возможностей. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Познавательная активность включает:
- Мотивы и цели деятельности.
- Интерес к предмету.
- Внимание к изучаемому объекту.
- Волевые усилия.
- Положительные эмоции.
- Творческую самостоятельность.
- Владение необходимыми способами и приемами познавательной деятельности.
- Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
Какие же методы обучения обеспечивают познавательную активность учащихся.
Среди приемов и методов обучения применяемых в школьном курсе математике, можно отметить:
- Привлекательная цель.
Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он выполнит то учебное действие, которое планирует учитель.
- Удивляй!
Учитель знает, что удивление привлекает внимание и стимулирует работу ума.
- Лови ошибку!
Учитель при объяснении материала намеренно допускает ошибки.
- Отсроченная отгадка.
Интересную задачку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.
- Своя опора.
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
- Задание массивом.
Задается большое количество задач в рамках изучаемой темы. Например дается 50 задач и проводится соревнование между учениками. Результаты заносятся в таблицу.
Ф.И. ученика | Кол-во решенных задач |
Здесь наблюдается важный психологический эффект – самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации.
- Особое задание.
Учитель дает ученикам дополнительные задания:
– составить кроссворд;
– придумать интересную задачу;
– создать презентацию;
– написать реферат;
Познавательная активность при изучении курса математики требует ежеминутного управления творческой деятельностью школьников, постоянного их интереса к предмету. Поэтому увеличиваются требования к современному уроку математики. Рассмотрим разнообразные по назначению уроки, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся.
- Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, КВН, ролевая игра, кроссворд, викторина и другие);
- Уроки исследования, мозговая атака, интервью и т.д.;
- Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости);
- Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, устный журнал);
- Уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-путешествие);
- Уроки с элементами историзма (урок об ученых и другие);
- Уроки с применением информационных технологий.
Уроки с применением информационных технологий – это отражение весьма активного процесса компьютеризации экономики и всех сфер нашей жизни. Уроки этого типа привлекают учащихся, работа на компьютерах создает у них положительный эмоциональный настрой к учебе. Информационная технология обучения, основанная на применении компьютеров, позволяет по-новому решить многие педагогические задачи. В частности, в настоящее время разработано достаточно много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал в темпе, который каждый ученик сам подбирает для себя в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями. Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств). Компьютер позволяет провести экспресс – диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов соответствующую коррекцию.
Использование компьютерных технологий в преподавании влияет на оценочно – мотивационную сферу личности. Если они используются на уроках очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. И наоборот, частое их использование приводит к потере учащимися интереса к ним. Частота и длительность применения компьютеров в учебном процессе определяются возрастом учащихся и необходимостью использования в познавательной деятельности.
Постоянное наблюдение за развитием личности каждого школьника и соответствующее его потребностям моделирование урока помогает ученику найти свое поле учебной деятельности, и тогда он получает возможности самореальзоваться и развиваться, достигая конкретных успехов. А это, пожалуй, самое важное, ибо только успех и порождает желание учиться и совершенствоваться.
Практические наработки.
а) Математические ребусы.
Чему равны х, у, и ?
б) “Ромашка”
(Можно использовать при сложении, умножении обыкновенных дробей)
в) Соедините линиями выражения, соответствующие друг другу.