Формирование познавательного интереса на уроках математики

Разделы: Математика


Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению.

Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Проблема развития познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике. Необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их работы в полную меру сил и возможностей. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Познавательная активность включает:

  1. Мотивы и цели деятельности.
  2. Интерес к предмету.
  3. Внимание к изучаемому объекту.
  4. Волевые усилия.
  5. Положительные эмоции.
  6. Творческую самостоятельность.
  7. Владение необходимыми способами и приемами познавательной деятельности.
  8. Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Какие же методы обучения обеспечивают познавательную активность учащихся.

Среди приемов и методов обучения применяемых в школьном курсе математике, можно отметить:

  • Привлекательная цель.

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он выполнит то учебное действие, которое планирует учитель.

  • Удивляй!

Учитель знает, что удивление привлекает внимание и стимулирует работу ума.

  • Лови ошибку!

Учитель при объяснении материала намеренно допускает ошибки.

  • Отсроченная отгадка.

Интересную задачку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.

  • Своя опора.

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

  • Задание массивом.

Задается большое количество задач в рамках изучаемой темы. Например дается 50 задач и проводится соревнование между учениками. Результаты заносятся в таблицу.

Ф.И. ученика Кол-во решенных задач
   
   

Здесь наблюдается важный психологический эффект – самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации.

  • Особое задание.

Учитель дает ученикам дополнительные задания:

– составить кроссворд;

– придумать интересную задачу;

– создать презентацию;

– написать реферат;

Познавательная активность при изучении курса математики требует ежеминутного управления творческой деятельностью школьников, постоянного их интереса к предмету. Поэтому увеличиваются требования к современному уроку математики. Рассмотрим разнообразные по назначению уроки, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся.

  1. Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, КВН, ролевая игра, кроссворд, викторина и другие);
  2. Уроки исследования, мозговая атака, интервью и т.д.;
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости);
  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, устный журнал);
  5. Уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-путешествие);
  6. Уроки с элементами историзма (урок об ученых и другие);
  7. Уроки с применением информационных технологий.

Уроки с применением информационных технологий – это отражение весьма активного процесса компьютеризации экономики и всех сфер нашей жизни. Уроки этого типа привлекают учащихся, работа на компьютерах создает у них положительный эмоциональный настрой к учебе. Информационная технология обучения, основанная на применении компьютеров, позволяет по-новому решить многие педагогические задачи. В частности, в настоящее время разработано достаточно много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал в темпе, который каждый ученик сам подбирает для себя в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями. Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств). Компьютер позволяет провести экспресс – диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов соответствующую коррекцию.

Использование компьютерных технологий в преподавании влияет на оценочно – мотивационную сферу личности. Если они используются на уроках очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. И наоборот, частое их использование приводит к потере учащимися интереса к ним. Частота и длительность применения компьютеров в учебном процессе определяются возрастом учащихся и необходимостью использования в познавательной деятельности.

Постоянное наблюдение за развитием личности каждого школьника и соответствующее его потребностям моделирование урока помогает ученику найти свое поле учебной деятельности, и тогда он получает возможности самореальзоваться и развиваться, достигая конкретных успехов. А это, пожалуй, самое важное, ибо только успех и порождает желание учиться и совершенствоваться.

Практические наработки.

а) Математические ребусы.

Чему равны х, у, и ?

б) “Ромашка”

(Можно использовать при сложении, умножении обыкновенных дробей)

в) Соедините линиями выражения, соответствующие друг другу.