Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.
Оборудование: Соляная кислота, Серная кислота (концентрированная и раствор), лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальная бумага, аскорбиновая кислота, пробирки, инструкция “ТБ при работе с кислотами”, таблица “Кислоты”, таблица “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды”, уксус, кефир, яблоко, лимон, муравьиная кислота, компьютер, мультимедйная презентация.
На доске: карта путешествия по “стране кислот”, модель светофора.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся.
Демонстрируются различные продукты (лимон, яблоко, кефир, уксус, муравьиная кислота) и ставится вопрос: Что общего между ними? Что общего в их составе?
Ответ: В их состав входят кислоты.
Вступительное слово учителя:
“Состав, классификация кислот”–
Так называется этот урок.
Он будет совсем необычным у нас.
Представим себе, что это-не класс.
Отправимся все мы на 40 минут
В страну, где сегодня кислоты нас ждут.
И знанья свои мы в дорогу возьмем.
По станциям этим мы их провезем
На каждой станции их умножим
И в память, конечно, свою заложим.
А чтобы домой нас привез паровоз.
На каждой станции ждет нас вопрос.
Итогом урока будет ответ:
“Не узнавших о свойствах кислот в классе нет”.
– Итак, как вы поняли, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и проверить багаж знаний.
Фронтальный опрос.
– Что называют оксидами?
– Какие вещества называют основаниями?
– С какими летучими водородными соединениями вы знакомы?
–Итак, все готовы к путешествию, вперед!
3. Изучение нового материала. (сопровождается мультимедийной презентацией)
1. Первая станция – “Историческая”.
Дежурный по станции рассказывает историю открытия важнейших кислот. Учащиеся слушают, обсуждают, записывают общий вывод.
Самая первая кислота, которую научился получать и использовать человек, уксусная кислота, серная кислота называется “матерью всех кислот”.
2. Вторая станция – “Дегустационная”.
Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.
! В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус.
Это грубейшее нарушение ПТБ. Но сегодня перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее (в виде исключения) можно попробовать. Кроме того , вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса.
Учащиеся записывают вывод: Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая – сладкая, никотиновая – горькая)
(Поезд отправляется дальше, но красный цвет светофора предупреждает о том, что следующая остановка будет “Правила техники безопасности”.)
3. Третья станция – “Правила техники безопасности”.
Учащиеся знакомятся с “Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами”.
Инструкция по технике безопасности при работе с кислотами.
При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:
- Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
- Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
- Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
- Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать кислоту в воду. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.
Запомни:
Сначала– вода,
Затем – кислота -
! Иначе случится беда!
4. Четвертая станция – “Информационная”.
Дежурный по станции знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями кислот, с формулами, с названиями.
5. Пятая станция – “Индикаторная”.
Заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об истории открытия индикаторов. Затем класс проводит соответствующие опыты и самостоятельно делает вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот. Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении. Данные опытов записывают учащиеся в таблицу:
Формула | Название | Фенолфталеин | Лакмус | Универсальная | Метилоранж |
Нейтральная среда | Б/ц | Фиолетовый | Желтый | Оранжевый | |
H2SO4 | Серная | Б/ц | Красный | Красный | Розовый |
HCL | Соляная | Б/ц | Красный | Красный | Розовый |
HNO3 | Азотная | Б/ц | Красный | Красный | Розовый |
Вывод: Неорганические и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
Обобщаем вкратце пройденный материал по таблице “Кислоты”.
4. Закрепление.
Учитель снимает карточки с названием станции и читает вопрос, учащиеся отвечают на него.
А) Индикаторная станция.
– Какие вещества называются индикаторами?
– Кто открыл индикаторы?
– Какую кислоту индикаторы помогли открыть Р. Бойлю?
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновый.
Ярче сока всех малин,
Кто я ? (Фенолфталеин)
Эта желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет в колбе – щелочь,
Покраснеет – кислота,
Коль нейтральная среда –
Не изменит цвет тогда.
Мы за эти указания
Как зовем ее? (Универсальная)
Б) Информационная.
– Что называется кислотами?
– С какими кислотами вы познакомились на этой станции?
– На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?
В) ПТБ.
– Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?
Г) Дегустационная.
– Что о кислотах вы узнали на этой станции?
– Правильно ли утверждение: “Вещество можно определить по вкусу: если оно кислое – это кислота”?
Д) Историческая станция.
– Как называется первая кислота, с которой познакомился человек?
– Какую кислоту называют “матерью всех кислот”?
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: 20, стр.74, упр.1,2,3.