"Пусть сильнее грянет буря…" Мятежность предреволюционного времени в музыке русского композитора А.Н. Скрябина. Открытый урок в 6-м классе

Разделы: Музыка


Цель – расширение представлений учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества; раскрытие жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров, развитие умения различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Задачи:

  • раскрытие образного строя 12 этюда Скрябина на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развитие навыков исследовательской художественно-эстетической деятельности(подготовка доклада, сообщения);
  • творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении; участие в коллективной исполнительской деятельности (разучивание русской народной песни “Во кузнице”).

Ход урока

Организационная часть: Приложение 1<Слайд 1> ,<Слайд 2> ,<Слайд 3>.

  1. Дети входят и садятся.
  2. Звучит “Песня Единого Фронта” Г. Эйслера.

– С каким историческим периодом связано прозвучавшее произведение?

(Начало XX века – предреволюционная эпоха)

– Что характерно для музыки того времени?

(Острый, упругий ритм; скачкообразные интонации, придающие порой мелодии сходство с разговорной речью)

– Как музыка той эпохи воздействовала на мысли и чувства людей?

(Воодушевляла, вдохновляла, звала за собой)

– Назовите автора.

(Ганс Эйслер – немецкий композитор) <Слайд 4>.

– Музыка каких русских композиторов того времени нам уже знакома? <Слайд 5>.

  1. Н.А.Римский-Корсаков – Шествие из оперы “Золотой петушок”– Образец музыки эпохи I русской революции. Был высмеян царь и посрамлено самодержавие.
  2. С.Рахманинов – II концерт для фортепиано с оркестром.

(Портреты Римского-Корсакова, Рахманинова) <Слайд 6>.

Концерт – (итал. concerto), одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или нескольких солрующих инструментов и оркестра. Происхождение слова “концерт” не вполне ясно. Возможно оно связано с итал. concertare (“согласиться”, “придти к согласию”) или с лат. concertare (“оспаривать”, “бороться”). Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и “партнерства”, и “соперничества”. Впервые слово “концерт” было применено в 16 в. для обозначения вокально-инструментальных произведений, в отличие от термина a cappella, который обозначал чисто вокальные сочинения.

(Пропеть мелодию II концерта С.Рахманинова).

Какой характер музыки? – Приподнятый, возбужденный тон, страстный драматизм; нежная, одухотворенная лирика, мужественная сила и оптимизм.

Во II концерте С.Рахманинова с большой художественной силой и яркостью отражена эмоциональная атмосфера предреволюционной поры, запечатлены героические порывы, вера в торжество светлых жизненных сил, романтические мечты о добре и красоте.

Беседа  “Мятежность предреволюционного времени в музыке русского композитора А.Н. Скрябина”

Взволнованность и напряженность, присущая музыке Рахманинова, еще в большей мере относится к музыке другого русского композитора Александра Николаевича Скрябина. В его музыке много драматизма, напряженности, откровенно революционного пафоса. Талант исполнителя у Скрябина сочетается с талантом великолепного исполнителя – также, как и у Рахманинова. <Слайд 7>.

Сообщение о Скрябине. Скрябин, Александр Николаевич (1872–1915), русский композитор и пианист. Родился 25 декабря 1871 (6 января) 1872 в Москве. Окончив Московскую консерваторию (где занимался, в частности, у А.С.Аренского и С.И.Танеева), Скрябин начал давать концерты и преподавать, однако вскоре сосредоточился на композиторской деятельности. Основные достижения Скрябина связаны с инструментальными жанрами (фортепианными и оркестровыми; в некоторых случаях – Третья симфония и Прометей – в партитуры вводится партия хора). Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической Поэмы огня (Прометей, 1909 – 1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Последним произведением Скрябина стало т.н. Предварительное действо для солистов, хора и оркестра – мистерия, которая, по замыслу автора, должна была объединить человечество (осталась незавершенной).

Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 – начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. На творчество Скрябина оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения. В ярких контрастах музыки Скрябина, с ее мятежными порывами и созерцательной отрешенностью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи.

Этюд соч. №8  №12 А.Н.Скрябина. <Слайд 8>.

Этюд – инструментальная пьеса, упражнение,– для совершенствования технических приемов .

Среди этюдов Скрябина особенно широкой известностью пользуется этюд ре-диез-минор соч.8 № 12 (1893г)

Этюд ре-диез-минор – одна из высших точек скрябинского драматизма, мятежной, протестующей патетики. По воспоминаниям современника Скрябина А.Н. Дроздова, передовая молодежь в начале XX века воспринимала эту пьесу как образ, близкий к “Буревестнику” М. Горького. <Слайд 9>.

(Чтение “Буревестника” М.Горького) <Слайд 10>. Приложение 3

III .Слушание этюда.

  1. Какой характер музыки? – патетика, драматические переживания, мятежность.
  2. Какая мелодия?
  3. Как вы можете описать свои музыкальные впечатления?

Этюд написан в трехчастной форме. Основная тема, порывистая, декламационная, заключает в себе характерные для скрябинской мелодики взлеты с пунктирным ритмом, подчеркивающим каждую кульминационную вершину мелодической линии. Гармонический фон образуют фигурации, усложненные скачками на широкие интервалы.

Вслушайтесь в звучание 12 этюда А.Скрябина:

Это произведение, взволнованное и целеустремленное по характеру, вызывает у нас глубокие и яркие переживания.

Иногда этюд называют патетическим, однако такое название лишь указывает на присущий произведению общий приподнятый тон звучания. Такая приподнятость чувствуется во всем:

  • и в пульсирующем триольном ритме,
  • и в мелодических взлетах,
  • и в порывистости ритмического рисунка мелодии,
  • наконец, в необычайной цельности всей пьесы, которая , хотя и включает в себя три раздела, все же сохраняет единство общей патетической идеи.

Все, что присуще человеку – воля, мужественность, порывистость, страстность,– все нашло воплощение в этой музыке, столь любимой слушателями многих поколений.

Произведения, подобные Двенадцатому этюду Скрябина, обнаруживает одно очень важное свойство музыки – говорить с человеком о нем самом, минуя слова.

И удивительно: слова зачастую оказываются совершенно ненужными, порой они даже мешают. Человек оказывается способным воспринимать и понимать музыку без дополнительных объяснений и комментариев.

Отчего это становится возможным?

Наверное, оттого, что и музыка понимает человека, если способна угадывать его тайные стремления и порывы. Она обращается к человеку напрямую, действуя собственными, только ей присущими средствами, так что, слушая ее, человек как бы заново оценивает свою жизнь, свой внутренний мир, лучше начинает понимать себя.

IV. Разучивание русской народной песни  “Во кузнице”. <Слайд 11>.

Распевание: “Сидит ворон на дубу” “Радуга” – по мажорному трезвучию – опора на дыхание, правильное формирование высокой певческой позиции

Исполнение песни учителем.

  1. Народная или композиторская музыка?
  2. Характер музыки.
  3. Какая мелодия? Чем близка к революционным песням?

– мелодия опирается на острые и размашистые интонации, не выходит за пределы 6 звуков мажорного лада, поется в довольно быстром темпе и в боевом характере; упругий и чеканный ритм; приближается к боевым революционным песням.

I половина текста – наводит на мысль о рабочих, кующих оружие для революционных боев.

II половина песни (по тексту) – превращается в шуточную песню. Так же, как в опере Римского– Корсакова “Золотой петушок”. Острое оружие маскируется сказкой-небылицей.

Разучивание песни:

– Четче и определеннее по форме,

– Решительнее по характеру.

1-я фраза звучит с максимально возможной силой.

V. Оценивание знаний.

Кроссворд  (домашнее задание) – Разобрать. <Слайд 12> (<Слайд 13>). Приложение 2

VI. Вывод. <Слайд 14>.

Дух приближающихся драматических событий витал в атмосфере общества того времени, делая ее по-особенному взволнованной и напряженной.

Страстная жажда духовного обновления , упование на грядущие перемены, радостное предчувствие их, подъем всех демократических сил общества в канун и в годы первой русской революции – все это нашло отражение в творчестве русских композиторов той эпохи.

Жизнь рождает революционную (мятежную) музыку, музыка, в свою очередь, воздействует на жизнь:

Влияет на человека, рождает в нем патриотические чувства и мысли, меняет его отношение к жизни и т. д.

Музыка воздействует на жизнь через человека, и в этом ее огромная, преобразующая сила.

Используемая литература :

  1. Горюнова Л., Маслова Л. Урок музыки – урок искусства. – Москва, 1989 г.
  2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. Учебно-методическое пособие – Москва, Глобус, 2007 г.
  3. Смолина Е.А. – Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006г.
  4. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы.– Москва, ТЦ Сфера, 2005 г.