Урок математики в 4-м классе по теме "Деление отрезка на равные части"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление полученных знаний с использованием ТРИЗ.

Цель: познакомить и сформулировать с учащимися алгоритм построения точек, являющихся серединой отрезка в случаях его деления на 2; 4 и 8 частей, закрепить учащимся и отработать умение решения примеров на деление 2-х  и 3-х значных  чисел.

Задачи урока:

  1. Образовательная
    • совершенствовать умения пользоваться линейкой и циркулем при делении отрезков на равные части
    • закреплять знания нумерации в пределах 1 000 000
    • совершенствовать навык устного счета
    • умение логично анализировать задачи, решать их
    • закреплять умение решать примеры изученного вида
    • формировать интерес к процессу познания
  2.  Развивающая
    • развивать каллиграфический навык письма
    • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы
    • уметь доказывать, аргументировать своё мнение, развивать многообразие психических процессов: мышлениe, память, внимание, воображение, речь, самоконтроль, самооценку, самостоятельность.
  3. Воспитательная
    • создание приятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка
    • формировать качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности
    • развивать активную деятельность учащихся
    • воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях
    • воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, особого отношения, любви к школьному двору

Ход урока

Этапы урока
Содержание
Примечания, задачи этапа
I. Организационный  момент - Ребята, все готовы к уроку? (Да)
- Циркуль? – Здесь!
- Линейка? – Здесь!
- Карандаши и ручки?  ( - Тоже есть!)
- Мы хороший дружный класс?
- Все получится у нас?
(Все получится у нас!)
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
II. Сообщение темы и цели урока Я хочу чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты… чего?
Ученики читают на доске записанную тему.
- Деления отрезка на равные части.
- А как вы думаете, какие задачи нам еще предстоит решить сегодня, исходя из предыдущих уроков?
- Закрепить умение решать примеры на деление двузначных и трехзначных чисел.
- Итак цель и  задачи поставлены, тогда в путь!
Развитие самостоятельности в определении задач и цели урока.
Дети должны знать к чему стремиться, иметь желание преодолеть данную ступень – тему урока, чтобы перейти к следующей. 
III. Диагностика знаний и умений А чтобы  добиться поставленной задачи, нужно хорошенько подразмяться:
- поупражняться в наблюдательности и внимательности, повторении таблицы умножения и деления.

Задание 1
  • Запишите число – количество букв в слове, которое придёт к нам завтра, но уже подкрадывается и чувствуется сегодня
    Весна (5)
  • Увеличьте это число во столько раз, сколько учащихся  в нашем классе сегодня (10)
    50
  • Подойдите к окну, полюбуйтесь приходом весны, обратите внимание на деревья – символ России.
    Садитесь и напишите число 
    соответствующие количеству берез у нас  
    перед окнами (13)
  • Допишите нынешний год  (2008 г.)
  • Все цифры – выстройте по порядку заданий  и прочитайте окончательное полученное число
    550132008
  • Единицы какого класса и разряда отсутствуют?
  • Напишите и назовите предыдущие и последующие числа.
Здание 2

И ёще задача, чтобы повторить таблицу умножения. Слушайте и быстро считайте:
«Вова, играя с ребятами, по неосторожности набил на лбу две шишки. Сколько шишек набьют 100 учащихся нашей школы?»
Прием устного счёта совмещённый с чистописанием, каллиграфией. Закрепление нумерации чисел, повторение классов и разрядов.
Развитие наблюдательности, внимательности, логического мышления – решение задачи на смекалку. Связь с ОБЖ, развитие речи, правила ТБ. Повторения умножения на 100. Задача на смекалку (из жизни класса).
IV. Создание проблемной ситуации. Работа над новым материалом. Закрепление

1. А теперь проверьте свою память.
- Какими геометриче6скими фигурами расчерчен наш школьный двор? (отрезками)
- Какие самые короткие отрезки? (зебра)
- Сегодня ваша задача усложнится тем, что все чертежи вы будете выполнять на нелинованной бумаге.
Начертите несколько полосок (3-4) и разделите на две равные части с помощью циркуля и линейки. В то время как уч-ся чертят:
- А если бы наш двор не был таким чистым, смогли бы мы хорошо увидеть всё? Поэтому нужно уважать труд дворника и свой труд.


2. Начертите отрезок большей длины, это будет место для ребят начальной школы на линейке. Разделите этот отрезок место - для 4х начальных классов поровну.
Кто первый и аккуратно выполнит в тетради, работает у доски, напоминая алгоритм построения точек, являющихся серединой отрезков.

3. Хорошо, начальную школу построили, но надо же не забыть и о старших товарищах. Сколько классов осталось? (7) А еще никого не забыли? (учителей) Всего получается? (8) Начертите еще отрезок и попытайтесь его разделить на 8 равных частей.
Вот такую трудную задачу нам нужно будет сегодня решить.
Подумайте как, это можно сделать.
Все чертят, на нелинованной бумаге.
Первые выполнившие работают у доски.

4. Закрепляют, начертив еще 1-2 отрезка
Развитие памяти. Повторение ТБ при работе с циркулем. Постановка проблемной ситуации. Дети проводят сравнительный анализ, находят отличительные и общие черты. Этап материализации. Выведение алгоритма построения. Обучение умению пользоваться и работать с циркулем.
V. Физкультминутка - Ну если мы решили основную задачу урока, то можно и отдохнуть. Я сегодня приглашаю вас к водопаду: отдохнуть, расслабиться, послушать пение птиц, помечтать. Можно помечтать...
о чём?…
(Вот бы возле нашей школы был искусственный пруд и в нем бы плавали лебеди, как где? Как во дворце у Пашковых в Москве)
Охрана здоровья. Снятие утомленности, поддержание эмоционального настроя. Развитие фантазии. Связь с окружающим миром.
VI. Решение задачи А кто знает сколько в нашем прекрасном бору деревьев? Хотите узнать?
Саша и Вова вчера произвели все подсчеты в бору и составили задачу. Теперь, решив её и вы всё узнаете. А мальчики проверят результат и помогут тем, кто будет затрудняться.

Задача
Всего в бору 192 сосны, их в 48 раз больше, чем ёлок. Сколько деревьев в бору? С. - 192, это в 48 раз больше Е. - ?
1)192:48=4
2)192+4=196(д)
А если все ученики нашей школы посадят ёще по одному дереву. Сколько будет тогда деревьев в бору?
196+149=345(деревьев)
Все задачи мы выполнили.
Личностно-ориентированный подход.
VII. Отработка и закрепление знаний Самостоятельная работа. по группам.

I группа.
Решение примеров в Рабочей тетради № 2 с.16 № 8
Проверка ответов на доске на стикерах.

II-III группы
- Предлагаю вам поработать в парах. И успешность работы будет зависеть от ответственности вашего товарища. Каждый должен будет создать и переслать по «факсу» пример на деление двухзначного и трёхзначного числа своему товарищу. А для этого нужно сначала решить пример на умножение правильно.
Чтобы не подвести товарища, можно проверять ответы на умножение при помощи калькуляторов
Парная форма работы.
Критерий  дифференциации:
- степень помощи, взаимоподдержки, взаимовыручки. Взаимосвязь умножения с делением: деление.
Методы:
1) поисковый
2) частично-поисковый (для учеников среднего и низкого уровня). Активная познавательная деятельность. Развитие самостоятельности.
VIII. Итог урока Самооценка
- Чему новому научились?
- Достигли ли своей цели?
- Довольны ли своей работой?
Какие задачи поставили на бедующее?
Регулирующий момент урока. Учить самостоятельно оценивать работу, yметь ставить задачи на следующий урок. Вызвать чувство радости, удовлетворённости от урока.
Домашнее задание Составить пример в несколько действий ( х : +  - )
Закрепить умение делить отрезки на 4; 8 частей, начертив их друг для друга.