Тип урока: закрепление полученных знаний с использованием ТРИЗ.
Цель: познакомить и сформулировать с учащимися алгоритм построения точек, являющихся серединой отрезка в случаях его деления на 2; 4 и 8 частей, закрепить учащимся и отработать умение решения примеров на деление 2-х и 3-х значных чисел.
Задачи урока:
- Образовательная
- совершенствовать умения пользоваться линейкой и циркулем при делении отрезков на равные части
- закреплять знания нумерации в пределах 1 000 000
- совершенствовать навык устного счета
- умение логично анализировать задачи, решать их
- закреплять умение решать примеры изученного вида
- формировать интерес к процессу познания
- Развивающая
- развивать каллиграфический навык письма
- развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы
- уметь доказывать, аргументировать своё мнение, развивать многообразие психических процессов: мышлениe, память, внимание, воображение, речь, самоконтроль, самооценку, самостоятельность.
- Воспитательная
- создание приятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка
- формировать качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности
- развивать активную деятельность учащихся
- воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях
- воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, особого отношения, любви к школьному двору
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Примечания, задачи этапа |
I. Организационный момент | - Ребята, все готовы к уроку? (Да) - Циркуль? – Здесь! - Линейка? – Здесь! - Карандаши и ручки? ( - Тоже есть!) - Мы хороший дружный класс? - Все получится у нас? (Все получится у нас!) |
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Сообщение темы и цели урока | Я хочу чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты… чего? Ученики читают на доске записанную тему. - Деления отрезка на равные части. - А как вы думаете, какие задачи нам еще предстоит решить сегодня, исходя из предыдущих уроков? - Закрепить умение решать примеры на деление двузначных и трехзначных чисел. - Итак цель и задачи поставлены, тогда в путь! |
Развитие самостоятельности в определении задач и цели урока. Дети должны знать к чему стремиться, иметь желание преодолеть данную ступень – тему урока, чтобы перейти к следующей. |
III. Диагностика знаний и умений | А чтобы добиться поставленной задачи, нужно хорошенько подразмяться: - поупражняться в наблюдательности и внимательности, повторении таблицы умножения и деления. Задание 1
И ёще задача, чтобы повторить таблицу умножения. Слушайте и быстро считайте: «Вова, играя с ребятами, по неосторожности набил на лбу две шишки. Сколько шишек набьют 100 учащихся нашей школы?» |
Прием устного счёта совмещённый с чистописанием, каллиграфией. Закрепление нумерации чисел, повторение классов и разрядов. Развитие наблюдательности, внимательности, логического мышления – решение задачи на смекалку. Связь с ОБЖ, развитие речи, правила ТБ. Повторения умножения на 100. Задача на смекалку (из жизни класса). |
IV. Создание проблемной ситуации. Работа над новым материалом. Закрепление | 1. А теперь проверьте свою память. 2. Начертите отрезок большей длины, это будет место для ребят начальной школы на линейке. Разделите этот отрезок место - для 4х начальных классов поровну. Кто первый и аккуратно выполнит в тетради, работает у доски, напоминая алгоритм построения точек, являющихся серединой отрезков. 3. Хорошо, начальную школу построили, но надо же не забыть и о старших товарищах. Сколько классов осталось? (7) А еще никого не забыли? (учителей) Всего получается? (8) Начертите еще отрезок и попытайтесь его разделить на 8 равных частей. Вот такую трудную задачу нам нужно будет сегодня решить. Подумайте как, это можно сделать. Все чертят, на нелинованной бумаге. Первые выполнившие работают у доски. 4. Закрепляют, начертив еще 1-2 отрезка |
Развитие памяти. Повторение ТБ при работе с циркулем. Постановка проблемной ситуации. Дети проводят сравнительный анализ, находят отличительные и общие черты. Этап материализации. Выведение алгоритма построения. Обучение умению пользоваться и работать с циркулем. |
V. Физкультминутка | - Ну если мы решили основную задачу урока, то можно и отдохнуть. Я сегодня приглашаю вас к водопаду: отдохнуть, расслабиться, послушать пение птиц, помечтать. Можно помечтать... о чём?… (Вот бы возле нашей школы был искусственный пруд и в нем бы плавали лебеди, как где? Как во дворце у Пашковых в Москве) |
Охрана здоровья. Снятие утомленности, поддержание эмоционального настроя. Развитие фантазии. Связь с окружающим миром. |
VI. Решение задачи | А кто знает сколько в нашем прекрасном бору деревьев? Хотите узнать? Саша и Вова вчера произвели все подсчеты в бору и составили задачу. Теперь, решив её и вы всё узнаете. А мальчики проверят результат и помогут тем, кто будет затрудняться. Задача Всего в бору 192 сосны, их в 48 раз больше, чем ёлок. Сколько деревьев в бору? С. - 192, это в 48 раз больше Е. - ? 1)192:48=4 2)192+4=196(д) А если все ученики нашей школы посадят ёще по одному дереву. Сколько будет тогда деревьев в бору? 196+149=345(деревьев) Все задачи мы выполнили. |
Личностно-ориентированный подход. |
VII. Отработка и закрепление знаний | Самостоятельная работа. по группам. I группа. Решение примеров в Рабочей тетради № 2 с.16 № 8 Проверка ответов на доске на стикерах. II-III группы - Предлагаю вам поработать в парах. И успешность работы будет зависеть от ответственности вашего товарища. Каждый должен будет создать и переслать по «факсу» пример на деление двухзначного и трёхзначного числа своему товарищу. А для этого нужно сначала решить пример на умножение правильно. Чтобы не подвести товарища, можно проверять ответы на умножение при помощи калькуляторов |
Парная форма работы. Критерий дифференциации: - степень помощи, взаимоподдержки, взаимовыручки. Взаимосвязь умножения с делением: деление. Методы: 1) поисковый 2) частично-поисковый (для учеников среднего и низкого уровня). Активная познавательная деятельность. Развитие самостоятельности. |
VIII. Итог урока | Самооценка - Чему новому научились? - Достигли ли своей цели? - Довольны ли своей работой? Какие задачи поставили на бедующее? |
Регулирующий момент урока. Учить самостоятельно оценивать работу, yметь ставить задачи на следующий урок. Вызвать чувство радости, удовлетворённости от урока. |
Домашнее задание | Составить пример в несколько действий ( х : + - ) Закрепить умение делить отрезки на 4; 8 частей, начертив их друг для друга. |