Урок-обобщение в 7-м классе по теме "Движение — жизнь"

Разделы: Физика


Тема урока: «Движение – жизнь!».
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Board и электронные маркеры к ней.

Содержание учебного материала

Учитель: определим тему нашего разговора на уроке, разгадав ребус (1 слайд компьютерной презентации).
Ученик: здесь зашифровано слово «движение».
Учитель: мне бы хотелось несколько уточнить тему – тема урока: «Движение – это жизнь!» (2 слайд компьютерной презентации). Как вы считаете, права ли я это утверждая.
Ученик: я согласен с вашей точкой зрения, т.к. все физические тела, окружающие нас находятся в движении. Например, наша планета Земля вращается вокруг своей оси и движется по круговой орбите вокруг Солнца.
Учитель:

Мы разные движенья изучали
Как скорость, путь и время рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья применить
И задачи интересные решить.

В ходе урока мы будем решать разные задачи, находя пути решения. И помогут на этом пути наши приобретенные знания. Сначала вспомним некоторые понятия и термины, изученные нами, разгадывая вместе кроссворд. (Приложение 1 (презентация к уроку слайды 1-10) - проходит работа с анимированным кроссвордом в компьютерной презентации – нажимая на номер понятия, переходим по гиперссылке на слайд с вопросом; по гиперссылке на рисунке-подсказке переходим на слайд с сеткой кроссворда; нажав на первую клетку понятия, видим правильный ответ. И далее аналогично со всеми оставшимися понятиями. Лучше отгадывать, соблюдая нумерацию понятий в сетке кроссворда.)
Итак, начинаем разбираться с заданиями урока.

Задание 1

Учитель: назовите физические величины, являющиеся основными характеристиками движения.
Ученик: основные характеристики движения – это скорость, пройденный путь и время.
Учитель: разберемся с единицами измерения основных характеристик движения. (1 лист конспекта интерактивной доски (Приложение 2 – задания урока файл GWB) и слайды 11-12 компьютерной презентации).


Вы видите 3 столбика – необходимо, записав буквенное обозначение физической величины в овалы под названиями, распределить по столбикам все записанные единицы измерений, выделив в конце основную единицу физических величин в системе С.И.
(задание выполняется в листе заданий в парах, у доски 2 ученика работают электронными маркерами, используя инструмент «выделенный элемент , перемещают единицы измерений в круги под величинами; в конце, используя инструмент «маркер» выделяют цветом основную единицу в системе С.И.)

Задание 2 (2 лист конспекта и 13-14 слайды компьютерной презентации)

Учитель: среди представленных значений, выраженных в разных единицах измерений величин – скорости, пути и времени, найти пары, удовлетворяющие равенствам.

(задание выполняется в листе заданий в парах, у доски 2 ученика - работают электронными маркерами, используя инструмент «выделенный элемент», перемещают записанные величины, выполняя расчеты для соответствия величин знаку равенства).

 

Задание 3: (3 лист конспекта и 15-16 слайды компьютерной презентации)

 

Учитель: поработаем с табличными значениями физических величин – «Скорости в животном мире» на рабочем листе, ранжируйте животных по возрастанию скорости движения, разместив карточки животных в секторах и записав числовые значения скоростей в окно, связанное с сектором.

(задание выполняется в листе заданий в парах, затем к доске вызываются 2 ученика - работают электронными маркерами, используя инструмент «выделенный элемент», перемещают фотографии животных в сектора, используя инструмент «перо» записывают числовые значения и учитывая их по возрастанию).


Задание 4: (4 лист конспекта и 17-18 слайды компьютерной презентации)
Учитель: вспомним, какие виды движения существуют?
Ученик: известна следующая классификация движений: по форме траектории – прямолинейное и криволинейное; по изменению скорости – равномерное и неравномерное.
Учитель: рассмотрите изображения на листе конспекта и классифицируйте их по видам движения.

(задание выполняют у доски 2 ученика - работают электронными маркерами, используя инструмент «выделенный элемент», перемещают фотографии физических тел в сектора – прямолинейное, криволинейное, равномерное, неравномерное; некоторые фотографии могут быть отнесены к двум видам движения, тогда размещаем их на границе секторов).



Задание 5: (лист 5 конспекта и 19-20 слайды компьютерной презентации)

Учитель: мы с вами научились решать задачи. Для работы мы использовали разные сборники физических задач, в которых находятся условия качественных и расчетных задач. Следующее задание позволит вам стать авторами условия задач. Рассмотрите таблицу с недостающими значениями, составьте условие и решите задачи.

(учащиеся работают в парах на листе выполнения заданий, записав краткое условие и решение; к доске выходят первые, решившие электронным маркером, используя инструмент «перо» записывают в таблицу ответы).

Задание 6: (лист 6 конспекта и 21-22 слайды компьютерной презентации)

Учитель: мы с вами уже много знаем о движении – характеристики, их единицы измерения, расчетные формулы, виды, поэтому сможем разобраться в истинности утверждений. Выслушав утверждение, при необходимости перечитав, отметьте на листе выполнения заданий в таблице напротив номера утверждения знаком (+) правильное, а знаком (-) ошибочное.

(для работы используем инструмент «шторка», открывая последовательно утверждения; при проверке к доске выходят 2-3 ученика и, используя инструмент «маркер» выделяем розовым цветом правильные утверждения).

Задание 7: (лист 7 конспекта и 23-24 слайды компьютерной презентации)

Учитель: переходим к графическому представлению движения. Опишите движение тела.

(на листе конспекта 1 ученик с помощью инструмента «линия» - пунктирная откладывает с концов участков движения перпендикуляры на оси, позволяя провести анализ графика, затем идет фронтальный опрос).

Ученик:
0 – 20 сек: тело разгонялось до скорости 100 км/ч
20 – 40 сек: тело двигалось равномерно со скоростью100км/ч
40 - 50 сек: тело снова разгонялось до скорости 150 км/ч.

Задание 8: (лист 8 конспекта и 25-26 слайды компьютерной презентации)

Учитель: по графику зависимости скорости от времени можно охарактеризовать и пройденный путь, что мы сейчас и сделаем, рассмотрев следующий график.

(на листе конспекта 1 ученик с помощью инструмента «линия» - пунктирная откладывает от заданного промежутка времени, предварительно переведя в систему С.И. перпендикуляр на ось времени, позволяя провести анализ графика и расчет; используя инструмент «маркер», выделяем цветом площадь, ограниченную графиком и перпендикуляром).

Ученик: 1 минута в система С.И. 60 секунд. По оси скорости определяем, что тело движется со скоростью 50 м/с. Чтобы найти пройденный путь, умножаем данные величины и находим, что тело за 1 минуту прошло путь 3000 м или 3 км.

Задание 9: (лист 9 конспекта и 27 слайд компьютерной презентации)

Учитель: еще одна задача позволит нам понять, что физические расчеты позволяют разобраться в различных жизненных ситуациях.
(у доски ученик инструментом «перо» производит перевод скорости в систему С.И. и сравнивает полученные значения).

Ученик: скорость 18 км/ч в системе С.И. равна 5 м/с. Для перевода необходимо 18 разделить на 3,6 и получаем 5. 5м/с меньше 12 м/с, поэтому Миша Сашу не догонит.

Учитель:
Вот закончился урок
Знания пошли нам в прок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решать
И ответы получать.
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать.

Учитель: домашнее задание – решить задачу, в которой движущимися телами являются литературные герои приключенческого романа А.Дюма – мушкетеры Атос, Портос и Арамис (10 лист конспекта и 28 слайд компьютерной презентации).

Атос, Портос и Арамис отправились на другой конец Парижа в харчевню «Милости просим», Атос и Арамис – пешком, Портос – на лошади. Прибыв на место раньше своих товарищей, Портос решил подкрепиться жареными рябчиками. Одного рябчика он съедает за 5 минут. Сколько целых рябчиков он съест до прибытия товарищей, если Атос и Арамис шли со скоростью 4 км/ч, Портос скакал со скоростью 20 км/ч, а расстояние до харчевни 5 км?

Разберитесь в еще одном приключении друзей – героев.

Используемая литература:

  1. Н.А. Родина, Е.М. Гутник, И.Г. Кириллова «Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы»; Москва, Просвещение, 1994.
  2. Н.С. Бесчастная «Физика в рисунках»; Москва, Просвещение, 1981.
  3. Н. Г. Антипин «Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах»; Москва, Просвещение, 1974.
  4. М.М.Балашов «О природе»; Москва, Просвещение,1991.
  5. Р.Н.Малафеев «Творческие задания по физике в 6-7 классах»; Москва, Просвещение, 1971.
  6. М.Е.Тульчинский «Качественные задачи по физике в 6-7 классах», Москва, Просвещение, 1976.
  7. В.А.Золотов «Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах», Москва, Просвещение,1975.
  8. Г.Н. Степанова «Сборник вопросов и задач по физике»; Санкт-Петербург, Специальная литература, 1995.
  9. В.И.Лукашик, Е.В.Иванов «Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений»; Москва, Просвещение, 2004.
  10. в.И. Селезнева «Увлекательная физика»; Москва, Новая школа, 1997.
  11. Л.А.Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»; Москва, Вако, 2006.

 

Методические рекомендации по использованию материалов:

В компьютерной презентации «Урок» с 11 слайда по 28 находятся фотографии листов конспекта при использованием инструментов интерактивной доски Interwrite Board. В случае отсутствия таковой можно работать в PowerPoint с помощью панели «фломастер», «выделение» в режиме показа слайдов. При работе с интерактивной доской из презентации используются слайды с 1 по 10 в начале урока, затем переходим в интерактивный режим конспекта урока «задания урока». Для представления о работе обучающихся составлен конспект «выполнение заданий» - (Приложение 2 – выполнение заданий файл GWB). «Карточка выполнения заданий» распечатывается для работы обучающихся на уроке в парах. «Карточка выполнения заданий – ответы» для учителя для организации контроля в ходе урока.

Карточка выполнения заданий урока «Движение – жизнь!»
Дата:
Класс:
Фамилии:

Задание 1: распределите представленные единицы измерения по трем столбикам, выдели в каждом основную единицу измерения данной величины в системе С.И.
время, путь, скорость

Задание 2: среди записанных величин найти соответствующие пары, записав их верным равенством:

Задание 3: используя таблицу «Скорости в животном мире» расположить животных по возрастанию скорости передвижения, заполнив предварительно таблицу:

животное скорость км/ч животное скорость км/ч

акула

30

скворец

74

бабочка

8,3

кенгуру

50

заяц

40

тигр

48

жираф

14,6

улитка

0,005

лиса

14,4

носорог

45

слон

49

лошадь

15

черепаха

0,18

волк

55

белый медведь

30

ласточка

63

гепард

31

гепард

31

бурый медведь

60

олень

75

Выполнение:

животное скорость км/ч

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

Задание 4:
Решить задачи:

тело скорость время путь

1

Вертолет

 

 

 

2

легковая машина

 

 

 

3

тепловоз

 

 

 

Задание 5:
Прочитав утверждение, отметить знаком (+) правильное, а знаком (-) ошибочное:

№ утверждения знак

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

Карточка выполнения заданий урока «Движение – жизнь!» - ответы.
Дата:
Класс:
Фамилии:

Задание 1: распределите представленные единицы измерения по трем столбикам, выдели в каждом основную единицу измерения данной величины в системе С.И.
Время, путь, скорость

Задание 2: среди записанных величин найти соответствующие пары, записав их верным равенством:
108 км/ч = 30 м/с
2,4 км = 2400м
7,2 км/ч = 2 м/с
87 дм = 8,7м
15 мин = 900с

Задание 3: используя таблицу «Скорости в животном мире» расположить животных по возрастанию скорости передвижения, заполнив предварительно таблицу:

животное скорость км/ч животное скорость км/ч

акула

30

скворец

74

бабочка

8,3

кенгуру

50

заяц

40

тигр

48

жираф

14,6

улитка

0,005

лиса

14,4

носорог

15

слон

49

лошадь

45

черепаха

0,18

волк

55

белый медведь

30

ласточка

63

гепард

31

муха

18

бурый медведь

60

олень

75

Выполнение:

животное скорость км/ч

1

черепаха

0,18

2

лиса

14,4

3

носорог

15

4

белый медведь

30

5

заяц

40

6

лошадь

45

7

тигр

48

8

кенгуру

50

9

волк

55

10

олень

75

Задание 4:
Решить задачи:

тело

скорость

время

путь

1

Вертолет

180 км/ч

45 мин

135 км

2

легковая машина

50 км/ч

0,5 ч

25 км

3

тепловоз

24 км/ч

30ч

720 км

Задание 5:
Прочитав утверждение, отметить знаком (+) правильное, а знаком (-) ошибочное:

№ утверждения знак

1

-

2

+

3

+

4

-

5

+

6

-

7

+