Цели:
образовательные:
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков «Т» и «ТЬ».
- Формирование и расширение «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов.
- Знакомство учащихся с главными словами в предложении.
грамматические:
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
- Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
коррекционные:
- Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ» в слогах, словах, предложениях через формирование «семантического поля» слова .
- Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
- Уточнение, расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «телята» и развитие валентностей слов.
- Развитие функции словоизменения.
- Развитие связной речи.
- Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
воспитательные:
- Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе, производить анализ, сравнение, сопоставление.
- Воспитание заботы и любви к домашним животным.
Оборудование: таблицы акустико-артикуляционного образа звуков. Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению «семантического поля» слова, развитию функции словообразования. «Звуковые домики», синие, зелёные кружки. Словарный материал. Картинки домашних животных.
Ход урока
1. Организационный момент
Игра «4-тый лишний»:
- Собака, волк, кошка, свинья.
- Корова, лошадь, осёл, курица.
- Коза, свинья, баран, жеребёнок.
- Овца, коза, лошадь, собака.
- Козлёнок, кошка, щенок, ягнёнок.
(1 – дикое животное; 2 – птица; 3 – детёныш; 4 – животное без копыт; 5 – взрослое животное).
2. Формулирование темы занятия
- В уголке у «Буквоеда» разбросаны буквы в разные стороны.
Логопед даёт задание – из этих букв составить слово:
1-я буква находится в левом верхнем углу – запишите её в тетради.
2-я буква находится в левом нижнем углу – найдите и запишите её.
3-я находится точно в центре.
4-я правее первой.
5-я в правом верхнем углу.
6-я левее пятой буквы.
- Прочитайте, какое слово «Буквоед» разбросал по буквам. («Телята»).
– Назовите первый звук в слове «Телята» («ТЬ»).
– Какой буквой он обозначен? («Т»).
– Есть ли ещё буква «Т» в этом слове?
– Какой звук она обозначает? («Т»).
– Кто назовёт тему нашего занятия?
– Правильно, сегодня мы будем знакомиться со звуками «Т» и «ТЬ» и буквой «Т», которая их обозначает.
- Выделение главного слова.
– Прочитайте ещё раз слово.
– Что оно обозначает? (Телята – это детёныши коровы).
– Определите родовое понятие этих слов. (Это домашние животные).
– Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем занятии? (О домашних животных).
– Слово «телята», на какой вопрос отвечает? (Кто это? – Обозначает живые объекты).
– Выберите «Словечка» для обозначения этого слова.
3. Артикуляционная гимнастика
– Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:
- «улыбка»;
- «заборчик»;
- «вкусное варенье»
(Все упражнения выполняются по 6-8 раз перед зеркалом).
4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.
(Опора на таблицы).
-
При произнесении звука «Т»:
– губы находятся в положении следующего за «Т» гласного;
– зубы сближены, но не сомкнуты;
– передняя часть спинки языка при сочетании с гласными первого ряда (твёрдый звук «Т») прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит. -
При произнесении звука «ТЬ»:
– в сочетании с гласными второго ряда (мягкий звук);
– кончик языка опущен и упирается в нижние резцы;
– смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам;
– весь язык более напряжён;
– мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
– воздушная струя идёт через рот;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Произнесение изолированных звуков «Т» и «ТЬ» с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
- Характеристика звуков.
В «Звуко-буквенном» городке отыскать нужного нам «Звуковечка». (У него сине-зелёная одежда, он без колокольчика в руке, живёт в сине-зелёной квартирке, обозначенной буквой «Т», на Тихой улице в Строительном переулке (название переулков связано с артикуляцией звуков).
– Итак, буква «Т» обозначает согласный, глухой, твёрдый и мягкий звуки.
– Почему согласный?
– Как определили, что глухой?
- Сравнение с образом.
– На что похожа буква «Т»?
Буква «Т» стоит на крыше
Телевизор в доме том.
«Т» в антенну превратилась
И на доме очутилась.
Молоток стучит «Тук-тук!»
Букве «Т» я старый друг.
– Сравните с буквами: «Г» – печатной; «П» – письменной.
(Какими элементами отличаются?)
– Сделайте букву «Т» из проволоки.
Раздаются сигнальные кружки синего и зелёного цвета для обозначения твёрдого и мягкого звуков «Т» и «ТЬ».
5. Произношение звуков в слогах
- Игра «Эхо».
– Я буду мотором, а вы эхом от мотора:
ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ – какой слог лишний – почему?
ТИ-ТЮ-ТЯ-ТЕ-ТА – какой лишний – почему?
ТИ-ТЫ-ТЯ-ТА-КА – какой лишний, объясни!
6. Автоматизация звуков «Т» и «ТЬ» через формирование «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения
- Отгадайте слово:
«Почему корова эта
Маленького роста? –
Отвечает Вове Света:
– Очень даже просто,
Это же – ребёнок,
Это же – (телёнок).»
- Слого-звуко-буквенный анализ слова «Телята».
– Произнесите слово «телята» чётко проговаривая все звуки.
– Сколько слогов в слове? Как вы определили?
– Сколько звуков (гласных, согласных, их характеристика)?
– Поставьте ударение.
– Отметьте в слове звуковые загадки (опасные места – орфограммы).
- Определите место звуков «Т» и «ТЬ» в слове.
– Почему они звучат по-разному (первый - мягкий, второй – твёрдый)?
– Есть ли в этом слове ещё мягкие согласные? Назовите их.
– Вспомните правило: «Гласные 2-го ряда после мягких согласных». (После «Т» слышится «И» – гласная второго ряда, но пишется «Е», т.к. безударная гласная и представляет опасность).
– Повторите правило написания безударной гласной в корне.
– Подберём к слову «телята» родственные слова (вносятся карточки алгоритмы: «способы словообразования»).
- Родственные слова: телёнок, тёлочка, тёлка, телятница, телятник, телятина, телится, телячий (хвост).
– Выберите из них проверочные слова (тёлочка, телится).
– Прочитайте родственные слова, чётко проговаривая звуки «Т» и «ТЬ».
Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ», определение местоположения звуков в словах.
7. Физкультминутка:
«Вышла тёлочка гулять, свежей травки пощипать …»
- Работа с родственными словами.
– К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:
телята телёнок тёлочка телятница телятник телятина телячьи |
пёстрый весёлые трудолюбивая ласковая новый уши свежая |
- Упражнения в согласовании числительного, прилагательного с существительным в игре:
Один(а) | Два | Много |
пёстрый телёнок | ||
трудолюбивая телятница |
- Подбери к словам-признакам слова противоположного значения:
пёстрая весёлые трудолюбивая ласковый новый свежая |
испорченная ленивая сердитый старый грустные одноцветная |
8. Выделение главных слов в предложении
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения из трёх слов.
- Игра: «Кто как кушает?»
– Составьте предложения о том, как и что кушают домашние животные:
Телята пьют воду.
Собака грызёт кость.
Коза щиплет траву.
Кошка лакает молоко.
Корова жуёт сено.
Лошадь жуёт овёс.
– Прочитайте предложение про телят.
Вопросы:
– Что вы составили? (предложение)
– Про кого вы узнали? (про телят)
– Что вы узнали про телят? (телята пьют)
– Что пьют телята? (воду)
– Сколько слов в предложении? (три)
– Произнесите предложение полностью. (Телята пьют воду)
- Выделение из предложений главных слов.
Логопед: «Представьте, что из предложения выпало первое слово.
– Что получилось? (Пьют воду)
– Пьют воду – это предложение? (Нет)
– Что мы не узнали? (Кто пьёт)
– Правильно, предложение не получилось.
– А теперь, пусть выпадет второе слово, что получится? (Телята воду)
– Это предложение? (Нет)
– Что мы не узнали? (Что делают телята)
– А теперь пусть выпадет из предложения третье слово.
– Что получается? (Телята пьют).
– Можно назвать это предложением? (Можно!)
– Это и есть предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными.
Без них, как вы убедились, предложение не получается».
- Ученики получают следующие задания:
– составить предложения;
– определить количество слов в нём;
– найти главные слова;
– поставить к ним вопросы.
Игра: «Кто, какую пользу приносит?»
Корова даёт молоко. Собака служит хозяину. Свинья кормит мясом. |
Кошка ловит мышей. Овца даёт шерсть. Лошадь возит хозяина. |
«Кто за кем ухаживает?»
Доярка доит коров. Конюх кормит лошадей. Телятница поит телят. Пастух пасёт овец. |
Ветеринар лечит животных. Птичница кормит кур. Свинарка чистит поросят. |
9. Составь по плану рассказ о любимом животном
- Кто это?
- Назови части тела животного.
- Где живёт? Как называется его дом?
- Чем питается? (травоядное или хищное)
- Как называют детёнышей?
- Как животное передвигается и подаёт голос?
- Какую пользу приносит?
10. Итог занятия.
– С какими звуками работали на занятии?
– Какое слово было сегодня главным? (Телята)
– Что нового узнали на занятии?