Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.
Оборудование: иллюстрации к повести, выставка детских рисунков к повести.
Ход урока
Слайды 2,3,4. Тезисы к уроку, подготовка
к восприятию нового материала.
Анализ художественных особенностей повести
1. Художественная деталь в повести.
На протяжении уроков, отведенных изучению повести Гоголя “Тарас Бульба”, мы неоднократно обращались к понятию художественной детали.
– Давайте вспомним, что такое художественная деталь? ( Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения)
На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.
– Что такое интерьер? ( Интерьер – это внутреннее убранство помещения)
Чтение фрагмента текста.
Слайд 5. Слова из текста, требующие лексического толкования.
Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”.
– Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?
Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.
А) События, изображенные в повести, относятся к
эпохе подъема освободительного движения на
Украине (время бранное, трудное).
Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и
скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а
если её и используют, то для собраний.
В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья,
дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные
чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими
путями.
– Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?
– В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?
Чтение фрагмента текста.
“И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”
Запись в тетрадь.
Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.
2. Роль пейзажа в повести.
– Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи.
– Как вы думаете, о какой художественной детали сейчас пойдет речь?
– Это пейзаж. Пейзаж– это картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Литературный пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.
– Слушается отрывок, записанный на аудио кассете (дорога в Запорожскую Сечь Тараса и его сыновей, описание степи – 2 глава).
Слайд 6. Пейзаж степи.
Демонстрация детских рисунков с пейзажной зарисовкой степи. В своих работах дети смогли увидеть и передать бескрайние степные просторы зелено-золотистой поверхности земли, показать бездонное, безбрежное небо над нею, героев, которых степь принимает в свои объятия.
- Степь для Гоголя – это родная мать, это образ Родины, он восхищается её красотой, верит в её могущество, искренне любит свою родную землю. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами.
Слайд 7. Художественные средства, встречающиеся в данном эпизоде.
– Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.
Запись в тетрадь.
Образ степи важен для понимания главной мысли произведения.
И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.
- Я думаю, ребята, что вы согласны с тем, что в такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем.
Слайд 8. Внимание: о каком герое идет речь?
О………….можно сказать, что он:
Неугомонный – подвижный, шумливый.
Беспокойный – нарушающий спокойствие.
Упрямый – крайне неуступчивый.
Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.
Чтение отрывка “Смерть Тараса” наизусть.
– С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (“Но не старость была виною, сила одолела силу. Мало не 30 человек повисло у него по рукам и по ногам”)
– По какой причине был схвачен Тарас? (Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому)
– Чем являлась для Тараса люлька? (Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы)
- О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?(Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.
Слайд 9. Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен.
Запись в тетради.
Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”.
Звучит украинская народная песня.