Урок-путешествие в 3-м классе по теме "Наши ближние соседи"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

Оборудование: иллюстрации к повести, выставка детских рисунков к повести.

Ход урока

Слайды 2,3,4. Тезисы к уроку, подготовка к восприятию нового материала.

  1. Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
  2. Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  3. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.

Анализ художественных особенностей повести

1. Художественная деталь в повести.

На протяжении уроков, отведенных изучению повести Гоголя “Тарас Бульба”, мы неоднократно обращались к понятию художественной детали.

– Давайте вспомним, что такое художественная деталь? ( Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения)

На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

– Что такое интерьер? ( Интерьер – это внутреннее убранство помещения)

Чтение фрагмента текста.

Слайд 5. Слова из текста, требующие лексического толкования.

Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”.

– Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.

А) События, изображенные в повести, относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине (время бранное, трудное).
Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.
В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

– Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?

– В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?

Чтение фрагмента текста.

“И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”

Запись в тетрадь.

Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.

2. Роль пейзажа в повести.

– Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи.

– Как вы думаете, о какой художественной детали сейчас пойдет речь?

– Это пейзаж. Пейзаж– это картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Литературный пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.

– Слушается отрывок, записанный на аудио кассете (дорога в Запорожскую Сечь Тараса и его сыновей, описание степи – 2 глава).

Слайд 6. Пейзаж степи.

Демонстрация детских рисунков с пейзажной зарисовкой степи. В своих работах дети смогли увидеть и передать бескрайние степные просторы зелено-золотистой поверхности земли, показать бездонное, безбрежное небо над нею, героев, которых степь принимает в свои объятия.

- Степь для Гоголя – это родная мать, это образ Родины, он восхищается её красотой, верит в её могущество, искренне любит свою родную землю. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами.

Слайд 7. Художественные средства, встречающиеся в данном эпизоде.

– Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.

Запись в тетрадь.

Образ степи важен для понимания главной мысли произведения.

И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.

- Я думаю, ребята, что вы согласны с тем, что в такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем.

Слайд 8. Внимание: о каком герое идет речь?

О………….можно сказать, что он:

Неугомонный – подвижный, шумливый.

Беспокойный – нарушающий спокойствие.

Упрямый – крайне неуступчивый.

Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.

Чтение отрывка “Смерть Тараса” наизусть.

– С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (“Но не старость была виною, сила одолела силу. Мало не 30 человек повисло у него по рукам и по ногам”)

– По какой причине был схвачен Тарас? (Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому)

– Чем являлась для Тараса люлька? (Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы)

- О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?(Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.

Слайд 9. Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен.

Запись в тетради.

Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”.

Звучит украинская народная песня.

Презентация