Цель урока: Продолжить изучение состава, свойств кислот; показать связь между свойствами веществ и их применением; обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: растворы кислот, индикаторы, цинк, оксид цинка, гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.
Эпиграф:
Естествознание так человечно,
так правдиво, что я желаю, удачи
каждому, кто отдается ему …
Гете
Маршрут путешествия:
- Станция Познавательная
- Станция Историческая
- Станция Теоретическая
- Остановка “Красный свет”
- Станция Экспериментальная
- Стация Занимательная
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Все, взрослые и дети, любят путешествовать. Вот и сегодня я приглашаю совершить путешествие в новый для вас мир – мир кислот. Все самое важное, новое вы будете записывать в тетради. Это ваш путевой дневник. Откройте тетради и запишите число, тему и маршрут путешествия.
Мы находимся на станции Познавательная. Человек практически сталкивается с кислотами ежедневно. Снег, дождевая вода кажутся на первый взгляд чистыми, но на самом деле в них растворено много примесей: в воде углекислый газ, поэтому дождевая вода является раствором угольной кислоты. А как рождается азотная кислота? Сверкнула молния, азот и кислород вступили в реакцию, образовался оксид NO, затем он окисляется в другой оксид NO2 , далее с водой и кислородом он дает HNO3. Ежегодно с дождями выпадают 100 млн. тонн азотной кислоты, которая удобряет землю.
Много кислот содержатся в фруктах, овощах, молочно-кислых продуктах: яблочная, уксусная, лимонная, щавелевая. С кислотами сталкиваемся не только дома, но и в природе. Если летом присесть в лесу вблизи муравейника, надолго запомните укусы муравьев. Он не только кусается, но и впрыскивает яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты жжется крапива. Многие обитатели лесов используют кислоту в качестве химического оружия. Это пауки, тысяченожки, гусеницы. Но и растения не отстают от животного мира. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее в межвидовой борьбе. Кислоты служат лекарством для животных. Лоси лечатся мухомором, там содержится иботеновая кислота. Но самая значительная функция кислот в природе – разрушение горных пород и образование почвы. Ветер, температура, кислоты превращают гранит в труху (лишайниковая).
Велика роль кислот в организме человека, всем хорошо знакома аскорбиновая кислота Vit C, необходимая для защиты организма от болезней. Аминокислоты входят в состав белков. Велика роль соляной кислоты, которая содержится в желудке человека и животных. Она помогает переваривать пищу, убивает микробы, которые попали с пищей, да и самочувствие человека определяется содержанием кислоты.
Вывод (совместно с учащимися).
Кислоты выполняют следующие роли:
- Защитная
- Являются лекарством
- Удобряют землю
- Участвуют в процессах почвообразования и переваривания пищи.
2. Станция Историческая.
Самой первой кислотой, которую научился получать человек – уксусная. Само слово “кислота” произошло от названия уксуса “ацетум”. Это было 3 тыс. лет назад. Виноградный сок, запасенный впрок, закис, и превратился в уксус. Его стали использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. В России уксусную кислоту называли древесная кислота.
Серная кислота. Человек познакомился с ней в Х веке. Открыл ее персидский химик Абубекер аль Рези. Соли же серной кислоты люди использовали в красильном производстве гораздо раньше. Саму кислоту выделили из купоросов (FeSO4 7H2O), поэтому ее называли на Руси купоросным маслом.
Соляную кислоту и азотную определили в XIV веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную – селитряной водкой. Сразу понятно по названиям, соляную кислоту получили из поваренной соли, а азотную – из селитры с использованием серной кислоты, поэтому серную кислоту стали называть матерью всех кислот.
Угольную кислоту впервые получил XVIII веке Пристли, английский химик и священник.
Для этого он в воде растворял углекислый газ, этот раствор называли содовой водой, которая получила широкое применение в качестве напитка. За это открытие Пристли наградили золотой медалью.
Кратко запишем в тетради:
- CH3COOH – уксусная кислота (“древесная кислота”; 3 тыс. лет назад).
- H2SO4 – серная кислота (Х век, купоросное масло).
- HCl – соляная кислота (XIV век соляный спирт).
- HNO3 – азотная кислота (XIV век, селитряная водка).
- H2CO3 – угольная кислота (XVIII век, содовая вода).
Путешествие продолжается. Следующая остановка.
3. Станция Теоретическая.
Вспомним определение кислот (ответ).
Выполним упражнения по классификации кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H3PO4, H3BO3, HF, HBr, H2S (одноосновные, двухосновные, трехосновные, бескислородные, кислородсодержащие).
4. Впереди красный свет. Проезда нет. Остановка.
Идет проверка правил техники безопасности при работе с кислотами.
Кислоты – химические вещества, вызывающие ожоги, обращаться с ними надо осторожно, соблюдать правила ТБ.
- Хранить в таре, с материалом которой не взаимодействует кислота.
- Не проливать на одежду, кожу рук. Если это случилось – смыть водой, нейтрализовать 5% раствором соды, снова смыть водой.
- Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот.
Опыт: разбавление концентрированной серной кислоты в воде, действие ее на древесину, сахар, хлопчатобумажную ткань.
Вывод: концентрированная H2SO4 – разрушает древесину, сахар, ткани.
5. Станция Экспериментальная.
Изучение физических свойств кислот
Описать свойства кислот.
Химическая формула | Название | Агрегатное состояние | Цвет | Запах | Действие индикатора (лакмус) |
HCl | Соляная | Жидкость | Не имеет | Резкий | Красный |
H2SO4 | Серная | Жидкость | Не имеет | Не имеет | Красный |
6. Занимательная станция.
Опыты:
Взаимодействие с соляной кислоты с цинком, оксидом цинка, гидроксидом натрия, карбонатом натрия, нитрата серебра.(учащиеся с помощью учителя записывают уравнения реакций).
Викторина.
а) Иду на мелкую монету.
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знаю мое имя …(медь)б) Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит
Знает, млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …(йод)в) Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все равно меня не слышат
И постоянно мною дышат
Я главный в воздухе, так вот
Легко меня узнать?! ...(азот)
Заключительное слово учителя.
Учащиеся совместно с учителем обобщают и делают вывод по значение кислот в природе, в жизни человека и их химической активности.
Домашнее задание: составить и решить две задачи по химическим свойствам кислот.