Неопределенная форма глагола

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с начальной формой глагола – неопределённой;
  • Формировать умения находить неопределённую форму глагола;
  • Учить образовывать неопределённую форму с помощью вопроса.

Развивающие:

  • Развивать географическую зоркость, внимание, память;
  • Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащегося.

Оборудование:

1. Рисунки детей “Идёт весна”.
2. Выставка книг “Весна”, “Ива”.

3. Карточка “Грамотей”.

  • Части речи;
  • Ед. и мн. ч.;
  • Настоящее время;
  • Будущее время;
  • Прошедшее время.

4. Стихотворение С.Я.Маршака “Апрель” с заданием у каждого.
5. Карточки для закрепления изученной темы (у каждого).

Прочитай. Спиши. Перед словами, которые обозначают действие, в скобках напиши вопросы “что делать?”, “что сделать?”.

Улица и пешеход.

Переходить улицу можно только при зелёном свете. Сначала надо посмотреть налево. Машины нет – можно переходить. На середине улицы ты должен посмотреть направо. Нельзя играть на проезжей части улицы. Опасно стоять на краю тротуара.

 

Прочитай. Измени слова по вопросам.
Что сделали?

Посадили
Пропололи
Вспахали
Скосили
Собрали
Надоили
Обмолотили
Высушил

Что сделать?

Посадить
...
...
...
...
...
...
...

6. Рефлексия (личики).
7. Игра “Найди, четвёртый лишний”.
8. Цветные карандаши, клей.

Интерактивный метод обучения

I. Проблемный.

- Как заканчивается глагол петь?
- Как называется эта часть слова? (суффикс)
- На какой вопрос отвечает? (что делать?) петь.
- Можно ли определить, кто действующее лицо?
- Когда происходят действия?

II. Интерактивные формы обучения.

1. Предварительная подготовка:

- Прочитайте;
- Продумайте;
- Выполните самостоятельно.

2. Один, вдвоём – все вместе.

Игра “Четвёртый лишний”.

3. Разминки:

- В начале урока – “Пальчиковая гимнастика” (умение слушать друг друга);
- В середине урока – “Физминутка” (совместная работа);
- В конце урока (ценность внимания).

4. Ученик в роли учителя (приём – организатор упражнений).

5. Мини-сообщение про иву.

6. Соревнование: “Кто больше всех слов назовёт на вопрос “что делать?”, “что сделать?”.

(Песочные часы – 1 мин.)

(По рисункам детей “Весна идёт”).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Все легонечко вздохнём
И урок мы свой начнём.

II. Сообщение темы урока.

Загадка:

Я превращаю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня…

(Весна).

Учитель: Да, дети, это весна. Она пришла на урок со своими заданиями. Весна любит трудолюбивых, дружных, весёлых людей, потому что сама такая. Давайте ей покажем дружную работу и вспомним всё, что знаем о глаголе и что нам предстоит узнать нового о нём.

Итак, у нас в гостях весна. Произнесём первый звук в слове весна? [в], а буква вэ.

III. Минутка красивого письма по образцу в тетради.

1) В, в, в.

2) Пальчиковая гимнастика “Здравствуй”.

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок,
Здравствуй, молодой дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!

IV. Предварительная подготовка.

1. Прочитайте загадку.
2. Запишите отгадку.

Апрель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут
Муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

Значение слова “валежник” – сухие деревья и сучья упавшие на землю.

Выделенные слова выпиши вместе со словами, которые обозначают действие предметов.

- Какой частью речи являются выделенные слова?
- Что называется именами существительными?
- Что они поясняют? Слова действия.
- Какой частью речи являются слова, которые поясняют имена существительные? являются глаголы.
- Что мы знаем о глаголе?
- Каким членом в предложении являются? Сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
- Что ещё знаем о глаголе? Изменяются по числам и временам.
- Глаголы в настоящем времени (правило + примеры).
- Глаголы в прошедшем времени (правило + примеры).
- Глаголы в будущем времени (правило + примеры).

V. Работа в тетрадях.

1) Запись числа.
2) Классная работа (выделение орфограмм).
3) Записываем выделенные слова вместе со словами, которые обозначают действие предметов.

Ручьи (что делают?) бегут.
Муравьи (Что сделают?) выйдут.
Медведь (что делает?) пробирается.
Подснежник (что сделал?) расцвёл.
Стали (что делать?) петь.

- Что заметили? (Новый глагол петь).

VI. Постановка проблемы.

Как заканчивается глагол петь?

- Как называется эта часть слова? (суффикс)
- На какой вопрос отвечает? (что делать? Петь)
- Можно ли определить кто действующее лицо?
- Когда происходят действия?
- Как называется тема нашего урока?
- Читаем правило по учебнику стр.88.
- Определим тему урока (неопределённая форма глагола).

Физминутка (проводит ученик).

VII. Физминутка.

Загадка:

Весной пчёлка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к деревьям полетела.

А к какому дереву полетела. Отгадай загадку.

Кудри в речку опустила,
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.

(Ива).

VIII. Работа по учебнику стр.89 упр.566.

Прочитайте текст.

Ива.

Ива – очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть в землю. Ива пустит корни, начнёт расти и ветвиться.

- Какова главная мысль текста?
- О чём сообщает автор, чтобы показать, что ива – неприхотливое дерево?
- Спишите текст. Подчеркните глаголы.
- Какие глаголы стоят в неопределённой форме?

Докажи:

а) Самостоятельное письмо;
б) Проверка (обмен тетрадями);
в) Дополнительные сведения об иве (мини-сообщения детей).

IX. Мини-сообщения.

1)

Ива – крупное дерево семейства ивовых, высотой до 30 м.
Кора – тёмно-серая.
Старые ветви – голые, прямые.
Молодые – опущенные.
Листья – с одной стороны – серебристо-шелковистые, а с другой – гладкие.
Цветёт в апреле – мае.

2)

Дерево служит для закрепления берегов реки и оврагов.
Древесина идёт на изготовление предметов домашнего обихода, бумаги и тары.
Ветви используют для устройства плетней и изголовья корзин.

3) Промышленность получает с ивы краску. Молодые побеги служат кормом для овец, коз и оленей. Является хорошим медоносом.

4)

Лекарственным сырьём служит кора.
Кора ивы обладает вяжущим, кровоостанавливающим, дезинфицирующим, жаропонижающим и противовоспалительным действием.

А теперь, аукцион, подведёт итоги. Кто хорошо отвечает, тот пятёрки получает.

1. Игра “Четвёртый лишний”.
2. Соревнование “Кто больше назовёт слов на вопросы “что делать?”, “что сделать?”.

Рисунки детей “Весна идёт”.

X. Рефлексия.

За что ты можешь себя похвалить? На что необходимо обратить внимание? Что на будущее?

Нравится ли вам открывать тайны нашего языка?

XI. Итог урока.