Цели:
- Познакомить со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф, ф;
- Развивать фонематический слух; внимание, память; мышление. Прививать интерес к чтению.
- Воспитание самостоятельности. Дисциплинированности. Умения работать в коллективе.
Оборудование: букварь, рисунок плана урока, нарисованные силуэты мальчика и девочки, рисунок паровоза.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок! Начинается урок!
Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука, а теперь с твердого согласного звука!
Молодцы! никто не остался без места. Я рада вас сегодня видеть всех вместе. Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Пожелаем успехов на уроке!
А каким бы вы хотели видеть наш урок? (интересным, увлекательным, познавательным)
2. Мобилизирующий этап
Сядьте правильно, сегодня мы продолжим наше путешествие на нашем паровозе по стране звуков и букв. Чтобы наш урок был успешным, проверим внимание!
Сегодня Мудрая сова принесла вам картинки. Посмотрите на них внимательно. Что выздесь видите? (фонарь, фотоаппарат, конфеты, футболка, филин). Что общего в этих словах? (во всех словах есть звуки: [ф], [ф’])
А теперь, посмотрите, что изменилось? (Картинки меняются местами, дети должны запомнить их местоположение)
Назовите, что вы видите на картинках? Подумайте,на какие две группы можно разделить эти предметы? Почему? (Дети должны разделить слова по признаку мягкости и твердости согласных звуков)
Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание.
филин |
фотоаппарат |
конфета |
футболка |
|
фонарь |
Молодцы!
3. Формулирование темы
Опираясь на все сказанное, сформулируйте тему нашего урока.
(Знакомство с буквами Ф и ф)
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- Познакомиться с новыми звуками и буквой, научиться выделять новые звуки в словах и научиться читать слова с буквой Ф.
- Посмотрите на схему на доске и определите, как мы будем работать на уроке и двигаться к намеченной цели.
1. Поработаем по книге. 2. Поработаем в парах. 3. Поговорим с собой, что было понятно или непонятно. |
4. Актуализация знаний
Предлагаю начать урок с игрового поля. Вспомните, как прыгает зайчик по игровому полю? (буквой г)
к |
в |
г |
о |
з |
у |
и |
й |
ы |
а |
? |
б |
К каким буквам придет зайчик, если будет двигаться от буквы «К»?
Известно, что зайчик придет сегодня в гости к неизвестной букве. От какой буквы он может начать движение? (от буквы «в»)
Какая гласная на игровом поле лишняя? Почему? (лишняя гласная и т.к. она показатель мягкости согласных , а остальные гласные являются показателями твердости согласных)
Какая согласная лишняя? Почему? («к» лишняя т.к. она обозначает глухой звук) Есть ли на игровом поле парные согласные? (з г б в)
Итак, мы определили, что на игровом поле есть неизвестная буква. Поднимите руку, кто хочет с ней познакомиться?
В этом нам помогут наши друзья Фая и Федя. (на доске появляются силуэты мальчика и девочки)
Как вы думаете, о каком звуке хочет услышать Фая? Почему? (Она хочет услышать о твердом звуке ф. т.к. ее имя начинается с этого звука.)
А о каком звуке хочет услышать Федя? (Он хочет услышать о мягком звуке ф, т.к. его имя начинается с этого звука.)
Откройте буквари. Из каких слов нам предлагают выделить эти звуки? (фонарь, филин)
Возьмите цветные карандаши. Ребята 1 варианта заполнят схему к слову фонарь, а ребята 2 варианта к слову филин.
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итак, проверим. Что вы можете рассказать о первом звуке в слове фонарь? (этот звук согласный, твердый, глухой, парный)
Что вы расскажите о первом звуке в слове филин? (этот звук согласный, мягкий, глухой, парный)
Молодцы! Вы справились с заданием. Ну а теперь давайте подумаем, какого цвета выберет себе жилетку Фая, а какого цвета Федя?
(Дети наряжают силуэты. Фая наденет синюю жилетку т. к. ее имя начинается с твердого согласного, а Федя зеленую т.к. его имя начинается с мягкого согласного.)
5. Знакомство с буквой
Что нам нужно для того, чтобы обозначить звуки на письме? (Буква)
Кто догадался , какая буква к нам придет на урок? (К нам придет буква эф). Давайте встретим ее.
Физминутка
На что похожа буква ф? (Очки; сова; человек, с согнутыми руками)
Определите место буквы на ленте букв.
Покажем Фае и Феде как мы умеем читать. Давайте причитаем слоги с буквой ф. (Дети читают хором)
Посмотрите внимательно на доску. (на доске изображены рисунки двух улиц) Дети решили прогуляться по городу. По какой улице они пойдут? (Улица фокусников или клоунов) (Дети выбирают)
- По улице фокусников т.к. в названии этой улицы есть звук [ф]
К кому в гости зайдут к Хрюше, к Степашке или к Филе?? (Дети выбирают слово с буквой ф)
Посмотрите, чем их угощали. (дети видят изображения фруктов и конфет ) Что дети выберут? (Фая и Федя выберут и фрукты и конфеты т.к. в том и другом слове есть звуки: [ф], [ф’] )
В пути они встретили необычную машину. Как изменяет слова машина ?
- Машина заменяет одну букву в слове.
(дети изменяют и читают слова).
Флот |
плот |
Форма |
ферма |
Фрак |
мрак |
фазан |
сазан |
Какие слова образуют смысловые пары? Почему? (флот – плот, форма – ферма)
Ну а теперь Фае и Феде предстоит выполнить задания, и они ждут вашей помощи.
Перед ними на пути зашифрованное слово. Помогите им его найти.
а |
ф |
к |
у |
р |
т |
н |
б |
м |
о |
л |
(дети находят слово «футбол»)
- Что такое футбол?
- Прочитайте выражения на доске.
- Фу, футбол! - Во, футбол! - Ну, футбол!
- Поднимите руки, кто из вас любит играть в футбол. Как бы вы сказали об этой игре, выберите выражение и прочитайте с нужной интонацией.
- А кто не любит? Выберите свое выражение и прочитайте.
- А кто к этой игре относится равнодушно? А вы как скажите об этой игре?
А теперь давайте прочитаем стихотворение Г. Сапгира «Футбол» (букварь стр. 120)
Над этим заданием поработайте в парах.
(Дети выразительно читают стихотворение в парах друг другу)
6. Итог урока
Молодцы! Вы справились с заданиями и очень помогли сегодня Фае и Феде. И мы можем отправляться! Покажите, с каким настроением вы возвращаетесь из нашего путешествия.
Дети выбирают настроение и прикрепляют его к паровозу.
- Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?