Цель: Добиваться усвоения знаний на основе их практического применения, выйти на более высокий уровень обобщения, систематизации учебной информации.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме “Меры времени”, “Умножение и деление чисел”, “Решение арифметических задач”, “Соседи восточных славян”, “Основные занятия восточных славян”, “Оборона Руси от врагов”;
- Обобщить материал как систему знаний;
- Научить оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; научить отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Вовлечь в активную деятельность;
- Формировать патриотические качества личности, создать условия для реализации образовательного потенциала;
- Совершенствовать навыки общения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки анализа, обобщения, сопоставления;
- Умения выступать и защищать свою точку зрения;
- Корригировать процессы воспроизведения учебной информации.
Тип урока: урок применения полученных знаний, умений, навыков.
Форма урока: игра.
Организация урока:
- Интегрированный урок по образовательным
областям “математика” – “история”. Урок
проводят два педагога. Рабочее время – 40 минут.
- Класс разделён на группы по 2-3 человека,
предполагается как групповая, так и
индивидуальная и фронтальная деятельность
детей.
- За правильные ответы группа или отдельный
ученик получают жетоны.
I. Орг. момент.
Вступление: Здравствуйте, ребята!
Мы рады встрече с вами. А собрались мы здесь для того, чтобы поговорить о серьёзных вещах.
Что для вас значат слова “Русь”, “Россия”, “Родина”? Должен ли человек любить родину? Знать её историю? Для этого надо обратиться к давно прошедшим дням, истокам русского народа.
- Сегодня у нас с вами необычный урок.
- Сегодня у нас с вами историко – математическая
игра которая называется “Оборона
древнерусского города от кочевников” (Слайд 2).
- Мы перенесёмся в древние времена, на 10 веков
назад.
- Давайте подсчитаем, в каком веке мы окажемся?
(11 век).
Мы оказались в 11 веке на земле древних славян.
II. Постановка цели урока:
Слайд 3. “Соседи древних славян”.
Давайте вспомним: А кто были соседи древних славян? (работа с картой на слайде). На юге от восточных славян жили греки и болгары. На западе располагались ливы и эсты. Финские племена были северными соседями. По берегам Балтийского моря жили скандинавы, славяне называли их варягами. Кочевники были восточными соседями славян.
- Перед вами листочки с заданием. Прочитайте своё задание.
ЗАДАНИЕ: Защитить крепость от кочевников до прихода дружины князя.
Вашим главным оружием должны стать ваши знания по истории России и математике. И ваши умения использовать свои знания при выполнении заданий.
Ш. Актуализация знаний.
Слайд 4,5,6 “Древнерусский город”.
Повторение, беседа “Как был защищён древнерусский город?”
Чтобы защитить город от кочевых племён, вокруг копали глубокие рвы и насыпали высокие валы. Ров наполнялся водой. Через него был перекинут подъёмный мост, который вёл к городским воротам. На ночь ворота закрывали, а мост поднимали.
Крепостные стены строили из крепкого дерева или камня. За стенами горожане укрывались во время нападения врагов. Вдоль крепостной стены стояли высокие крепостные башни.
В центре города стоял княжеский двор, который огораживали крепостью.
Слайд 7. Вот город, который мы будем защищать от кочевников.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
А) Перед кочевниками 3 основных препятствия:
- Ров с валом. – 1 атака.
- Городская стена. – 2 атака.
- Укреплённый княжеский двор с церковью. – 3 атака.
Б) Если вы набираете хотя бы половину жетонов за
правильные ответы – это значит, что вы отбили
атаку врагов.
В) Если вам не удастся набрать половину жетонов –
считайте, что кочевники победили в этом штурме и
продвинулись к следующему укреплению.
ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ:
- Вот он, наш древнерусский город.
- Полчища кочевников у его стен. Жестокие,
сильные, решительные, храбрые воины, они не знают
пощады. Их ремесло – убивать.
- Но на их пути становятся храбрые и отважные
русские воины, защитники своего города, своей
родины, своего дома. Это мы с вами.
Кочевники подошли ко рву, наполненному водой. В бой, друзья!
IV. Основной блок работы.
1 тур: Ров с валом.
“Блиц-опрос”.
(Разыгрывается 15 жетонов, 10 за ответы и 5 за дополнение к ответам).
Вопросы:
1.
И: Назовите предков украинцев, русских и
белорусов (восточные славяне).
М: Назовите первый зимний месяц? (декабрь).
2.
И: Назовите основные занятия восточных славян (земледелие,
рыболовство, охота, собирательство,
бортничество).
М: В одной русской сказке царь послал своего
стрелка за тридевять земель.
Вопрос: Тридевять – это сколько? (3*9 = 27)
3.
И: Назовите племена кочевников – основных
врагов славян (половцы, печенеги, хазары).
М: Все вы знаете, что такое циркуль и зачем он
нужен. А как связан геометрический инструмент
циркуль и кольчуга воина? Кстати, на изготовление
кольчуги у древних воинов уходило 20 000 тысяч
колец и весила кольчуга около 15 килограмм.
4.
И: Что такое язычество? (поклонение
нескольким богам).
М: В Древней Руси деньгами служили серебряные
бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила
меньше 1 гривны, то отрубали половину. Тоже ведь
деньги.
Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль).
5.
И: Что такое святилище? (место для преклонения
и жертвоприношений богам).
М: На некоторых монетах изображался всадник с
копьём в руке. Как назывались эти монеты? (копейки).
Итоги работы. Слайд 7.
2 тур: Крепостная стена . Слайд 8.
В этом туре вам предстоит отражать атаки кочевников с помощью математических знаний. У нас …жетонов.
1 задание: За выполнение задания по 3 жетона, за дополнительные ответы -3жетона дополнительно.
1) Знаете ли вы, что неделя у древних славян состояла из 9 дней.
Эти дни назывались так: Детям даётся название дней в произвольно рассыпанном виде. Слайд 9.
- понедельник;
- вторник;
- тритейник;
- четверг;
- пятница;
- шестица;
- седьмица;
- осьмица;
- неделя.
Задание: Сложите название этих 9 дней по порядку так, как это было у древних славян.
Проверка. Слайд 10.
2) Дополнительные вопросы: Какие названия дней недели сохранились до нашего времени?
Кстати, в старинных сказках до сих пор можно встретить древние названия дней недели. Например, в сказке “Конёк- Горбунок” П. Ершова есть такие строки:
“… и на первую седьмицу он поехал в
Град-столицу..:
“…вот осьмица уж прошла и неделя подошла..”
Объясните.
2 задание: Слайд 11. Разыгрывается 2 жетона.
Из истории вы знаете такие слова, как
“летопись”, “летоисчисление”, “Сколько вам
лет?”. Что общего во всех этих словах? (ЛЕТО).
У древних славян год назывался словом “ЛЕТО” и
состоял из 3 сезонов - Зима, Весна, Осень. Сколько
это месяцев? (9 месяцев).
Слайд 12. Разыгрывается по 2 жетона на группу.
Задача.
Когда мальчику исполнялось 108 месяцев – наступало его совершеннолетие.
После чего мальчиков начинали обучать родовым ремёслам и воинскому искусству. Определите возраст совершеннолетия древнеславянских мальчиков. 108 месяцев – сколько это лет?
(108:9=12 лет).
3 задание: Слайд 13. Разыгрывается по 2 жетона на группу
Какие деньги были у древних славян? (гривны, рубли, копейки). А что такое “меховые деньги”?
1 шкурка лисы = 1 кун.
1 гривна 25 кунов.
Боевой конь стоит 3 гривны. Сколько это кунов?
Дополнительно: Давайте рассмотрим боевое снаряжение русского воина.
Вон одет в шлем, кольчугу. А что надето на ноги воина? (ноговицы).
Итоги и результаты. Слайд 8.
3 тур Укреплённый княжеский двор с церковью.
В этом туре вам предстоит отражать атаки кочевников с помощью исторических знаний. У нас …жетонов.
1 задание: разыгрывается по 2 жетона и 2 жетона за дополнительные ответы.
Перед вами разрезанные картинки. Вам нужно их соединить и назвать, что это такое и как это называется в общем (борона-суковатка, серп, коса, вилы, соха – орудия труда). Проверка, слайд 14.
2 задание: разыгрывается 5 жетонов.
Почему славяне говорили “Хлеб всему голова”? (был главной пищей славян, доставался тяжёлым трудом).
Какие ещё пословицы, поговорки о хлебе вы знаете?
3 задание: разыгрывается по 3 жетона на группу.
Славяне занимались не только сельскохозяйственным трудом, но и были хорошими ремесленниками. Вашему вниманию предлагается кроссворд. Вопросы, слайд 15.
- Мастер по изготовлению изделий из железа.
- Короб из бересты.
- Особая печь в кузне.
- Мастер, который занимался изготовлением посуды.
- Мастер по изготовлению бочек.
- Деревянная лодка.
Итоги, подсчёт жетонов, результаты выполнения задания урока.
IV. Итоги занятия. Слад 16.
“России определено было высокое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу кочевников и остановили их нашествие..”.
А.С.Пушкин.
Благодаря силе, мужеству и славе наших далёких предков которые до последней капли крови защищали свои земли, свои дома, свои города и семьи. Это люди , на которых мы должны стараться походить. Люди, которых мы должны помнить. Ведь, если бы их не было, то не было бы нашей страны и, может быть, не было бы и нас с вами.
Для того, чтобы походить на них нам нужно любить свою Родину, свой край, свою землю, хорошо учиться, много читать, заниматься спортом, не лениться, а трудиться, не бояться трудностей, работать над собой, бороться со своими недостатками, стараться быть первым во всех школьных делах, готовить себя к трудовой жизни. Всем спасибо за внимание.
Литература:
1. Семёнова М. Мы славяне. Санкт-Петербург:, “Радуга”, 1998.
2. Кирпичников А.М., Медведев А.Ф. Вооружение// Древняя Русь: Город, замок, село. Москва:, “Просвещение”, 1985.