Цели:
- Привитие учащимся бережного отношения к книге
- Исследование процесса рождения книги
- Работа с различными источниками информации: интернет, дополнительная литература, беседы с профессионалами
- Подготовка сообщений, информационных стендов, стенгазет
- Изготовление и оформление своих книжек
Этапы работы:
- Из чего делают бумагу? (Ознакомление с различными источниками информации)
- Работа в типографии (Экскурсия)
- Книжные переплеты (Создание стенгазет, информационных стендов)
- Оформление книги (Работа на уроках рисования и труда)
- Наша мастерская (Рождение собственных книг)
Реальные результаты:
- Работа помогла учащимся познакомиться с трудоемким процессом рождения книги;
- Выработать чуткое бережное отношение к книгам;
- Научиться создавать собственные авторские книги;
- Выработать умение работать с различными источниками информации;
- Научиться работать в различных по составу и профилю группах;
- Развить коммуникативные навыки.
Ход урока
Русский педагог, философ Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) высказывал очень важную мысль о целях образования:
…Целью образования не может быть просто приобретение сведений. Сведения быстро забываются,… не зная в точности, как сложится в будущем жизнь ученика, совершенно немыслимо выделить именно то, что ученику действительно пригодится в жизни. …А раз сообщение сведений не может быть целью обучения, то очевидно задачей школы должно быть развитие способности мышления. Развитой ум всегда сможет впоследствии приобрести те сведения, которые ему в жизни необходимы и предусмотреть которые не в состоянии никакое преподавание…
Подобные мысли, реальное положение дел в современном образовании побуждают говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, ученик не может применить полученные в ходе обучения знания на практике, так как он не участвует в деятельности, которая показывала бы использование приобретенного опыта для получения новых знаний.
Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося умения к самоопределению, самостоятельному мышлению, эффективному сотрудничеству в разнообразных по составу и профилю группах. Поэтому важно внедрять в современный учебный процесс альтернативные формы и способы ведения образовательной деятельности, одной из которых является проектное обучение.
Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимают работу учащихся для достижения решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта.
Метод проектов разработал ученик Д. Дьюи американский педагог В. Килпатрик. Метод проектов получил широкое распространение и популярность в США, Германии, Италии, Великобритании и России.
В результате работы над проектом учащиеся получают реальную возможность проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. Кроме того, подобная работа укрепляет дружеские и товарищеские отношения: работающие в одной группе поддерживают друг друга, подсказывают пути решения возникающих проблем, распределяют обязанности, взаимодействуют друг с другом.
В процессе проектной деятельности школьники учатся:
- планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
- использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
- распределять обязанности внутри группы;
- представлять созданный проект перед аудиторией;
- оценивать себя и других;
- лучше овладевать умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами
Мои ученики-третьеклассники выступили с инициативой разработки коллективного проекта “Как рождается книга”.
Мотивом для такой работы стало исследование состояния учебников учащихся начальной школы. Ребятам было предложено создать “дерево”, которое передавало бы отношение к книге в каждом классе. В результате получилась картина “осеннего леса”, которая наглядно передает состояние школьных учебников, из которых лишь половина пригодна для дальнейшего использования.
Ребята выдвинули гипотезу:
Если школьники познакомятся с процессом рождения книги, узнают, как много людей разных профессий заняты в этом процессе, какой трудный путь проходит книга, прежде чем попасть к нам, то отношение к книгам будет более осознанным, бережным, учащиеся проявят живой интерес к самой книге, станут участниками проекта создания собственных книг.
Целями проекта стали:
- Привитие учащимся бережного отношения к книге
- Исследование процесса рождения книги
- Работа с различными источниками информации: интернет, дополнительная литература, беседы с профессионалами
- Подготовка сообщений, информационных стендов, стенгазет
- Изготовление и оформление своих книжек
Мы с ребятами разработали этапы работы над проектом:
- Из чего делают бумагу? (ознакомление с различными источниками информации)
- Работа в типографии (экскурсия)
- Книжные переплеты (создание стенгазет, информационных стендов)
- Оформление книги (работа на уроках рисования и труда)
- Наша мастерская (рождение собственных книг)
Работа проходила в течение полугода. Класс разделился на группы, которые выбрали для себя отдельные проблемы для изучения (происхождение бумаги, технология процесса изготовления бумаги, как работают в типографии, художественное оформление книги, книжные переплеты). По мере накопления материала, учащиеся представляли свои наработки в виде информационных стендов, стенгазет, сообщений, презентаций. Были организованы экскурсии в школьную библиотеку, в типографию. К исследованию проблемы активно вовлекались родители, которые оказывали помощь в оформлении газет, организации экскурсий, подборке материалов. Работа проходила как во внеурочное время, так и на некоторых уроках (чтение, рисование, труд). Ребята знакомились с приемами оформления детской книги, рисовали “буквицы”, мастерили собственные книжки, сочиняли авторские сказки.
Третьеклассники оформили коллективный проект в виде презентации, которая состоялась на школьном фестивале проектов, а также учащиеся представляли свою работу на окружном конкурсе “Умники и умницы”. Результатом работы стали также собственные книги сказок, сделанные своими руками.
Реальные результаты:
- Работа помогла учащимся
- Познакомиться с трудоемким процессом рождения книги;
- Выработать чуткое бережное отношение к книгам;
- Научиться создавать собственные авторские книги;
- Выработать умение работать с различными источниками информации;
- Научиться работать в различных по составу и профилю группах;
- Развить коммуникативные навыки