Пояснительная записка
Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах учебно-воспитательной работы. Любая педагогическая ситуация в большей или меньшей степени становится ситуацией учебно-воспитательной. Успешность педагогической деятельности определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе взаимодействия.
Условием его установления служит коммуникативная деятельность педагога, т.е. организация поведения и занятий обучающихся через различные виды общения. Иными словами, обучение и воспитание по своей сути — коммуникативный процесс.
Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания свойства личности (характера, темперамента), психические состояния и проявляющаяся в общении с людьми. Любое педагогическое действие предполагает контакт и ведущую роль учителя в процессе общения. Для конструктивности контакта ему нужны не только знания и учет индивидуальных особенностей обучающихся и своих собственных, но и владение методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия (влияния). Это возможно при ориентации учителя на формирование у себя и обучающихся коммуникативных качеств личности, умения адекватно оценивать межличностные отношения. Коммуникативная компетентность педагога обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие и в конечном итоге – систему отношений.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность.
Особенность перечисленных педагогически значимых качеств личности заключается в том, что каждое из них интегративно и комплексно, характеризуется многоуровневой структурой. Они находятся в тесной взаимосвязи, сочетаются друг с другом и образуют определенное единство.
Данная программа является частью комплексной работы по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов педагогов, актуализации изменений педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.
Цель программы
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем, изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми
Задачи программы
- Мотивировать педагогов к анализу собственных педагогических взглядов и установок.
- Способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
- Обеспечить условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов.
- Обучить навыкам саморегуляции эмоциональных состояний, навыкам релаксации.
Методы: беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, развивающая психологическая диагностика.
Результат: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.
В результате освоения данной программы педагог должен
знать:
- понятия “рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность ”.
- личностно-ориентированную модель общения взрослого с ребенком (по А. В. Петровскому)
- правила поведения для конфликтных людей;
- правила разрешения конфликтов;
- основные формы реагирования в общении;
- алгоритм стратегии сотрудничества.
уметь:
- анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
- понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;
- адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.
владеть:
- способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- навыками самооценки и понимания других;
- навыками позитивного общения;
- навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.
Организация занятий
Программа рассчитана на 18 часов — 9 занятий по два часа каждое.
Структура занятия
- Вводная часть включает разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
- Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
- Заключительная часть включает:
– подведение итогов, рефлексия занятия;
– снятие эмоционального напряжения посредством релаксации.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия |
Содержание |
Кол-во часов |
1. | Личность педагога | 1.Игра “Имя как аббревиатура” 2.Правила работы в группе Игра “Поменяйтесь местами...” Упражнение “Портрет идеального педагога” Игра “Автомобиль”. 3.Упражнение “Подарок” | 2 |
2. | Моя профессиональная роль | 1.Упражнение “Дипломатический прием”. 2.Упражнение “Моя профессиональная роль”. Педагогические приемы расположения к себе людей в общении. 3.Рефлексия занятия | 2 |
3. | Мои сильные стороны. | 1.Игра “Чьи ладони” Игра “Джунгли” 2.Упражнение “Две стороны медали” Упражнение-активатор “Печатная машинка” Упражнение-активатор “Калейдоскоп чувств” Упражнение “Объявление” 3.Анкетирование “Обратная связь” |
2 |
4. | Личностно-ориентированное общение педагога. | 1.Приветствие Анализ анкет Игра “Послание самому себе” 2.Упражнение “Мое педагогическое кредо” Анализ домашнего задания Информирование “Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком” (по А. В. Петровскому). Упражнение “Равновесие” Упражнение “Вверх по радуге” Упражнение “Маяк” Упражнение “Знакомство с самим собой” Упражнение “Хоровод” 3.Рефлексия занятия. |
2 |
5 | Я педагог. | 1.Упражнение “Приветствие” 2.Проективное рисование “Я – педагог” Упражнение “Повтори движение” Информирование “Как располагать к себе людей” Упражнение “Движение по кругу” Упражнение “Что помогает мне в работе” 3.Анкетирование “Обратная связь” |
2 |
6. | Глазами ученика. | 1.Упражнение “Приветствие” Упражнение “Здравствуйте, дети” 2.Работа в группах Релаксация под музыку “Белое облако” Упражнение “Стрела” Работа в парах Упражнение “Букет чувств” Упражнение “Рефлексия по кругу” 3.Упражнение “Энергетический круг” |
2 |
7. | Эмоциональная культура педагога | 1.Общее представление об эмоциональной
культуре. 2.Упражнение “Любящий взгляд” Упражнение “Передай эмоцию” Упражнение “Нетелефонный разговор” Игра “Слон” Игра “Нежданный гость” 3. Упражнение “Передай улыбку” |
2 |
8. | Мои профессиональные перспективы. | 1.Анализ анкет Упражнение “Молекулы” 2.Упражнение “Передача энергии” Упражнение “Композиция” Упражнение “Зеркало” Игра-активатор “Путаница” Упражнение “Руки” 3.Упражнение “Дождик”. |
2 |
9. | Итоговое | 1.Игра-активатор “Всеобщее внимание” 2.Упражнение “Дискуссия” Упражнение “Последняя встреча” “Написание эссе” “Доброжелательное послание” 3.Итоги моего участия в тренинге Упражнение “Обратная связь” Анкетирование “Обратная связь” |
2 |
Всего часов |
18 |
Занятие 1. Личность педагога.
Цель:
- создать благоприятные условия для работы группы;
- ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
- сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок.
1. Вводная часть.
Знакомство. Сообщение о целях планируемой работы.
Игра “Имя как аббревиатура”.
Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данном кругу, а затем “расшифровать” имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, “расшифровать” достаточно только имя.
Например: ИРИНА.
И – искренняя,
Р – решительная,
И – инициативная,
Н – независимая,
А – альтруистка.
Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его “расшифровку”.
2. Основная часть.
Правила работы в группе.
После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.
- Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на “ты”, что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
- Общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
- Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме “Я считаю...”, “Я думаю...”).
- Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, ипи молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
- Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
- Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
- Недопустимость непосредственных оценок человека.
Принятые правила записываются в памяти группы (это могут быть записи мелом на школьной доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости). Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, — песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.
Игра “Поменяйтесь местами...”
Для того чтобы выполнить следующее упражнение, необходимо разбиться на подгруппы. Это можно сделать с помощью игры “Поменяйтесь местами”. Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, меняются местами те, кто:
- работает всю жизнь в одном учреждении;
- работает в настоящее время по новой программе;
- любит свою работу;
- работает педагогом уже больше 10 лет;
- мечтал быть педагогом с детства и т.д.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы.
Упражнение “Портрет идеального педагога” (проводится в малых группах).
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.
Примерные качества:
- гибкость,
- стремление к самоактуализации,
- доброжелательность,
- умение брать ответственность на себя,
- коммуникабельность,
- направленность на личность другого человека,
- принятие себя,
- уважение чужого мнения,
- организаторские способности,
- умение видеть на несколько шагов вперед,
- креативность,
- эмпатийность.
Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:
– С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
– Что вы сами предлагаете добавить?
– Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.
Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.
Игра “Автомобиль”.
Необходимо представить наше образовательное учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.
3. Заключительная часть.
Упражнение “Подарок”
Первый день заканчивается упражнением “Подарок”. Каждый дарит своему соседу справа любой “подарок”, то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Литература
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя//Вопросы психологии. 1988. № 4.
- Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журн. 1992. Т. 13. № 5.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе к воспитанию (школьников) // Сов. педагогика; 1991. №2.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие.– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – 216 с.
- Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, “Феникс”, 2000, – 128 с.
- Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.